Малый бизнес: проблемы и противоречия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка, в частности:
- раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка;
- проанализировано современное состояние продовольственного рынка России;
- выявлены меры по стабилизации продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 5
1.1 Понятие продовольственного рынка 5
1.2 Составные элементы продовольственного рынка 7
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 14
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка 14
2.2 Динамика продовольственного рынка 19
2.3 Перспективы развития продовольственного рынка 21
3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Продов_рынок_России_9193(б).doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      В таблице 3 представлен объем рынка  продовольствия в Москве и по России.

Таблица 3

Объем рынка  продовольствия в Москве и по России [16]

Регион Затраты на потребление, $ / мес. Объем рынка, млрд. $
2010 2012 Прогноз 2010 2012 Прогноз
Москва 200 340 25 42
Россия 70 130 125 230
 

      В 2010 году объем потребления продуктов питания в Москве составил порядка $200 на человека в месяц. Значит, ежегодный рынок продуктов питания в столице России в розничных ценах равен примерно $25 млрд. в год. Если рассчитывать, что развитие пойдет по модели, близкой к американской, то москвичи в 2012 году в среднем будут тратить на продукты питания $340 в месяц. А это означает, что годовой объем московского продовольственного рынка составит $42 – 43 млрд.

      В России в 2010 году объем потребления продуктов питания равнялся $70 на человека в месяц. Тем самым был сформирован рынок продуктов питания в $125 – 130 млрд. годовых продаж.

      При сохранении текущих тенденций Россия подойдет ближе к европейской  модели, а значит, деньги, потраченные  россиянами на продукты питания, увеличат продуктовый рынок в два раза – до $230 млрд. годовых продаж.

      При этом разница в сценариях «Кризисный» / «Бескризисный» небольшая – буквально  ± 5 %. Если удастся полностью преодолеть кризис, то цифры будут больше на 5 – 8 %. Если кризис будет продолжаться, то цены будут ниже на те самые 5 – 8 %.

      Тем не менее, говоря о развитии рынков различных регионов, необходимо помнить, что объем потребления продуктов  питания в них сильно различается.

      Развитие  регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной скоростью развития и возможностями.

      Как уже отмечалось, средний объем  потребления продуктов питания  в России составляет $70 на человека в месяц. Тем не менее, в стране немало регионов, где уровень потребления  гораздо выше. «Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области» [16].

      Существует  также много регионов, которые  имеют долю на рынке России в 1,5 – 2 раза выше, чем в среднем, - это  ключевые регионы. В первую очередь, речь здесь идет о Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском краях и т. д. Такие регионы составляют экономический остов России и занимают каждый более 1,5 % от общего объема годовых продаж.

      В целом надо отметить, что сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития Москвы.

      По  прогнозам аналитиков, в ближайшее  время наибольший рост рынка будет  наблюдаться именно в российских регионах. И тут встает самый главный  вопрос – когда этот рост закончится?

      Резкое  сокращение скорости рынка – очень  болезненный момент в любом бизнесе. Сначала рынок растет на 30 – 50 % в год, как это и происходит в России. Затем рост замедляется до 5 – 8 % в год. При этом в бизнесе резко увеличиваются расходы и резко снижается прибыль; начинается насыщение рынка.

      В таблице 4 представлен прогноз насыщения продовольственного рынка.

Таблица 4

Прогноз насыщения продовольственного рынка [19]

Регион Затраты на потребление, $ / мес. Годы
Москва 400 – 450 2012 – 2014
Региональный  центр 280 – 330 2018 – 2020
Россия 240 – 280 2022 – 2024
 

      По  прогнозам специалистов в Москве насыщение произойдет тогда, когда  столичные жители будут тратить  на продукты питания примерно $400 в  месяц. Этот момент может наступить  уже в 2012 – 2014 годах.

      Рассмотрим  региональный центр. Насыщение рынка, скорей всего, наступит на уровне потребления продуктов питания в $280 – 330 на человека в месяц. При этом срок остановки бурного роста – примерно 2018 – 2020 годы.

      Что касается остальной России, то здесь  ожидается рост еще в течение  полутора десятков лет. И на фоне этого роста будет происходить и удвоение, и утроение, и еще большее увеличение рынка. По предварительным прогнозам, через 6 – 7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания если не все, то большинство европейских стран. До 2022 года, когда потребление продуктов питания окажется на уровне $240 – 280 на человека в месяц, рост российского рынка продолжится.

      Таким образом, в данной главе проведен анализ современного состояния продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.

      Продовольственный рынок страны в настоящее время  развивается в направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 2010 году уже 15,8 %.

      Сделано немало, но утверждать, что мы живем  в условиях «цивилизованного рынка», пока рано. Продовольственный рынок  еще далек от  идеала. Положение  в области распределения продуктов  питания и снабжения ими регионов России остается зачастую хаотичным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

      Все возможные методы и средства приведения в гармонию вертикально взаимосвязанной  деятельности по производству и распределению  продуктов питания объединены понятием вертикальной координации, т. е. функции продовольственного рынка по синхронизации потоков сырых, промежуточных и конечных продовольственных продуктов. Основным средством рыночного координирования являются цены. Однако деятельность звеньев вертикальной продовольственной цепочки может координироваться и административными методами (через определение непосредственно количественных, качественных и / или временных параметров трансакции). «Переход от ценовых к административным методам координации происходит по мере увеличения использования предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции» [7, с. 10].

