Малый бизнес и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: исследовать сущность и значение малого бизнеса в зарубежной и отечественной экономике для последующего выявления мер совершенствования модели малого предпринимательства в Республике Казахстан.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность и основные аспекты осуществления малого бизнеса;
- выявить значение малого бизнеса для экономики, его влияние на основные экономические показатели стран;
- проанализировать современное состояние малого бизнеса в Республике Казахстан;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Малый бизнес и его проблемы.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Соответственно, вышепроведенный обзор подчеркивает необходимость дальнейшего государственного координирования малого бизнеса в целях корректировки и улучшения негативных тенденций развития малого бизнеса как с помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов

 

4. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

В настоящее  время в Казахстане темпы развития малого предпринимательства не соответствуют темпам роста экономики. Это обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого предпринимательства рассматриваются только в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов развития государства на среднесрочную перспективу.

Существующий  в Казахстане сектор малого и среднего предпринимательства представляет неоднородную массу и в реальности выглядит следующим образом. Если по организационно-правовой структуре предприниматели разделяются на юридические лица (малые и средние предприятия) и физические лица (индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства), то с точки зрения условий, мотивации и целей их можно разделить на следующие группы.

Первая группа - это «микро» предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме физического лица, в своем большинстве это индивидуальные предприниматели и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и не охотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные предприниматели не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер.

В то же время  следует признать, что, несмотря на постоянное наращивание, эта категория предпринимателей  не способна обеспечить стране продовольственное благополучие, так как производство ведется здесь практически вручную и по самым примитивным технологиям. У значительного числа личных подсобных хозяйств затраты труда и средств на ведение подсобного хозяйства больше, чем рыночная стоимость производимых продуктов.

Вторая группа - это «малые» предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме  юридического лица, их основная масса - это уже малые предприятия, занимающиеся одновременно различными видами деятельности. В условиях возрастающей конкуренции они вынуждены акцентировать свое внимание на диверсификации производства, заинтересованы в новшествах, использовании новых инструментов ведения бизнеса, совершенствовании маркетинговых технологий, но при этом они вкладывают капитал только в апробированный бизнес.

Третья группа - это «средние» предприниматели, осуществляющие свою деятельность в  форме юридического лица, в большинстве  своем это уже средние предприятия, у руководителей которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых технологий и создания новых высокотехнологических производств.

Кроме того, существует категория предпринимателей «псевдомалого» бизнеса заключается в переводе активов на счета подставных «фирм  однодневок» или существование  исключительно из соображения минимизации налогов замаскированной материнской компании.

Также следует  отметить, что группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в «теневой бизнес», что  объясняется в основном несовершенством  налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники «выводятся за штат» и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики. Переходу предпринимателей в «теневой бизнес» также способствует наличие многочисленных административных барьеров, создаваемых со стороны государственных органов, обладающих контрольно-надзорными функциями. В сфере «теневой» экономики находится собственность большого количества индивидуальных предпринимателей, которая в основном нелегальна или полулегальна, надлежащим образом не оформлена. Основной причиной этого является то, что в случае образования долгов у индивидуального предпринимателя, под угрозой окажется его личная собственность. В настоящее время сложилась ситуация, что она не может быть капитализирована, продана или отдана в залог. Она выпадает из системы легального учета и новых экономических отношений.

Специфика казахстанской  модели заключается в следующем.

Первое. Учитывая разные условия, мотивации и цели предпринимателей, необходимо создание параллельно-последовательных уровней  распределения государственной  поддержки, через сегментацию сектора малого и среднего предпринимательства, при этом законодательно установив деление на микро-, малые и средние предприятия, и определив соответственно систему мер по борьбе с «псевдомалым» и «теневым» бизнесом.

Второе. Необходимо создание системы мер (прямых и косвенных) по увеличению производительности труда и диверсификации производства индивидуального предпринимательства и переходу его в статус юридического лица.

Третье. Должна быть расширена практика применения принципов корпоративного управления с целью интегрирования малых и средних предприятий в хозяйственно-кооперативные системы при лидерстве крупных предприятий высокотехнологического уровня.

Четвертое. Государственная  политика развития и поддержки малого и среднего предпринимательства должна быть направлена на осуществление отдельных мер для разных групп предпринимателей, определяя перспективы каждой из них в развитии различных отраслей экономики. Основное значение при этом будет уделяться активизации и инновационной деятельности малых и средних предприятий.

Пятое. Нужно  изменить действующий механизм экономического регулирования, который будет заключаться  в обязательном представлении всеми  центральными и местными исполнительными  органами заключения о последствиях предпринимаемых ими решений для малого и среднего предпринимательства. Главным условием для всех государственных органов при осуществлении отраслевой, региональной и международной политики будет чет конкретных потребностей малого и среднего предпринимательства.

Шестое. Предприниматели и их общественные организации должны активно вовлекаться в процесс принятия государственных решений в области экономического регулирования. В связи с этим нужно усилить роль Совета предпринимателей при Президенте Республики Казахстан и Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса при Правительстве Республики Казахстан. При каждом государственном органе необходимо создание экспертных советов по взаимодействию с общественными организациями предпринимателей.

