Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа
В работе проведен анализ особенностей продовольственного рынка, в частности:
- раскрыты теоретические основы функционирования продовольственного рынка;
- проанализировано современное состояние продовольственного рынка России;
- выявлены меры по стабилизации продовольственного рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА 5
1.1 Понятие продовольственного рынка 5
1.2 Составные элементы продовольственного рынка 7
1.3 Конъюнктура на продовольственном рынке 9
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 14
2.1 Проблемы формирования продовольственного рынка 14
2.2 Динамика продовольственного рынка 19
2.3 Перспективы развития продовольственного рынка 21
3. МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Существует, еще один этап развития. На данном этапе уровень личного дохода превышает $1600 и даже доходит до $2000 в месяц. Несомненно, цифра в $2000 в месяц высока. Однако большое количество отдельных российских городов уже дошли до этого уровня развития.
Здесь
и возникает принципиально
Сейчас многие бизнесмены
Специалисты выделяют основной комплекс мероприятий для входа и удержания позиций на растущем и насыщенном рынках.
Вход
на продовольственный рынок
Для достижения оптимальной и наименее убыточной процедуры входа в регион необходимо держать под контролем пять моментов.
Первое – поставки идут через дилеров и дистрибьюторов, а не путем открытия самостоятельных филиалов.
Второе
– широкая дистрибьюция осуществляется
через средние и большие
Третье – как правило, необходимо придерживаться стратегии низких цен.
Четвертое – суженный ассортимент поможет прокачать первые месяцы эффективных продаж.
Соответственно, необходимы агрессивные массовые коммуникации, реклама – наружная, телевизионная. Частота и объем коммуникаций зависят от продукта и от того, чем компания занимается. Это и будет пятым пунктом.
Пять позиций выделяются не потому, что другие бизнес-процессы меньше работают, просто меняются акценты. Здесь указаны позиции, актуальные именно на этапе вхождения компании на растущий продовольственный рынок.
И
как только вхождение на рынок
растущего региона
Удержание позиций на продовольственном рынке растущего региона. Первым шагом здесь будет расширение дистрибьюции, работа с небольшими и мелкими точками. Вторым – регулярное обновление ассортимента, иногда на 20 – 30 % в год. Как правило, расширение и обновление ассортимента связано с ростом региона. В данной ситуации многие люди только пробуют продукты питания, которых были лишены, и им хочется попробовать много нового. В момент удержания позиций на рынке необходимо предлагать это новое. Третьим шагом станет проведение акций стимулирования.
Удержание
позиций характеризуется
Вход
на продовольственный рынок
Безусловно, если региональный рынок насыщен, входить туда интересно: там большой объем продаж, но и конкуренция жесткая. Ведь рынок насыщен именно потому, что конкуренты продают уже давно и много.
И первый путь здесь, к сожалению, не всем доступен – войти на рынок через марки - лидеры.
Второй момент – открытие своего филиала. «Практика показывает – очень опасно производить поставки или отдавать переговоры со средними и крупными клиентами дилерам: последние не склонны учитывать интересы самого поставщика или производителя» [1, с. 13].
Третье – четкое позиционирование на насыщенных рынках; понимание, чем товар, услуга, процедура поставки в данной продовольственной группе лучше, чем у конкурентов.
Безусловно, ключевым моментом являются переговоры с крупными сетевыми объединениями. Крупные сетевые компании, например такие, как «Метро», «Ашан», появляются на территории России и открывают свои магазины именно в насыщенных регионах.
Следующий важный момент – стимулирование сбыта. На этом этапе наиболее оправданы дегустации, раздача бесплатных образцов – как торговым партнерам, так и конечным потребителям. Весьма эффективны также коммуникации в местах продаж: оформление витрин, оформление полочного пространства и так далее.
После входа на насыщенный регион возникает следующая задача – удержание позиций.
Удержание позиций на продовольственном рынке насыщенного региона.
Удержание позиций на насыщенном рынке уже сегодня является сверхактуальной и сверхсложной задачей для многих бизнесменов, работающих в крупных городах и регионах.
Тут важно учитывать такие бизнес - процессы, как работа полноценного филиала и работа по снижению издержек. Здесь появляется переход на новый тип позиционирования – уже не «от конкурентов», как при входе на рынок насыщенного региона, а «к потребителю».
«Особое внимание следует обратить на выполнение специальных программ поставок just - in - time , т. е. поставки «точно вовремя», которые обеспечивают до 60 – 70 % успеха в бизнесе. До этапа удержания позиций еще были возможны колебания в сроках и в ассортименте поставок. На этапе удержания позиций на насыщенном рынке малейшее колебание грозит либо большими штрафами и убытками для поставщика, либо расторжением контракта» [15, с. 60].
