Малый бизнес: проблемы и противоречия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка, в частности:
- раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка;
- проанализировано современное состояние продовольственного рынка России;
- выявлены меры по стабилизации продовольственного рынка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 5
1.1 Понятие продовольственного рынка 5
1.2 Составные элементы продовольственного рынка 7
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 14
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка 14
2.2 Динамика продовольственного рынка 19
2.3 Перспективы развития продовольственного рынка 21
3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Продов_рынок_России_9193(б).doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      Закон спроса и предложения устанавливает и регулирует только отклонения рыночной цены от стоимости, но не определяет саму стоимость, которая складывается в соответствии с уровнем общественно необходимых затрат труда.

      Согласование  спроса и предложения происходит, прежде всего, под воздействием конкуренции, под которой понимается состязательность производителей по удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продовольствия. Конкуренция имеет место и между потребителями за приобретение продовольствия, а также между производителями, с одной стороны, и потребителями, с другой, за приемлемую для них цену.

      1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке

 

      Для определения состояния конъюнктуры  на продовольственном рынке важен  анализ производства продовольствия в  стране, как исходный пункт исследования конъюнктуры. Именно отечественное производство продовольствия в любой стране является основным источником формирования товарных фондов и предложения на продовольственном рынке.

      «Изучение конъюнктуры продовольственного рынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состояния продовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения» [6, с. 92].

      Благоприятная или положительная конъюнктура  имеет место тогда, когда емкость  товарного рынка растет, производители  получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.

      «Конъюнктура  рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов, зерна и хлебопродуктов и других продовольственных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного и промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли» [6, с. 92]. Т. е., конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие продовольственного хозяйства и реализацию его товаров. Конъюнктура продовольственного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от складывающейся конъюнктуры. Изучение конъюнктуры охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.

      Теоретической основой изучения конъюнктуры высокоразвитых товарных рынков обычно являлась теория циклического развития экономики, по которой цикл включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Для современной российской экономики это не совсем подходит, поскольку происходящие в ней процессы имеют иные характеристики, отличные от классических.

      Так, классический кризис обычно характеризуется перепроизводством товаров, ростом товарных запасов, снижением товарных цен, сокращением капиталовложений и другими показателями.

      Современное состояние продовольственного хозяйства, безусловно, является кризисным, т. к. непрерывно идет падение производства продовольствия, сокращение производственно-ресурсного потенциала. Однако перепроизводства нет, значительного роста товарных запасов нет, так как идет сброс поголовья скота, сокращение посевных площадей, значительно недогружены производственные мощности, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современного кризиса в продовольственном комплексе России от циклического кризиса. Это не циклический, а социально-экономический кризис.

      Производство  падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на продовольствие повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства, роста курса доллара. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.

      «Фаза депрессии также имеет отличительные  черты от того, о чем обычно говорят  как о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений» [6, с. 94]. Мы же имеем дальнейшее падение производства, капиталовложений, которые сведены чуть ли не к нулю, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом роста производства и капиталовложений.

      В фазе оживления характерным показателем  является массовое обновление основного  капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях, когда отечественный капитал в массовом порядке экспортируется за границу, а значительного притока иностранного нет.

      В связи с этим мы имеем дело не с циклическим кризисом, вызванным  перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.

      К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.

      К общеэкономическим показателям  относятся динамика объемов валового внутреннего продукта, индексы промышленного  и сельскохозяйственного производства, занятость, реальные доходы населения. Эти показатели характеризуют состояние общехозяйственной конъюнктуры. При росте валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, занятости создаются хорошие предпосылки и для благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке, т. к. растут доходы населения и увеличивается платежеспособный спрос на продовольствие.

      «Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальном и региональном рынках. В их состав входят данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов, внутренних перевозках. Рост товарооборота розничной и оптовой торговли в сопоставимых ценах свидетельствует о благоприятной конъюнктуре на продовольственном рынке» [22, с. 31].

      Платежеспособный  спрос населения определяется индексом стоимости жизни (индексом прожиточного минимума), индексом роста доходов, дифференциацией уровня доходов среди населения, индексом стоимости набора продовольственных товаров. Сопоставление индекса прожиточного минимума, а также индекса стоимости потребительского набора с индексом доходов и потребительских цен позволяет судить об изменении платежеспособного спроса населения и о его влиянии на конъюнктуру рынка.

      Рост  товарных запасов свидетельствует  о возникших затруднениях в реализации продовольствия, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.

