Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.
Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы
Итак, основные проблемы малого предпринимательства в России заключаются в следующем:
Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса. Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса. Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой, многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом.
Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна. Сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.)
Малые предприятия характеризуются не только небольшими размерами, но и непродолжительностью срока деятельности. «Средний возраст» малого предприятия не превышает 5 лет. Относительные «долгожители» - малые предприятия, функционирующие в сферах науки и научного обслуживания, а также оказывающие бытовые услуги населению. Их «средний возраст» составляет 6 лет, В торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и в оптовой торговле продукцией производственного назначения ротация малых предприятий идет особенно быстро - здесь МП «живут» всего 4 года.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]
К
настоящему времени сделаны только
первые шаги в правовом и организационном
обеспечении формирования малого предпринимательства
в качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен осуществляться в следующих направлениях:
— нормативно-правовое;
— финансово-кредитное;
— обеспечение безопасности;
— информационно-техническое;
— организационное;
— кадровое и консультационное обеспечение;
—
внешнеэкономическая
Также
в государственной программе
отсутствуют механизмы денежно-
Необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиции, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Финансово-кредитная
и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства должна сочетать
оптимизацию налоговых льгот, развитие
системы кредитования и создание
благоприятного инвестиционного климата
с участием специализированных фондов
и других финансовых институтов. Сочетание
мер прямой и косвенной поддержки
должно способствовать формированию необходимого
стартового капитала для вновь создаваемых,
а также развитию существующих малых
предприятий и преодолению
На данный момент государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
1.
Формирование инфраструктуры
2.
Создание льготных условий
3.
Установление упрощенного
4.
Организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
2.
проводят анализ состояния
3.
организуют разработку и
4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
5.
оказывают содействие органам
исполнительной власти
Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась в течение последних 12 лет, начиная с 1998г. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. [4, стр. 17]
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные
и муниципальные программы
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]
Но
кроме государственной
Организации, занимающиеся вышеназванными направлениями, составляют инфраструктуру поддержки малого бизнеса.
В Российской Федерации в данный период времени действуют около 200 объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, бизнес инкубаторы, технопарки, и др.). С их участием оказываются различные виды услуг, осуществляется обучение по предпринимательским дисциплинам и создаются новые рабочие места. В каждом регионе функционируют десятки объединений предпринимателей и торгово-промышленных палат.
Органы
законодательной и
В
ряде регионов развитие малого предпринимательства
происходит достаточно активно: созданы
фонды поддержки малого предпринимательства
и другие объекты инфраструктуры,
приняты соответствующие
Опыт поддержки и развития малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Наряду с федеральными средствами для реализации программ привлекаются средства местного бюджета, а также другие источники. Основным каналом финансового содействия развитию малого бизнеса является соответствующая система фондов - федерального и региональных.
Нехватка
финансовых ресурсов для реализации
мероприятий и проектов, включенных
в региональные программы, компенсируется
использованием набора уже имеющихся
механизмов и средств. К ним следует
отнести: страховые, залоговые и
гарантийные фонды; льготы по налогам,
гарантированные кредиты, госзаказы
и т.п.; а в перспективе - развитие
системы взаимного
При разработке и осуществлении политики поддержки малого предпринимательства недостаточное внимание отводится вопросам методического обеспечения региональных и муниципальных программ. Отсутствуют общие подходы к созданию объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Недостаточно активен обмен уже накопленным в разных регионах опытом по развитию деятельности малых предприятий, в том числе с использованием средств массовой информации. Эта работы должна быть организована в субъектах Федерации при непосредственном участии всей инфраструктуры поддержки малого бизнеса - то есть при участии всей совокупности государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, реализующих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России