Следующим этапом является разработка более широкого ассортимента. Именно здесь возникает необходимость бороться за каждый процент роста продаж. Дополнительные позиции в ассортименте очень хорошо решают эту задачу.
Важный
момент – обучение партнеров по
бизнесу. Сюда входят обучение процедурам
продаж, организации мероприятий
по стимулированию сбыта, мерчандайзингу,
работам с конкретными
В 2005 году в России произошла настоящая рыночная революция - объем всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики.
В настоящее время российский рынок вообще является одним из самых больших и бурно развивающихся рынков мира. «Его рост составляет в среднем 30 – 35 % в год, по отдельным отраслям – 50 – 60 %. Продовольственный рынок внутри этого громадного объема занимает $ 200 млрд., включая и розничную торговлю, и рынки, и ярмарки и прочее. Стартовав в 1990 году с уровня $5 млрд. продовольственный рынок быстро достиг в предкризисном состоянии 2008 года уровня $120 миллиардов» [16]. Необходимо подчеркнуть, что с учетом всех неофициальных денег российский рынок уже сегодня занимает по объему третье место в Европе. При сохранении текущих темпов развития общие продажи продуктов питания составят от 300 до 400 млрд. долларов к 2015 - 2016 годам.
Средняя
цифра неофициального рынка в
России составляет 35 %. Другим словами,
каждый третий рубль в обороте
находится вне официального учета
и отчетности. Необходимо отметить,
что речь здесь идет не только и
не столько о контрафактной
Для некоторых городов и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.
Таблица 1
Составные части рынка [21]
Составные части рынка | ||||
Реальный объем рынка | Неофициальный рынок | 60 % | 35 % | 10 % |
Официальный рынок | 40 % | 65 % | 90 % |
Таким образом, из $200 млрд. продовольственного рынка около $70 млрд. являются неофициальными и не попадают в отчетность. Эти невидимые деньги и являются источником ошибок при планировании продаж.
Таблица 2
Объем рынка продовольствия: от $200 к 400 млрд. [21]
2010 | Потребление, $ чел. / год | Объем рынка, $ млрд. / год |
Европа | 2,900 | 200 – 250 |
Москва | 3,850 | 40 |
Город миллионик | 1,800 | 2 – 3 |
Провинциальный город | 1,400 | 0,5 – 0,7 |
В среднем по России потребление продуктов питания на душу населения составляет $1200 на человека в год. Безусловно, наиболее высокий уровень развития сегодня демонстрирует Москва. Жители и гости российской столицы покупают продукты питания на сумму $4000 на человека в год. Т. е. продовольственный рынок Москвы в 2010 году превысил среднеевропейские стандарты, как минимум, в полтора раза и составил $40 млрд. Все остальные российские города можно условно разделить на две большие группы:
Сама по себе новая модель, потребления, описанная в п. 2.1 работы, интересна и требует детальных обсуждений. Однако России, особенно регионам, предстоит пока пройти третью и четвертую ступени развития рынка. Что ждет нас на этом пути? Каким будет российский рынок продовольствия, к примеру, в 2012 году и уровень личных доходов россиян?
Прежде всего, необходимо помнить: на рынке с завидным постоянством происходит только одна вещь – регулярно случаются кризисы. Поэтому при прогнозе необходимо рассмотреть два сценария развития личных доходов – кризисный и бескризисный.
Учитывая наблюдаемую динамику, сложившийся уровень рыночных доходов в странах разного типа и параметры российской экономики, можно предположить, что среднедушевой доход россиян в 2012 году будет находиться на уровне $650 – 800 в месяц. Доход в среднем региональном центре при этом будет располагаться в диапазоне $800 – 900 на человека в месяц.
Начиная с 2012 года разрыв в доходах между Москвой и регионами будет, безусловно, сокращаться.
Как же повлияет уровень дохода на затраты по продуктам питания?
«Потребление продуктов питания в среднем по России сейчас составляет $70 на человека в месяц, личный доход – порядка $300. Москва уже пересекла уровень потребления $150 - 200 на человека в месяц, при этом данный показатель продолжает стремиться резко вверх» [16].
Возникает вопрос выбора возможной модели потребления для России.
Продолжая отслеживать известные тенденции развития потребления продуктов питания, можно сказать, что к 2012 году оно увеличится в Москве до уровня $320 – 360, а в России – до уровня $130 – 140 на человека в месяц.
Информация о работе Малый бизнес: проблемы и противоречия в России