Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, реферат
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. Потенциал малых предприятий остается нереализованным.
1) Введение 1
2) История малого бизнеса 2
3) Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства 4
4) Преимущества и недостатки малого предпринимательства 8
5) Правовые основы деятельности малых предприятий 9
6) Проблемы развития малого бизнеса в РФ 16
7) Особенности финансирования деятельности 18
8) Заключение 20
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».
Актуальность
данной темы определена в первую очередь
объективно значительной ролью малого
предпринимательства в
Как
мы знаем, предприятие - это обособленный
хозяйствующий субъект, использующий
материальные и информационные ресурсы
для производства пользующейся спросом
продукции, выполнения работ и оказания
услуг. Но, прежде всего, малое предприятие
- это основное звено рыночной системы
хозяйствования. Именно оно определяет
деловую активность национального
хозяйства, именно здесь происходит
создание продукции, непосредственная
связь работника с капиталом.
Малое предприятие
История малого бизнеса
Малый
бизнес в России начал зарождаться
примерно после «застойного» периода
в 80-е годы. Партийные, комсомольские,
производственно-хозяйственные
В
конце 80-х годов коренные изменения
в политической, социально-экономической
сфере страны предоставили некоторым
предприимчивым людям возможность
заниматься предпринимательской
Отсутствие законодательства, регулирующего
предпринимательскую
Начало 90-х годов произошел процесс
приватизации старых
Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого
бизнеса выявило структурные
проблемы, касающиеся всего
Экономический развал и
После 1993 года происходит определенный
подъем развития малого
С 1998 года появляется новое
законодательство, ужесточаются требования
к предприятиям малого бизнеса.
Последнее время государство
пытается упростить процесс
Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия:
1)Число постоянных работников не должно превышать 250 человек
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек
включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий
С 1 января 2008 г.
согласно постановлению Правительства
Российской Федерации от 22 июля 2008 г.
N 556 установлены предельные значения
выручки от реализации товаров (работ,
услуг) за предшествующий год без
учета налога на добавленную стоимость
для следующих категорий
микропредприятия — 60 млн рублей;
малые предприятия — 400 млн рублей;
средние предприятия — 1000 млн. рублей.
Средняя за отчетный
период численность работников малого
предпринимательства
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
1.Характером производственного процесса:
• ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
• небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
• упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой
системы управления и
• единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
• особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
• компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
• отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
• быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
• особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
• гибкость, восприимчивость к нововведениям;
• небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
• низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
• высокая оборачиваемость капитала;
• существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
4. Особенностями внешних воздействий:
• локальность ресурсных и сбытовых рынков;
• не формальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
• положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
• сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
• ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);