Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.

Содержание

Введение
Малый бизнес: сущность и его роль в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий
Малый бизнес: зарубежный опыт
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономтеории 2 курс. малый бизнесс.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

    Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия  определяется организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли  и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия  утверждается его учредителем, в  некоторых случаях - совместно с  трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

    Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы  осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

    Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива, либо по решению суда.

    Ликвидация  предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемого собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. [15]

    Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской  деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]

    Управление  предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

    Для осуществления текущего руководства  деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом. С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. [15]

    Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

    Предприятия могут приобретать необходимые  ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

    Прибыль, остающаяся у предприятия после  уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]

 

    

    3. Малый бизнес: зарубежный опыт.

    В этом разделе будут рассматриваться основные характеристики малого бизнеса на Западе.

    Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в  то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых  фирм в общем числе всех предприятий  составляет только лишь 30%, в странах  ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

    Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах  в настоящее время представляет собой средний класс, который  служит базой для стабильного  развития экономики. Даже бывшие развивающиеся  страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой  экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий  в этих странах, то видна зависимость  развития всей экономики в целом.

    Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе  Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано  в торговле, строительстве и пищевой  промышленности.

    Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные  компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

    Государственное регулирование малого бизнеса в  Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых  программ финансового, технологического, информационного и кадрового  содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны  новые юридические модели (Европейская  акционерная компания, Европейский  пул экономических интересов), которые  позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые  отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных  государств.

    Политика  поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные  программы, которые реализуются  под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных  фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

    К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать  на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам  преодолевать стагнационные явления  в экономической сфере.

 

    4. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития.

    Нельзя  с уверенностью сказать, что для  страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

    Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]

    Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предприятия. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

    В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких  денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров  для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. [13, стр. 35]

    Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли, преобладает (см. рис. 1 приложений). Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказание различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.  Преобладающее число действующих предприятий осуществляет свою деятельность в:

    Ø  оптовой, розничной  торговле, ремонте  автотранспортных средств и предметов  личного пользования;

    Ø  операциях с недвижимым имуществом, аренде и представительских услугах;

    Ø  строительстве;

    Ø  обрабатывающих производствах.

    На  предприятия, осуществляющие деятельность в социальной сфере, приходится 3,2 % от общего числа малых предприятий, в сельском хозяйстве - около 6 %, на транспорте и связи – 4 %.

    Преобладание  малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в торговле, как  оптовой, так и розничной, в определенной степени, объясняется тем, что открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного  предприятия. По данным социологических  исследований стартовая сумма, необходимая  для открытия малого предприятия  розничной торговли в  1,5 раза меньше, чем для создания производственного  малого предприятия. В 2009 году, как и в 2008 году, среди предприятий обрабатывающих производств наибольшее число малых предприятий  занимается  производством пищевых продуктов (12 % от общего числа предприятий, работающих в обрабатывающих производствах), осуществляют свою деятельность в текстильном и швейном, целлюлозно-бумажном, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (от 8 до 11 % предприятий по каждому виду деятельности), в производстве мебели и прочей продукции – 7,5% .

    Для малых предприятий характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости (по совместительству и по договорам гражданско-правового  характера), что подчеркивает социальную направленность  малого бизнеса, предоставляющую  дополнительные источники доходов  для населения наряду с основным местом работы.

    Наиболее  высокий уровень вторичной занятости  наблюдается на малых предприятиях, оказывающих услуги здравоохранения (30,4% от общего числа занятых), осуществляющих финансовую деятельность (13,5 %), в строительстве (23%).

    Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает на основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

    Все это приводит к тому, что часть  зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии  приступить к реальному производству продукции.

Информация о работе Малый бизнес: основные черты, зарубежный опыт и проблемы становления в России