Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.

Содержание

Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономтеории 2 курс. малый бизнесс.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

    Несмотря  на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов  власти комплексная и эффективная  инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.[1]

    Кроме того, большую помощь малому бизнесу  оказывают  фонды поддержки малого предпринимательства.

    Фондом  поддержки малого предпринимательства  является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных  средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной  деятельности, добровольных взносов  физических и юридических лиц, в  том числе иностранных, доходов  от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.  [12, N12, стр. 4]

    Налогообложение субъектов малого предпринимательства  в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]

    Малый бизнес может быть организован как  минимум в следующих формах:

  • Индивидуальный предприниматель;
  • Организация;
  • Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;
  • Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

    Индивидуальный  предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ). Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ. Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.

    Также возможен переход на упрощённую налоговую  систему. Организации, применяющие  данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате некоторых видов налогов.

    Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные  взносы на финансирование страховой  и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

    Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных  работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось  выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при  аренде федерального или муниципального имущества) и т.д. [23]

    Не  могут перейти на упрощенную систему  налогообложения:

  • предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции,
  • малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,
  • предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности. Например: кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.

    Объектом  обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.

    Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]

    С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые  взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда —  ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста). [17]

    В Липецкой области развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных приоритетных задач её социально-экономической политики. Основной целью этой политики является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

    В целом малое и среднее предпринимательство  в Липецкой области развивается  с положительной динамикой и  занимает достаточно прочные позиции.

    Малый бизнес охватил многие виды экономической  деятельности. Значительная часть субъектов  малого и среднего бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли. Однако необходимо отметить положительную  динамику изменения их количества в  сфере материального производства, главным образом промышленности.

    Развитие  малого и среднего предпринимательства  определено в качестве стратегического  приоритета муниципальной политики на ближайший период. Основным инструментом реализации политики области стала целевая районная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг., принятая в 2008 году.

    В целях реализации программы предусмотрено предоставление субсидий малым предприятиям с целью возмещения затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.

     В 2010 году в районе будет проведен ежегодный конкурсный отбор «Лучший  предприниматель». Победителям конкурса присваивается почетное звание «Лучший  предприниматель года» с вручением  почетного диплома и ценных подарков.

    В Липецкой области создана некоммерческая организация «Липецкий областной  фонд поддержки малого и среднего предпринимательства». Основной целью  создания Фонда является содействие в формировании и реализации государственной  политики, направленной на создание благоприятных  условий для активного развития малого и среднего предпринимательства  области. Одним из основных направлений  деятельности Фонда по осуществлению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  является предоставление микрозаймов. [19]

    В администрации Липецкой области принимаются решения об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса.

 

    Заключение.

    Выполнив  все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.

    По  первому параграфу понятно, что  в каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и в общем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

    По  правовым основам деятельности малых  предприятий можно выделить следующие аспекты: нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон  "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство директор, который может быть назначен один из учредителей.

    Учитывая  содержание четвёртого параграфа о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в России, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и  специальные фонды, созданные государством. И, конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно. Но всё же присутствует ряд определённых проблем, затрудняющих развитие малого бизнеса у нас в России. Но нам есть у кого поучиться – Европа давно ушла в перёд по развитию малого бизнеса.

    Налогообложение субъектов малого предпринимательства  в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.

    И напоследок хочется добавить, что  малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства  представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики. 

     Список  использованной литературы

    1. Администрация липецкого муниципального района Липецкой области. [Электронный ресурс] http://www.lipradm.ru/smallbis.htm

2. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных

     инвесторах  и выборе (поиске) инвестиционных проектов//  Российский

     экономический журнал, 1998 - №3

3. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес:

    финансирование, кредитование и налогообложение// Вопросы      экономики, 1997 - №4

    4. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский экономический журнал, 1993

5. Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002

6. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно

     выбираем  форму осуществления деятельности// Консультант, №4, 2002

    7. Консалтинговая компания "СТАТУС" [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.statys.org/zakon_mal_pr.html

8.  Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М.

     Инфра-М, 1998

    9. Липецкий новостной портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lipetsknews.ru/today/?id=13690

Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России