Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать развитие малого бизнеса в российской экономике: ретроспективы и перспективы
Задачи курсовой работы:
1. исследовать место малого предпринимательства в национальной экономике;
2. определить регулирование малого предпринимательства в России;
3. провести сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа;
Введение 3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в условиях национальной
экономики России 5
1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике 5
1.2.Регулирование малого бизнеса в России 9
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы,
Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального федерального округа
15
2.1. Численность работников малых предприятий 15
2.2. Оборот малых предприятий 17
2.3. Инвестиции в основной капитал малых предприятий 18
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложения
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в условиях национальной
экономики России 5
1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике 5
1.2.Регулирование малого бизнеса в России 9
Глава
2. Сравнительный анализ деятельности
малых предприятий г. Москвы,
Московской области, г. Санкт-Петербурга,
Центрального федерального округа
15
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложения 30
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Предпринимательство как инициативная самостоятельная экономическая деятельность граждан или их добровольных объединений, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Малое предпринимательство - одна из важнейших ее составных частей.
Период
трансформации социально-
Во-первых,
экономические интересы субъектов
развития малого предпринимательства
совпадают с интересами среднего
слоя предпринимателей, являющихся необходимой
социальной опорой рыночной экономики.
Они имеют в своей основе трудовую
и инновационную мотивацию
и тесно связаны с реальным сектором экономики. Во-вторых, в отличие от крупного малое предпринимательство не монополизирует рыночных отношений, а напротив, создаёт конкурентную рыночную среду и антимонопольную структуру экономики.
В-третьих, он является наиболее подвижной, мобильной, быстро адаптируемой к новым условиям частью рыночной структуры, управляемой государством с помощью системы мер воздействия на параметры внешней среды. Рыночное поведение малого предпринимательства во многом зависит и определяется социально-экономической ситуацией, в которую ставит его государство.
Цель курсовой работы: проанализировать развитие малого бизнеса в российской экономике: ретроспективы и перспективы
Задачи курсовой работы:
Курсовая работа структурно состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из глав содержит несколько параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В ходе работы были использованы: федеральное законодательство РФ, учебники и учебные пособия, справочные издания, энциклопедии и словари.
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса в условиях национальной
экономики России
1.1. Место малого бизнеса в национальной экономике
Роль
и место малого предпринимательства
в национальной экономике лучше
всего проявляется в
Во-первых, неоценимый взнос малого предпринимательства в дело формирования конкурентной среды. Известно, что в условиях свободной рыночной экономики конкуренция является отображением отношений соревнований между хозяйственными элементами, когда их самостоятельная деятельность эффективно ограничивает возможности каждого из них, повлиять на общие условия оборота товаров на данном рынке, а также стимулирует производство тех товаров, в которых нуждается потребитель. Тогда деятельность участников рыночных отношений приобретает динамический характер, она связана с экономической ответственностью и риском предпринимателя, который превращает его в своеобразный социальный двигатель экономического развития.
Малое
предпринимательство помогает утверждению
конкурентных отношений, потому что
оно является антимонопольным по
своей природе, что проявляется
в разнообразных аспектах его
функционирования. С одной стороны
малый бизнес в результате многочисленности
элементов, что его составляют и
высокого динамизма их значительно
меньшей мерой поддается
Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на смены конъюнктуры рынка, предоставляет рыночной экономике необходимой гибкости. Эта его черта получила в современных условиях особенного значения вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса (НТП), роста номенклатуры промышленных товаров и услуг.
В-третьих,
огромным является взнос малого предпринимательства
в осуществление прорыва во многих
важных направлениях НТП, прежде всего
в отрасли электроники, кибернетики,
информатики. Способствуя ускорению
реализации новейших технических и
коммерческих идей, выпуска наукоемкой
продукции, малое предпринимательство
тем самым выступает
В-четвертых,
малое предпринимательство
В-пятых, важная функция малого предпринимательства заключается в ослаблении социального напряжения и демократизации рыночных отношений,
потому
что именно оно является фундаментальной
основой формирования среднего класса.
Следовательно, оно выполняет функцию
послабления
свойства рыночной экономики тенденции к социальной дифференциации и расширению социальной базы реформ, которые осуществляются на данном этапе. Без ориентации на такую социальную базу рыночной среды, которой является средний класс, внедренные реформы, обречены на провал.
Отмеченные
функции малого предпринимательства
приобретают еще большее
6. В период становления рыночных отношений, преодоления свойственных экономике страны и постсоциалистических стран инертности, консерватизма и слабую восприимчивость к техническим достижениям, особое значение приобретает повышенная гибкость малого предпринимательства. Она проявляется в ориентации этого сектора экономики на местный (локальный) рынок и индивидуальный потребительский спрос.
7. Способствуя преодолению дефицитности потребительского рынка, малое предпринимательство выполняет функцию насыщения национального рынка и активизации потребительского спроса. Это проявляется, в первую очередь, в содействии макроэкономической стабилизации во время спада и недостаточного совокупного спроса.
Все
это дает основания сделать вывод,
что функционирование малого предпринимательства
в рыночной экономике не является
отделенным.
1.2.Регулирование малого бизнеса в России
В
настоящее время
Английский
профессор Алан Хоскинг утверждает:
"Индивидуальным предпринимателем
является лицо, которое ведет дело
за свой счет, лично занимается управлением
бизнесом и несет личную ответственность
за обеспечение необходимыми средствами,
самостоятельно принимает решения.
Его вознаграждением является полученная
в результате предпринимательской
деятельности прибыль и чувство
удовлетворения, которое он испытывает
от занятия свободным
Предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли, целью которой является насыщение рынка товарами и услугами. Таким образом, предприниматель - это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня, путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге, и соответственно, получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
Информация о работе Малый бизнес в российской экономике: ретроспектива и перспективы