Малый бизнес в российской экономике: ретроспектива и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать развитие малого бизнеса в российской экономике: ретроспективы и перспективы
Задачи курсовой работы:
1. исследовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
2. определить регулирование малого предпринимательства в России;
3. провести сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в условиях национальной
экономики России 5
1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике 5
1.2.Регулирование малого бизнеса в России 9
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы,
Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа
15
2.1. Численность работников малых предприятий 15
2.2. Оборот малых предприятий 17
2.3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий 18
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

курс..docx

— 339.58 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Особенности развития малого бизнеса  в условиях национальной

экономики России 5

1.1. Место  малого бизнеса в национальной  экономике 5

1.2.Регулирование  малого бизнеса в России 9

Глава 2. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, 
Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа 
 15

  1. Численность работников малых предприятий 15
  2. Оборот малых предприятий 17
  3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий 18

Заключение 24

Список  использованной литературы 28

Приложения 30

 

Введение

    Актуальность  темы курсовой работы. Предпринимательство как инициативная самостоятельная экономическая деятельность граждан или их добровольных объединений, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Малое предпринимательство - одна из важнейших ее составных частей.

    Период  трансформации социально-экономических  отношений породил целый ряд  новых социальных и экономических  проблем и трудностей, неизбежных в условиях резких, не всегда регулируемых государством изменений. Это: безработица  не только отдельных граждан, но и  населения целых регионов, неоправданно высокая дифференциация доходов  самых богатых и самых бедных слоев населения, незначительная доля среднего класса в российском обществе, интересы которого совпадают с продвижением рыночных реформ, низкое качество системы  государственного управления национальной экономикой в целом, усиление ее сырьевой ориентации в экспорте и др. Преодоление данных проблем возможно лишь на комплексной, системной основе с учетом национальных интересов страны и ее экономической безопасности. Вместе с тем, изучение зарубежного и отечественного опыта показывает, что в условиях перехода стран к рыночной экономике целый ряд социально-экономических функций государства начинает выполнять бизнес. Важную роль в решении социально-экономических проблем призвано сыграть малое предпринимательство, которое является важнейшей стержневой составляющей экономической структуры стран с рыночной экономикой в силу целого ряда причин:

    Во-первых, экономические интересы субъектов  развития малого предпринимательства  совпадают с интересами среднего слоя предпринимателей, являющихся необходимой  социальной опорой рыночной экономики. Они имеют в своей основе трудовую и инновационную мотивацию  

и тесно  связаны с реальным сектором экономики. Во-вторых, в отличие от крупного малое предпринимательство не монополизирует рыночных отношений, а напротив, создаёт  конкурентную рыночную среду и антимонопольную  структуру экономики.

    В-третьих, он является наиболее подвижной, мобильной, быстро адаптируемой к новым условиям частью рыночной структуры, управляемой  государством с помощью системы  мер воздействия на параметры  внешней среды. Рыночное поведение  малого предпринимательства во многом зависит и определяется социально-экономической  ситуацией, в которую ставит его  государство.

    Цель  курсовой работы: проанализировать развитие малого бизнеса в российской экономике: ретроспективы и перспективы

    Задачи  курсовой работы:

  1. исследовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
  2. определить регулирование малого предпринимательства в России;
  3. провести сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа;
  4. исследовать особенности кредитования малого предпринимательства в условиях финансового кризиса;
  5. рассмотреть влияние малого предпринимательства на структуру и преобразования национальной экономики России.

    Курсовая  работа структурно состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из глав содержит несколько параграфов, заключения, списка использованной литературы.

    В ходе работы были использованы: федеральное  законодательство РФ, учебники и учебные  пособия, справочные издания, энциклопедии и словари.

 

    

Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в  условиях национальной

                      экономики России

      1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике

    Роль  и место малого предпринимательства  в национальной экономике лучше  всего проявляется в свойственных ему функциях. Рассматривая функции  малого предпринимательства в стабильной рыночной экономике, нужно отметить такие факторы:

    Во-первых, неоценимый взнос малого предпринимательства  в дело формирования конкурентной среды. Известно, что в условиях свободной  рыночной экономики конкуренция  является отображением отношений соревнований между хозяйственными элементами, когда  их самостоятельная деятельность эффективно ограничивает возможности каждого  из них, повлиять на общие условия оборота товаров на данном рынке, а также стимулирует производство тех товаров, в которых нуждается потребитель. Тогда деятельность участников рыночных отношений приобретает динамический характер, она связана с экономической ответственностью и риском предпринимателя, который превращает его в своеобразный социальный двигатель экономического развития.

    Малое предпринимательство помогает утверждению  конкурентных отношений, потому что  оно является антимонопольным по своей природе, что проявляется  в разнообразных аспектах его  функционирования. С одной стороны  малый бизнес в результате многочисленности элементов, что его составляют и  высокого динамизма их значительно  меньшей мерой поддается монополизации, чем большие предприятия. С другой стороны, при условиях узкой специализации  и использование новейшей техники  оно выступает как действенный  конкурент, который подрывает монопольные  позиции больших корпораций. Именно эта черта малого предпринимательства  сыграла существенную роль в послаблении, а иногда и в преодолении развитыми  странами, которым присущ большой капитал, тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.1

    Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на смены конъюнктуры рынка, предоставляет рыночной экономике  необходимой гибкости. Эта его  черта получила в современных  условиях особенного значения вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса (НТП), роста номенклатуры промышленных товаров и услуг.

