Малый бизнес: проблемы и противоречия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка, в частности:
- раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка;
- проанализировано современное состояние продовольственного рынка России;
- выявлены меры по стабилизации продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 5
1.1 Понятие продовольственного рынка 5
1.2 Составные элементы продовольственного рынка 7
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 14
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка 14
2.2 Динамика продовольственного рынка 19
2.3 Перспективы развития продовольственного рынка 21
3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Продов_рынок_России_9193(б).doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Пермский  институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 

Кафедра общей экономической теории

Курсовая  работа
 

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему 

Малый бизнес: проблемы и  противоречия в России 
 
 
 

        Выполнил(а) – студент(ка) 1 курса __________ формы

        обучения _________________ факультета, группы ________

        Фамилия Имя Отчество

        Руководитель  – к.э.н. доцент Фамилия И. О.

        Оценка 

        Дата 

        Подпись  
         
         

Пермь 2010

 

      В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка, в частности:

      - раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка;

      - проанализировано современное состояние продовольственного рынка России;

      - выявлены меры по стабилизации  продовольственного рынка России.

      Работа  может быть интересна студентам  экономических ВУЗов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность  темы исследования предопределена социально-экономической  значимостью и сложностью трансформационной  динамики рынка продовольственных товаров в условиях формирования рыночной экономики. Продовольственный рынок на любом уровне (федеральном, региональном, локальном) - важнейший структурный элемент воспроизводства рыночного хозяйства, как в аспекте жизнеобеспеченности субъектов хозяйствования первичными общественно необходимыми и полезными ресурсами, так и в аспекте эффективного взаимодействия домашних хозяйств, предприятий и государства в сферах и отраслях экономики, связанных с продовольственным комплексом.

      Экономическая специфика продовольственного рынка определяется иерархией потребностей, высокой степенью локальности и автономности, институциональной и структурной устойчивостью потребления его товаров, низкой ценовой эластичностью и стратегическим значением на макро- и микроуровне. Роль и динамика рынка продовольствия зависят от его объема, открытости, насыщенности, самообеспеченности, экспортной ориентации, импортной зависимости, степени безопасности, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства хозяйственной системы страны. Социальная значимость данного рынка повышает и поддерживает его экономическую значимость, обусловливая приоритетность его регулирования на всех уровнях хозяйствования. Границы такого регулирования часто выходят за пределы собственно рыночных отношений. Спрос на этом рынке может сокращаться под воздействием тех или иных факторов, но лишь до определенных пределов, ограниченных простым воспроизводством индивидов, что и составляет минимальную его границу, даже если предложение сократится до нуля. Это обусловлено автономным характером потребления продовольствия: спрос на продукты питания будет существовать всегда и независимо от предложения. В экстремальной экономике (стихийные бедствия, негативные климатические факторы, ЧП, война и др.) может возникать на какое-то время отсутствие рыночного предложения, но спрос на продовольствие будет сохраняться, даже если потребители перейдут на самообеспечение.

      Актуальность, безусловная практическая значимость и недостаточная степень разработанности исследуемой проблемы предопределила выбор темы курсовой работы, постановку ее цели и задач.

      Цель  данного исследования: провести анализ особенностей продовольственного рынка.

      Реализация  поставленной цели предопределила решение  следующих задач:

  1. Раскрыть теоретические основы функционирования продовольственного рынка.
  2. Провести анализ современного состояния продовольственного рынка России.
  3. Выявить меры по стабилизации продовольственного рынка России.
  4. Сформулировать основные выводы.

      Объект исследования: продовольственный рынок.

      Предмет исследования: проблемы его формирования и перспективы развития в России.

      Теоретическая и методологическая база исследования определяется существующей научной  и коммерческой практикой функционирования рынка продовольственных товаров, трудами российских и зарубежных ученых в области экономической теории и региональной экономики, управления, логистики, торговли. В работе использовались методы экономического анализа.

      Структура работы: работа состоит из настоящего введения, трех глав, заключения, списка литературы. 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

      1.1 Понятие продовольственного  рынка

 

      Под национальным продовольственным рынком понимается совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация продовольственных товаров на территории России и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Продовольственный рынок охватывает все виды сделок и все формы реализации указанных видов товаров.

      Продовольственный рынок характеризуется и качественно  выделяется среди других рынков совокупностью  реализуемых на нем товаров, которые  объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания:

      «1. Зерно и хлебопродукты,

      2. Мясо и мясопродукты,

      3. Молоко и молочные продукты,

      4. Рыба и рыбопродукты,

      5. Сахарная свекла, сахар и кондитерские  изделия,

      6. Картофель и картофелепродукты,

      7. Овощи и овощепродукты,

      8. Яйцо,

      9. Семена и маслопродукты, 

      10. Фрукты и фруктопродукты,

      11. Безалкогольные напитки» [6, с. 89].