      Привлекательность того или иного канала реализации для сельскохозяйственных предприятий  помимо собственно уровня цены определяется сегодня в огромной степени такими факторами как пригодность продукта к хранению и транспортировке, осуществление авансирования сельскохозяйственных работ, наличие у покупателя нужного для производителя ресурса, гарантированный сбыт, гарантированные сроки оплаты, возможность получения наличных денег, снижение налоговых платежей и др. Эти факторы значительно влияют на реальные издержки осуществления трансакций. В результате, собственно цена в настоящее время слабо справляется с функцией координации продовольственного рынка.

      В то же время, административная координация на российском продовольственном рынке развивается довольно интенсивно. Первое направление интеграционных процессов заключается, прежде всего, в активной вертикальной экспансии сельскохозяйственных производителей на стадии переработки и реализации продовольствия. Это направление можно охарактеризовать как стихийную, слабо контролируемую интеграцию.

      Второе  направление охватывает квазиинтеграционные  схемы, когда часть акций фирмы  нижней стадии продовольственной цепочки (например, перерабатывающего предприятия) принадлежит фирме верхней стадии (сельскохозяйственному товаропроизводителю) и наоборот.

      Наконец, к третьему направлению «…относится  вертикальное слияние предприятий  разных стадий продовольственной цепочки, а также формирование интегрированных структур (потребительских кооперативов, ассоциаций, корпораций), где в основу взаиморасчетов положен принцип распределения дохода (выручки) от реализации конечной продукции между всеми стадиями продуктовой цепочки по некоторому затратному критерию. Члены формирований интегрированного типа строят взаимоотношения друг с другом не столько как продавцы и покупатели, сколько как звенья одного технологического процесса (или нескольких связанных технологических процессов) в рамках одной фирмы» [7, с. 10].

      Основными причинами доминирования административных методов вертикальной координации  продовольственного рынка в России над ценовыми являются неразвитая рыночная инфраструктура и плохо функционирующая  правовая система, а также глобальная тенденция усиления продуктовой дифференциации на продовольственном рынке. Еще одним важным фактором выступает государственная политика, направленная на стимулирование интеграционных процессов в АПК.

      Таким образом, в данной главе рассмотрены  меры по стабилизации продовольственного рынка России. Проведенный анализ позволяет отметить следующее.

      Основным  средством рыночного координирования  являются цены. Переход от ценовых  к административным методам координации  происходит по мере увеличения использования  предприятиями сложных контрактных схем и вертикальной интеграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка России. Проведенный  анализ позволяет сделать следующие  выводы.

      Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков.

      Продовольственный рынок – это система социально-экономических  отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения  и потребления продуктов питания.

     Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.

      Продовольственный рынок России в настоящее время  развивается в направлении стремительного расширения торгового сектора экономики. Если в 1990 году на его долю приходилось 4,6 % объема валового внутреннего продукта, то в 2010 году уже 15,8 %.

      Сделано немало, но утверждать, что мы живем  в условиях «цивилизованного рынка», пока рано. Продовольственный рынок  еще далек от  идеала. Положение  в области распределения продуктов  питания и снабжения ими регионов России остается зачастую хаотичным.

      Основным  средством рыночного координирования  являются цены. Переход от ценовых  к административным методам координации  происходит по мере увеличения использования  предприятиями сложных контрактных  схем и вертикальной интеграции.  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
      
  1. Алтыев  А., Шанин А. Маркетинг – философия  современного бизнеса // Торговля. - 2010. - № 1.
  2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - С-Пб.: Питер, 2010.
  3. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: МТ-Пресс, 2010.
  4. Беленький Я. В торговле мелочей не бывает // Коммерсант DAILY. - 2010. - № 129.
  5. Белов Г.В., Белова Г.Б. Товары и услуги на потребительском рынке. - М.: Академкнига, 2010.
  6. Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. - М.: Экономика, 2009.
  7. Васькин Е. Потребительский рынок России // Риск. - 2011. - № 1.
  8. Варламова А. Конкуренция // Риск. 2010. № 10.
  9. Вострякова Л. Новый товар приспособить под рынок или рынок воспитать под товар? // Капитал. - 2011. - 20 марта.
  10. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2010.
  11. Голубков Ю.Ф. Маркетинговые исследования. - М.: Финпресс, 2011.
  12. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятий. - М.: Банки и биржи, 2010.
  13. Данные информационно-аналитического агентства «Новый регион» // www.nr.ru.
  14. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 2010.
  15. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). - М.: Международные отношения, 2009.
  16. Исследование «О состоянии продовольственного рынка в Российской Федерации в 2010 году» // www.gks.ru.
  17. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Экономика, 2011.
  18. Карнаухов С. Инфраструктура товарного рынка // Риск. - 2010. - № 11.
  19. Миротин Л. Изобилие не всегда плюс? // Экономист. - 2010. - № 2.
  20. Новоселов А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  21. Одесс В. Рыночная инфраструктура. - М.: Экономическая литература, 2010.
  22. Севрюк В.Т. Рынок в системе маркетинга // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 11.
  23. Уолтер Г. Хотите торговать по-американски? // ЭКО. - 2010. - № 8.
  24. Шор Л. Совершенствование хозяйственных связей по поставкам продовольствия / Автореферат докторской диссертации. - М., 2010.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы и противоречия в России