Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. Потенциал малых предприятий остается нереализованным.

Содержание

1) Введение 1

2) История малого бизнеса 2

3) Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства 4

4) Преимущества и недостатки малого предпринимательства 8

5) Правовые основы деятельности малых предприятий 9

6) Проблемы развития малого бизнеса в РФ 16

7) Особенности финансирования деятельности 18

8) Заключение 20

Работа содержит 1 файл

малый БИЗНЕС.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

                                                 Введение

     Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

     Актуальность  данной темы определена в первую очередь  объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной  социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой  является главным вектором разворачиваемой  в России радикальной реформы. Малое  предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

     Как мы знаем, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы  для производства пользующейся спросом  продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы  хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального  хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным  товаропроизводителем. Здесь сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования  ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

                               История малого  бизнеса

     Малый бизнес в России начал зарождаться  примерно после «застойного» периода  в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения  и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

     В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым  предприимчивым людям возможность  заниматься предпринимательской деятельностью  на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы  стали создаваться во многих регионах, городах.

       Отсутствие законодательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать  свои интересы, выступать перед  чиновниками, с экранов телевизоров  и т.д. Отдельные активисты  баллотировались на выборы депутатов  Съезда народных депутатов СССР  и РСФСР. Таким образом, активная  агитация приводила к сплочению,  интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые  предприятия, в т. ч. и малого  бизнеса в области сельского  хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в  1990 году создается Российский  союз совместного предпринимательства,  через год Аграрный союз. Под  управлением Райисполкомов при  поддержке кооперативов появляются  товарищества, первые открытые акционерные  общества.

       Начало 90-х годов произошел процесс  приватизации старых государственных  предприятий, который не обошел  стороной и малый бизнес. Перераспределение  государственной собственности  способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

       Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

       Последующее развитие малого  бизнеса выявило структурные  проблемы, касающиеся всего экономического  сектора. Заявленные в период  советского времени ориентиры  на развитие наукоемких, высокотехнологичных,  инновационных технологий сменились  на далекие от общегосударственных  программ торгово-посреднические  отношения. 

       Экономический развал и политическая  неразбериха (1991-1993 год) привели  к тому, что значительная часть  малого бизнеса была переориентирована  на коммерческую деятельность. Предприятия,  которые не успели вовремя  перестроиться на новую рыночную  экономику, были разрушены и  ликвидированы, ведь отныне главным  видом деятельности в сфере  бизнеса становится торговля.

       После 1993 года происходит определенный  подъем развития малого бизнеса,  частного сектора экономики. Впервые  начинает создаваться правовая  основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский  кодекс, «О некоммерческих организациях»  и т.д. 

       С 1998 года появляется новое  законодательство, ужесточаются требования  к предприятиям малого бизнеса.  Отныне при регистрации необходимо  проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

       Последнее время государство  пытается упростить процесс регистрации  малый предприятий, уменьшить  количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития  малого бизнеса, государственная  политика отныне направлена на  расширение, поддержку и развитие  малого предпринимательства в  России.

     Сущность  и критерии определения  субъекта малого предпринимательства

     Как показывает мировая и отечественная  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

     К малому и среднему бизнесу относятся  средние, малые и микропредприятия:

     1)Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

     Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать  следующие предельные значения средней  численности работников для каждой категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без  учета налога на добавленную стоимость  для следующих категорий субъектов  малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн рублей;

малые предприятия  — 400 млн рублей;

средние предприятия  — 1000 млн. рублей.

Средняя за отчетный период численность работников малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правого  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников правительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной  численности работников данное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером  производственного процесса:

• ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

• небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

• упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой  системы управления и руководства:

• единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

• особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

• компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

• отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

• быстрота принятия решений.

3. Состоянием  отдельных компонентов (кадры,  финансы и т.д.):

• особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

• гибкость, восприимчивость к нововведениям;

• небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

• низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

• высокая оборачиваемость капитала;

• существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями  внешних воздействий:

• локальность ресурсных и сбытовых рынков;

• не формальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

• положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

• сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

• ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

Информация о работе Малый бизнес в России