      Эти группы товаров составляют основу соответствующих  продуктовых рынков, между которыми существует косвенная связь через  единый платежеспособный спрос населения  на продовольствие и определенную взаимозаменяемость в потреблении. Рынок связан со всеми воспроизводственными стадиями в продовольственном хозяйстве, выполняющими свои определенные функции: производство формирует предложение, а потребление - спрос, распределение и обмен связывают потребление с производством. В товарном производстве рынок устанавливает экономические связи между производителями, удовлетворяя их личные и производственные потребности.

      Суть  рыночных отношений сводится к возмещению общественных затрат на производство на основе эквивалентности обмена и  удовлетворению потребностей населения в продовольствии. Рынок стихийно уравновешивает производство товаров и объем и структуру общественных потребностей в них. Через установление и изменение уровня цен на товары рынок регулирует производство по объему товаров и их структуре. В этом состоят основные функции продовольственного рынка.

      «Продовольственный рынок объединяет рынок сельскохозяйственных товаров (сырья) и соответственно готовых товаров – продовольствия» [22, с. 17].

      Через рынок происходит приспособление объемов, структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей в продовольствии.

      Продовольственный рынок состоит из сельских базаров  и городских рынков, оптовой и  розничной торговли, ярмарок, аукционов, бирж, в него входят также торговые сделки вне рыночной инфраструктуры - непосредственно у продавца или потребителя (покупателя). Следовательно, национальный продовольственный рынок - это совокупность всех сделок, осуществляемых в стране по реализации сельскохозяйственного продовольственного сырья и готового продовольствия, экспортно-импортных операций, и связанных с этим социально-экономических отношений. Предложение или рыночные фонды сельскохозяйственного сырья и продовольствия формируют сельскохозяйственные товаропроизводители (население, фермеры, колхозы, акционерные общества и т. д.), производители (предприятия) готовой продовольственной продукции, а также импорт продовольственных товаров из-за рубежа.

      «Объем спроса на продовольствие определяется совокупным спросом населения в соответствии с уровнем доходов и динамикой цен на сырье и продовольствие» [6, с. 90].

      Особенность продовольственного рынка состоит  в том, что на нем реализуются  товары первой жизненной потребности - продовольствие, имеющие важнейшее  жизненное значение. Поэтому продовольственный рынок попадает в сферу не только экономических, социальных, но и политических интересов. Значительная часть товаров является скоропортящимися, не подлежащими длительному хранению. Между видами продтоваров существует очень высокая степень взаимозаменяемости и в то же время довольно низкая эластичность к доходам.

      Как и любой рынок, рынок продовольствия классифицируется:

  1. По объектам предложения (рынок зерна, рынок мяса, рынок молока и т. д.).
  2. По географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой).
  3. По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный).
  4. По характеру продаж (оптовый, розничный).
  5. По степени переработки, поставляемой на рынок продукции (сырье, полуфабрикаты, готовый к потреблению продукт).

     В соответствии с приведенной классификацией продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.

      1.2 Составные элементы продовольственного рынка

 

      «Важнейшие  элементы продовольственного рынка - спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция. Спрос представляет собой предъявленную на рынке потребность в товарах за определенный период времени, включая и экспорт. Под спросом понимается платежеспособный спрос, т. е. потребность в продовольствии, подкрепленная наличием необходимых финансовых средств. Это совокупная потребность в продовольственных товарах при данном уровне цен и доходов, предъявляемая на рынке за определенный промежуток времени. Спрос - это платежеспособная потребность, вынесенная на рынок» [21, с. 15].

      Другим  важнейшим элементом рынка является предложение, под которым понимается совокупность товаров, которая при  данном уровне цен может быть предъявлена  к реализации на продовольственном  рынке страны всеми товаропроизводителями, включая и ввоз (импорт) продовольствия из-за рубежа, т. е. количество продовольственных товаров, которые при данной цене согласны произвести и предложить к продаже товаропроизводители.

      Взаимодействие  спроса и предложения регулируется законом спроса и предложения, который  выражает их единство и объективное стремление к соответствию. При нарушении соответствия между спросом и предложением закон побуждает рыночных субъектов к изменению пропорций производства и рыночных цен, тем самым, восстанавливая равновесие между спросом и предложением.

      Цена  на продовольственном рынке представляет денежное выражение стоимости продовольственных  товаров. Рыночные цены под воздействием спроса и предложения отклоняются  от стоимости товаров. При превышении спроса над предложением рыночные цены на продовольствие повышаются, а в случае превышения предложения над спросом - понижаются. Когда спрос и предложение совпадают, устанавливается равновесная цена. Если имеет место превышение в течение длительного времени предложения над платежеспособным спросом, то в этом случае говорят о рынке потребителя, т. к. продавец ищет покупателя, а последний в известной мере диктует свои условия относительно цены, качества товаров и т. п. Если же платежеспособный спрос длительное время превышает предложение, а последнее ограничено производством, то говорят о рынке продавца, который имеет возможность диктовать в определенных рамках свои условия. В отношении продовольственного рынка и различных его продуктовых рынков возможны обе эти ситуации.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы и противоречия в России