    В-третьих, огромным является взнос малого предпринимательства  в осуществление прорыва во многих важных направлениях НТП, прежде всего  в отрасли электроники, кибернетики, информатики. Способствуя ускорению  реализации новейших технических и  коммерческих идей, выпуска наукоемкой продукции, малое предпринимательство  тем самым выступает проводником  НТП. Например, большинство мелких фирм, которые возникли в конце 80-х годов  в Великобритании, есть наиболее технически оснащениями. А в США на сектор малого предпринимательства приходится приблизительно 50 % научно-технических  разработок.

    В-четвертых, малое предпринимательство делает весомый взнос в решение проблемы занятости. Эта функция проявляется  в способности малого предпринимательства  создавать новые рабочие места  и поглощать избыточную рабочую  силу во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики. В развитых странах на малый бизнес приходится в среднем 50 % всех занятых  и до 70—80 % новых Рабочих мест. Если в период кризисов 70—80-х гг. в развитых странах наблюдалось  сокращение рабочих мест на больших  предприятиях, то мелкие фирмы их не только хранили, но и даже создавали новые.

    В-пятых, важная функция малого предпринимательства  заключается в ослаблении социального  напряжения и демократизации рыночных отношений,

потому  что именно оно является фундаментальной  основой формирования среднего класса. Следовательно, оно выполняет функцию  послабления 

свойства  рыночной экономики тенденции к социальной дифференциации и расширению социальной базы реформ, которые осуществляются на данном этапе. Без ориентации на такую социальную базу рыночной среды, которой является средний класс, внедренные реформы, обречены на провал.

    Отмеченные  функции малого предпринимательства  приобретают еще большее значение для переходного состояния экономики. Специфическими функциями этого  сектора экономики, которые проявляются  во время реформирования социально-экономической  системы в постсоциалистический период, таковы2.

  1. Содействие в формировании многочисленных субъектов рыночного хозяйствования, в первую очередь в создании эффективного негосударственного сектора экономики, ориентированного на спрос, конкуренцию и тому подобное; стимулирование деловой активности населения и рождения новой социальной прослойки предпринимателей-владельцев, которые составляют социальную базу экономических реформ, обеспечивают стабильность общества.
  2. Содействие процессам первичной демонополизации, приватизации и разгосударствлению экономики, стимулирования развития экономически конкуренции.
  3. В условиях разгосударствления государственной и высоко монопольной структуры экономики, высвобождения государственного сектора в производстве нерентабельной для него мелкосерийной и искусственной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный, а не массовый спрос. И на этой основе, обеспечение государственных предприятий необходимой продукцией "тыловой индустрии", которая изготовляется небольшими сериями (инструменты, оборудование и тому подобное), и повышения тем самым эффективности деятельности больших предприятий, большого предпринимательства.
  4. Если в смешанной экономике функция малого предпринимательства в решении проблемы занятости по большей части проявляется во время циклических спадов и структурных сдвигов экономики, то она не является наиболее весомой в условиях трансформации монопольных структур и перехода экономики постсоциалистических стран на рыночные принципы. Предоставляя рабочие места высвобожденным из государственного сектора слоям населения, рационально используя рабочую силу, малое предпринимательство тем самым способствует преодолению скрытой безработицы. Кроме того, формирование и эффективное функционирование сектора малого предпринимательства являет собой противодействие тенденциям развитию явных форм безработицы, в первую очередь его структурной формы.
  5. Малое предпринимательство способствует процессу демократизации общества, именно этот сектор в полной мере характеризуется наиболее демократичными, рациональными формами его организации и управления, именно от уровня (темпов) развития малого предпринимательства зависит степень демократизации общества

    6. В период становления рыночных отношений, преодоления свойственных экономике страны и постсоциалистических стран инертности, консерватизма и слабую восприимчивость к техническим достижениям, особое значение приобретает повышенная гибкость малого предпринимательства. Она проявляется в ориентации этого сектора экономики на местный (локальный) рынок и индивидуальный потребительский спрос.

    7. Способствуя преодолению дефицитности потребительского рынка, малое предпринимательство выполняет функцию насыщения национального рынка и активизации потребительского спроса. Это проявляется, в первую очередь, в содействии макроэкономической стабилизации во время спада и недостаточного совокупного спроса.

    Все это дает основания сделать вывод, что функционирование малого предпринимательства  в рыночной экономике не является отделенным. 

      1.2.Регулирование малого бизнеса в России

    В настоящее время предпринимательской  деятельностью может заниматься любой гражданин, признанный дееспособным и старше 18 лет3. На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор, Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым"4.

    Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением  бизнесом и несет личную ответственность  за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской  деятельности прибыль и чувство  удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять  на себя весь риск потерь в случае банкротства  его предприятия". Существует ещё  много различных вариаций на тему "Предпринимательство", но все  их можно определить в одно общее:

    Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли, целью которой является насыщение рынка товарами и услугами. Таким образом, предприниматель - это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня, путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге, и соответственно, получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Информация о работе Малый бизнес в российской экономике: ретроспектива и перспективы