Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.
Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Малый
бизнес, или малое предпринимательство,
представляет самый многочисленный
слой мелких собственников, которые
в силу своей массовости в значительной
мере определяют социально - экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
В этом я вижу актуальность избранной мною темы.
Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России и в Липецкой области, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения. Также в рамках этой работы мной был рассмотрен опыт зарубежных стран.
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 человек. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Отметим также, что в настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Зачем это нужно? Дело в том, что существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д. [18]
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам мало предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
-
объем оборота (прибыли,
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
При
определении мер поддержки
Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основано на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при кредитных средств. [6, стр. 32, 48]
В
Соединенных Штатах Америки федеральным
законом о малом бизнесе
- наименьшие -1-24 занятых;
- малые - 25 - 99 занятых;
- промежуточные - 100 - 499 занятых;
- крупные - 500 - 999 занятых;
- крупнейшие - 1000 и более занятых. [11, стр. 18]
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственникам и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. [11, стр. 23]
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия). [9, стр.3]
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Впоследствии
критерии отнесения предприятий
к малому бизнесу неоднократно менялись
в соответствии с принятием новых
законов о малом
Роль малого бизнеса в экономике с каждым годом становится всё заметнее. Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только бы заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производства отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что на малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще на разработку и выпуск новых товаров.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства. Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отрасли машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Важность
малых предприятий еще и в
том, что, ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены
постоянно развиваться и
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность
малых предприятий в менее
развитых районах западноевропейских
стран - это основа всей их социальной
и экономической жизни и
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России