Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.
Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы
Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.[1]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом
поддержки малого предпринимательства
является некоммерческая организация,
создаваемая в целях
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]
Малый бизнес может быть организован как минимум в следующих формах:
Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ). Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ. Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.
Также возможен переход на упрощённую налоговую систему. Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате некоторых видов налогов.
Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д. [23]
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения:
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста). [17]
В Липецкой области развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных приоритетных задач её социально-экономической политики. Основной целью этой политики является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
В
целом малое и среднее
Малый
бизнес охватил многие виды экономической
деятельности. Значительная часть субъектов
малого и среднего бизнеса осуществляет
свою деятельность в сфере торговли.
Однако необходимо отметить положительную
динамику изменения их количества в
сфере материального
Развитие малого и среднего предпринимательства определено в качестве стратегического приоритета муниципальной политики на ближайший период. Основным инструментом реализации политики области стала целевая районная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг., принятая в 2008 году.
В целях реализации программы предусмотрено предоставление субсидий малым предприятиям с целью возмещения затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.
В 2010 году в районе будет проведен
ежегодный конкурсный отбор «Лучший
предприниматель». Победителям конкурса
присваивается почетное звание «Лучший
предприниматель года» с
В
Липецкой области создана некоммерческая
организация «Липецкий
В администрации Липецкой области принимаются решения об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Заключение.
Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.
По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и в общем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие аспекты: нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство директор, который может быть назначен один из учредителей.
Учитывая содержание четвёртого параграфа о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. И, конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно. Но всё же присутствует ряд определённых проблем, затрудняющих развитие малого бизнеса у нас в России. Но нам есть у кого поучиться – Европа давно ушла в перёд по развитию малого бизнеса.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.
И
напоследок хочется добавить, что
малое предпринимательство – это
существенная составляющая цивилизованного
рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент
присущего ему конкурентного механизма.
Этот предпринимательский уклад придает
рыночной экономике должную гибкость,
мобилизует крупные финансовые и производственные
ресурсы населения, несет в себе мощный
антимонопольный потенциал, служит серьезным
фактором структурной перестройки и обеспечения
прорывов по ряду направлений научно-технического
прогресса, во многом решает проблему
занятости и другие социальные проблемы
рыночного хозяйства. Вот почему становление
и развитие малого предпринимательства
представляет собой стратегическую задачу
реформационной экономической политики.
Список использованной литературы
1. Администрация
липецкого муниципального района Липецкой
области. [Электронный ресурс] http://www.lipradm.ru/
2. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных
инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов// Российский
экономический журнал, 1998 - №3
3. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес:
финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы экономики, 1997 - №4
4. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский экономический журнал, 1993
5. Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002
6. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно
выбираем
форму осуществления
7. Консалтинговая
компания "СТАТУС" [Электронный ресурс]
. Режим доступа: http://www.statys.org/zakon_
8. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М.
Инфра-М, 1998
9. Липецкий
новостной портал [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.lipetsknews.ru/
Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России