      Внешнеторговый  оборот характеризуется показателями ввоза и вывоза в пределах России, а также экспорта и импорта за ее пределы сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия.

      Показатели  кредитно-денежной сферы важны для  оценки общехозяйственной конъюнктуры  в стране и регионах. К ним относятся  курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.

      Таким образом, в данной главе раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка. Проведенный  анализ позволяет отметить следующее.

      Продовольственный рынок является неотъемлемым структурным  звеном любой рыночной экономики и относится к ресурсному типу рынков.

      Продовольственный рынок – это система социально-экономических  отношений субъектов хозяйствования по поводу производства, обмена, распределения  и потребления продуктов питания.

     Продовольственный рынок подразделяется на субрынки и рыночные сегменты.  

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

      2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка

 

      Ключевыми вопросами и для тех, кто производит продукты, и для тех, кто торгует  ими, являются следующие:

  • в каких регионах развитие продовольственного рынка происходит наиболее бурно;
  • где возможна более быстрая отдача на вложенные инвестиции, наибольший рост прибыльности;
  • что должна делать компания для повышения эффективности и конкурентоспособности с точки зрения принятия бизнес - решений.

      «В  начале 1990 годов среднедушевой ежемесячный  доход в России составлял $10 – 20. Сегодня большинство людей уже  затрудняются сказать: что можно  купить и как можно жить на $15 в  месяц, а ведь тогда так жил каждый из 150 млн. россиян. За последние 14 лет личные доходы граждан РФ выросли почти в 20 раз. В 2009 году среднедушевой доход в России превышал $300 в месяц, а в крупных региональных центрах – отметку в $400 в месяц. При этом в Москве и «нефтяных» городах Западной Сибири с наиболее развитым рынком эта сумма составила $1000 и более на человека в месяц. Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет о всем совокупном личном доходе: и о зарплате, и о приработках, и о пособиях, и о неофициальных конвертах, и о другом» [13].

      Нужно отметить, что при развитии личных доходов населения уровни в $200, $400 и $800 являются переходными, оказывающими «революционное» влияние на поведение  потребителей.

      Рассмотрим  основные стадии формирования рынка.

      Итак, на «старте» личные доходы составляли десятки долларов в месяц. Это называется нищетой. Безусловно, на эти деньги можно было покупать только товары первой необходимости. Собственно говоря, ни о каком развитии – ни личном, ни семейном – не могло быть и речи. С точки зрения рыночных отношений, это означает полное отсутствие рынка. Компании не могут предложить потребителям широкий ассортимент качественных товаров.

      Когда величина среднемесячного душевого дохода пересекает границу в $100 – 120, начинается развитие рынка. Происходит увеличение продаж продуктов питания на 40 – 60 %, а в некоторых случаях и на 80 % по отношению к предыдущему периоду.

      Следующий этап наступает тогда, когда регион, город или страна пересекает отметку  в $200 – 240 ежемесячного среднедушевого дохода. Идет поступательное развитие рынка. У производителей и продавцов появляется много возможностей, например в резком расширении ассортимента, правда, пока в пределах дешевого и среднего ценовых сегментов. Время дорогого и премиальных ценовых сегментов впереди.

      Следующий принципиальный момент наступает при  преодолении планки личного ежемесячного дохода в $400 – 480. При этом возникает  неожиданное явление: люди начинают потреблять продукты питания в большем  количестве.

      «Рассмотрим ситуацию на примере покупки бутилированного растительного масла. При увеличении личного дохода до $400 возникает рост показателей: допустим, если раньше человек покупал 1,5 бутылки масла в месяц, то теперь – 2 – 2,5. Иначе говоря, скорость потребления увеличивается» [9, с. 4].

      Следующие изменения наступают при уровне дохода $800 и более на человека в  месяц. Это фактически последний  шаг на пути к полновесному развитому  рынку, где начинают работать в полном объеме рыночные механизмы, где целиком  формируется ассортиментная линейка. Происходит быстрый рост продаж продуктов сегмента «премиум»: дорогого печенья, элитных конфет и других товаров. Продажи растут на 40 – 50 %, а зачастую даже на 60 – 70 % в год. Возникают специальные ниши, например, для мясных изделий по 800 - 900 руб. за килограмм. К слову, объем продаж элитных товаров в Москве уже превысил объем продаж таких же товаров в Нью-Йорке.

Информация о работе Малый бизнес: проблемы и противоречия в России