Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. Потенциал малых предприятий остается нереализованным.

Содержание

1) Введение 1

2) История малого бизнеса 2

3) Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства 4

4) Преимущества и недостатки малого предпринимательства 8

5) Правовые основы деятельности малых предприятий 9

6) Проблемы развития малого бизнеса в РФ 16

7) Особенности финансирования деятельности 18

8) Заключение 20

Работа содержит 1 файл

малый БИЗНЕС.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

       Следует отметить, что на основании  ст.8 п. 2 Закона РФ “О предприятиях  и предпринимательской деятельности”  индивидуальное предприятие может  быть образованно путем приобретения  гражданином (семьей) государственного  или муниципального предприятия.  Для регистрации предприятия  представляются решение о его  создании и утвержденный учредителем  устав, а также заявление учредителя  и свидетельство об уплате  госпошлины (ст. 34 Закона “О предприятии  и предпринимательской деятельности”). Закон РФ предусматривает право  предпринимателя (учредителя) взыскать  по суду убытки, причиненные незаконным  отказом регистрации.

                                     Управление предприятием

     Управление  предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия – юридического лица (вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года, возможны и другие варианты решения).

       Вариант: для осуществления текущего  руководства деятельностью предприятия  учредителем назначается директор  предприятия, действующий на основании  и в пределах доверенности, выданной  от имени предприятия его высшим  органом.

       С приглашенным директором заключается  контракт (трудовой договор). Директором  может быть назначен один из  учредителей. Учредитель, действуя  в качестве руководителя предприятия,  самостоятельно решает все вопросы  деятельности предприятия. Он  действует от имени предприятия  без доверенности, представляет  его во всех организациях и  перед всеми лицами, распоряжается  имуществом предприятия, совершает  сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

       Трудовой коллектив предприятия,  состоящий из всех лиц, участвующих  своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора,  решает простым большинством  голосов вопрос о заключении  коллективного договора, и о содержании  этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность, назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

                 Хозяйственная и иная деятельность предприятия

       Предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность, определяет перспективы  развития. Учредитель или с его  согласия директор предприятия  самостоятельно в соответствии  с законодательством о труде  определяет порядок найма и  увольнения работников, формы, системы  и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

       Предприятия могут приобретать  необходимые ему ресурсы реализовывать  свою продукцию и услуги любым,  не противоречащим законодательству  способом по не противоречащим  законодательству ценам. Предприятие  вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

       Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет перечень  сведений, составляющих коммерческую  тайну.

       Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других  платежей в бюджет (чистая прибыль)  поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой  прибыли определяется учредителем.  Часть чистой прибыли (вариант:  часть чистой прибыли в размере,  ежегодно определяемом учредителем  после обсуждения с трудовым  коллективом) передается в собственность  членам трудового коллектива. Порядок  распределения этой части чистой  прибыли между работниками определяется  положением, утвержденным советом  предприятия (вариант: совместным  решением учредителя и трудового  коллектива). Переданная члену трудового  коллектива часть прибыли подлежит  выплате ему или может с  согласия высшего органа предприятия  образовать вклад работника в  средства предприятия. На сумму  вклада начисляются подлежащие  ежегодной выплате проценты, размер  которых определяется решением  трудового коллектива (вариант: совета  предприятия), утвержденным органом  предприятия (вариант: положением, утвержденным совместным решением  трудового коллектива (или совета  предприятия) и высшего органа  предприятия). В случае прекращения  трудовых отношений вклад и  причитающиеся на него проценты  подлежат выплате по окончании  операционного года. 
 
 
 
 
 

Структура системы поддержки  малых и средних  предприятий Москвы

 

Проблемы  развития малого бизнеса  в РФ

Рассмотрим особенности  малого бизнеса в России, а затем  перейдем к проблемам малого предпринимательства  в нашей стране. Итак,  особенности  малого бизнеса в России:

1. В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, - производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, деревообрабатывающей, лесной, и целлюлозо-бумажной отраслей промышленности.

2. Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность их деятельности обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

3. Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного. В России малым бизнесом в основном занимаются физические лица. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику: ½ выпуска некоторых продовольственных товаров, ½ розничной торговли, ¾ объема бытовых услуг .

4. Вследствие недостаточной государственной поддержки малого бизнеса и слабой законодательной базы в течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность.

 5. Еще одной особенностью малого бизнеса в России является его ориентация на внутренний рынок. На нем малыми предприятиями совершается 72% от общего объема закупок и сбывается более 80% произведенных товаров и  услуг . Таким образом, малый бизнес, который в основном концентрируется в строительстве и сфере услуг, производит большую часть неэкспортируемых товаров в экономике страны.

6. Наблюдается явный перекос в сторону торгово-закупочных и посреднических операций.

7. Определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно временным средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности.

8. Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.

Мы уже  коснулись  проблем становления малого бизнеса  в России, теперь остановимся на некоторых из них подробнее. Но прежде приведем некоторые статистические данные, характеризующие малый бизнес  нашей страны.

              

    Особенности финансирования деятельности.

 Одно из  главных отличий МП от крупного  предприятия - порядок финансирования, предполагающий использование в  первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще один источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.

В сегодняшних  российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Рассматривая  особенность МП, заключающуюся в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса, как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

     И еще один случай. Он типичен для  инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка - организация производства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные МП доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала.

     Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки  внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МП непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают» профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

     Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства  государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче  бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса - залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача, как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.

Информация о работе Малый бизнес в России