В конечном итоге, нужно создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому предпринимательству расширить возможность занятости и повысить свою производительность, а в долговременной перспективе обеспечить увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны до уровня развитых стран.

Казахстан стал одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую  турбулентность мировой экономики  и приступивших к реализации опережающих  мер.

Чтобы сохранить  стабильность финансовой системы банкам была предоставлена дополнительная ликвидность. Это было сделано для обеспечения экономической активности малого и среднего бизнеса, крупных предприятий.

Была увеличена  сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тысяч  до 5 миллионов тенге. Государство помогло снизить риски банковского сектора, связанные с внешним заимствованием и достаточностью собственного капитала.

Для сохранения деловой активности в стране оказана  беспрецедентная финансовая поддержка  субъектам малого и среднего бизнеса  в объеме 275 миллиардов тенге. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров.

Введен в  действие новый Налоговый кодекс, значительно снизивший ставки по основным налогам.

По сравнению  с прошлым годом корпоративный  подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20 процентов, а в 2011 году составит 15 процентов. Ставка НДС снижена до 12 процентов. Вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11 процентов. А для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.

Все это стало  одним из важнейших стимулов развития несырьевого сектора экономики, малого предпринимательства.

Закон о государственных  закупках дает преимущество отечественным  производителям, что также направлено на поддержку малого и среднего бизнеса.

Все эти стимулирующие экономику  меры можно назвать своеобразной ответной мерой Казахстана на возникший глобальный кризис, а также дополнением к совершенствованию модели развития малого предпринимательства в стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в заключение исследования темы данной курсовой работы целесообразно сделать  следующие выводы.

Малое предпринимательство  – мобильный и результативный сектор экономики. Оно реально создает  значительную долю ВВП и в нем  работает большая часть трудоспособного населения. Это важно не только для индустриально развитых государств, но и для стран с экономикой переходного периода.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателях.

По мере развития малого бизнеса образуются различные формы  организации частных фирм. В настоящее  время известны три основные правовые формы: единоличные, корпорации и партнерства.

Объектом предпринимательства  является осуществление наиболее эффективной  комбинации факторов производства с  целью максимизации дохода.

Абсолютное  большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

За период с 1980 по 2010 г. общее количество малых предприятий в США возросло с 13 до 26 млн. При этом из 26 млн. фирм с численностью занятых до 500 чел. 6 млн. используют наемный труд, около 20 млн. не используют, а 16 млн. представлены самозанятыми. Средний показатель доли малых и средних фирм в общей численности занятых составляет 80%, а по данным Администрации малого бизнеса США (SBA) малый бизнес в последнее десятилетие обеспечивал ежегодно от 60 до 80% абсолютного прироста новых рабочих мест в США.

Законодательство Республики Казахстан о частном предпринимательстве  основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, Закона «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006 N 124-III и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Доля занятых  в МСБ в общей численности  населения Казахстана достигла более  чем 12%, а в экономически активном населении – 23%. В отдельных областях этот показатель превышает 25%, в Астане – 30%, а в Алматы приближается к 40%. Конечно, это еще довольно далеко от уровня развитых стран, но для молодой посттоталитарной рыночной экономики это серьезный прогресс.

Что касается роли субъектов малого бизнеса Казахстана в решении проблемы занятости, доля населения, активно занятого в малом предпринимательстве, в общей численности занятых по Казахстану составляет в среднем порядка 23 %, тем не менее в абсолютном выражении это более 1,8 млн. человек. Из них 50 % приходится на ИП, по 25 % на юридические лица и крестьянское хозяйство.

С наступлением глобального экономического кризиса  казахстанское государство сделало  поддержку малого и среднего бизнеса  одним из главных направлений  антикризисной программы.

Однако остаются нерешенными некоторые проблемы, такие как: Неэффективная отраслевая структура - порождает слабую способность малого бизнеса к модернизации и технологическим инновациям.

Высокая теневая  составляющая в малом бизнесе, которая  по официальным оценкам достигает 30%.

Сравнительный анализ малого предпринимательства Казахстана с развитыми странами, проведенный в 2010 году, демонстрирует заметное отставание по таким показателям, как вклад в ВВП и занятость населения, при том что, как и в развитых странах, в Казахстане СМП представляют более 90 % всех хозяйствующих субъектов. Так, доля ежегодных объемов выпуска продукции субъектами МСБ в развитых странах составляет от 43 % (Канада) до 57 % (Германия) ВВП, в Казахстане его доля ниже почти в 3 раза и составляет 15 %. По доле населения, занятого в секторе МСБ, в общей занятости показатели нашей страны также гораздо ниже по сравнению с развитыми государствами: на протяжении последних 5 лет в Казахстане этот показатель держится на уровне 23 %, в развитых странах от47 % (Канада) до 75 % (Япония).

Информация о работе Малый бизнес и его проблемы