Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.

Содержание

Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономтеории 2 курс. малый бизнесс.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

    Итак, основные проблемы малого предпринимательства в России заключаются в следующем:

  1. Финансирование.

      Развитие  малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса. Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса. Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

  1. Способности и квалификация предпринимателей

      Низкая  квалификация предпринимателей с точки  зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой, многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом.

  1. Инфраструктура для поддержки и развития малого бизнеса

      Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна. Сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.)

    Малые предприятия характеризуются не только небольшими размерами, но и непродолжительностью срока деятельности. «Средний возраст» малого предприятия не превышает 5 лет. Относительные «долгожители» - малые предприятия, функционирующие в сферах науки и научного обслуживания, а также оказывающие бытовые услуги населению. Их «средний возраст» составляет 6 лет, В торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и в оптовой торговле продукцией производственного назначения ротация малых предприятий идет особенно быстро - здесь МП «живут» всего 4 года.

    Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение  о том, что малые  предприятия  и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]

    К настоящему времени сделаны только первые шаги в правовом и организационном  обеспечении формирования малого предпринимательства  в качестве особого сектора экономики  России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий.

    По  моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен осуществляться в следующих направлениях:

    — нормативно-правовое;

    — финансово-кредитное;

    — обеспечение безопасности;

    — информационно-техническое;

    — организационное;

    — кадровое и консультационное обеспечение;

    — внешнеэкономическая деятельность.

    Также в государственной программе  отсутствуют механизмы денежно-кредитной, налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных  гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий  в развитии предпринимательской  деятельности.

    Необходимо  предусмотреть формирование эффективных  институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской  деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

    Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости  и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиции, а страхование  и предоставление гарантий под кредит.

    Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата  с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание  мер прямой и косвенной поддержки  должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых  предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий  от налогообложения. Должны быть сохранены  установленные действующим законодательством  налоговые льготы для субъектов  малого предпринимательства. Предстоит  упростить систему учета и  отчетности субъектов малого предпринимательства  для получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В настоящее время  необходима разработка новой парадигмы  развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной  поддержки. Ключевым моментом здесь  должна быть устойчивая хозяйственная  кооперация малого, среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На  данный момент государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

    1.    Формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

    2.    Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

    3.    Установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

    4.    Организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров для малых предприятий.  [15]

    Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

    1.    разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

    2.    проводят анализ состояния малого  предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

    3.    организуют разработку и реализацию  Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

    4.    подготавливают предложения об  установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

    5.    оказывают содействие органам  исполнительной власти субъектов  РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.   [15]

    Государством  принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась в течение последних 12 лет, начиная с 1998г. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.  [4, стр. 17]

    Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.

    Государственные и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя основные положения:

  • меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

    Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]

    Но  кроме государственной поддержки  малого предпринимательства осуществляется и негосударственная поддержка. В настоящее время можно выделить следующие направления поддержки малого предпринимательства, которые осуществляются негосударственным сектором:

  • защита интересов малого предпринимательства;
  • подготовка кадров для предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
  • консалтинг;
  • сервисное обслуживание (техническое, офисное, предоставление помещений и т.д.);
  • лизинг;
  • микрофинансирование;
  • информационное обслуживание.

    Организации, занимающиеся вышеназванными направлениями, составляют инфраструктуру поддержки  малого бизнеса.

    В Российской Федерации в данный период времени действуют около 200 объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (региональные агентства поддержки  малого и среднего бизнеса, бизнес инкубаторы, технопарки, и др.). С их участием оказываются различные виды услуг, осуществляется обучение по предпринимательским  дисциплинам и создаются новые рабочие места. В каждом регионе функционируют десятки объединений предпринимателей и торгово-промышленных палат.

    Органы  законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации  располагают в настоящее время  значительными возможностями для  проведения активной политики поддержки  и развития малого предпринимательства. Однако ситуация в сфере государственной  поддержки малого предпринимательства на региональном уровне складывается по-разному (свидетельством чего являются региональные различия в динамике развития малых предприятий).

    В ряде регионов развитие малого предпринимательства  происходит достаточно активно: созданы  фонды поддержки малого предпринимательства  и другие объекты инфраструктуры, приняты соответствующие региональные программы и необходимые законодательные  и нормативные акты, выделяются бюджетные  ассигнования, применяются налоговые  льготы, реализуются международные  проекты.

    Опыт  поддержки и развития малого предпринимательства  в большинстве регионов России свидетельствует  о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Наряду с федеральными средствами для  реализации программ привлекаются средства местного бюджета, а также другие источники. Основным каналом финансового содействия развитию малого бизнеса является соответствующая система фондов - федерального и региональных.

    Нехватка  финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов, включенных в региональные программы, компенсируется использованием набора уже имеющихся  механизмов и средств. К ним следует  отнести: страховые, залоговые и  гарантийные фонды; льготы по налогам, гарантированные кредиты, госзаказы  и т.п.; а в перспективе - развитие системы взаимного кредитования, ипотечного кредитования; участие малых  предприятий в производстве промышленной продукции, франчайзинг, лизинг и др.

    При разработке и осуществлении политики поддержки малого предпринимательства  недостаточное внимание отводится  вопросам методического обеспечения  региональных и муниципальных программ. Отсутствуют общие подходы к  созданию объектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства. Недостаточно активен обмен уже накопленным в разных регионах опытом по развитию деятельности малых предприятий, в том числе с использованием средств массовой информации. Эта работы должна быть организована в субъектах Федерации при непосредственном участии всей инфраструктуры поддержки малого бизнеса - то есть при участии всей совокупности государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, реализующих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России