Малый бизнес и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: исследовать сущность и значение малого бизнеса в зарубежной и отечественной экономике для последующего выявления мер совершенствования модели малого предпринимательства в Республике Казахстан.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность и основные аспекты осуществления малого бизнеса;
- выявить значение малого бизнеса для экономики, его влияние на основные экономические показатели стран;
- проанализировать современное состояние малого бизнеса в Республике Казахстан;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Малый бизнес и его проблемы.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

Значительный плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные  периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение в экономике, на падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Разорения и образование новых компаний происходит, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав  силу, происходят и на более крупных фирмах, отражаясь на их деятельности.

Предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение  потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

В своём докладе  Председатель Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства» Амрин Г. К. отметил, что роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике Казахстана традиционно определяется через три главные функции [7].

1. Институциональный эффект оценивается через долю малого бизнеса в хозяйствующих субъектах и здесь она достигает рекордной доли – более 92,4%. То есть усилия правительства по созданию льготных режимов налогообложения и упрощенной регистрации в Казахстане достигли своих результатов. И наиболее высокими темпами растет количество индивидуальных предпринимателей, что является ярким результатом действенности специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Но при этом только половина действующего малого бизнеса является активным.

2. Традиционно малый и средний бизнес вносит большой вклад в обеспечении занятости населения (социальный эффект). В Казахстане доля занятых в малом бизнесе среди экономически эффективного населения составляет 22 %. Такая низкая доля обусловлена тем, то 25% всего занятого населения в Казахстана занято в государственных организациях. По оценкам, доля занятости населения в малом и среднем бизнесе достигла 60%, но при этом учтены все средние предприятия государственной собственности.

3. Экономический эффект оценивается через вклад объемов произведенной продукции в ВВП страны. Объемы произведенной продукции малым бизнесом увеличиваются с каждым годом, но темпы роста всей экономики намного выше, поэтому вклад СМП в ВВП страны снижается и сейчас на уроне 15,7%. В развитых странах данный показатель достигает 50% только по малому бизнесу. Таким образом, на примере сравнения этих трех качественных показателей с аналогичными показателями передовых государств можно сделать главный вывод. При достигнутом значительном институциональном эффекте, необходим качественный прорыв в развитии малого бизнеса, так как при большом количестве субъектов малого бизнеса их вклад в уровень развития экономики снижается, так как не происходит развитие микробизнеса в малый и далее в средний и отсутствуют стимулы к отраслевой диверсификации малого бизнеса. В течение последних 10 лет более 60 % малого бизнеса это торговля и сектор услуг.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное  и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Роль малого и среднего бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм - коммутанты, т. е. соединители).

Малое и среднее предпринимательство (МСП) признано важной частью мировой  экономики и ее хозяйственной  структуры, повышающей гибкость, адаптивность, укрепляющей стабильность за счет привлечения новых рабочих рук. Растущее значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости наглядно подтверждают показатели доли рабочей силы несельскохозяйственных МСП.

В последние десятилетия в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой происходит необычайно быстрый рост числа малых предприятий. Все время видоизменяясь, система малого бизнеса не только не прекращает своего существования, но и постоянно расширяется. Так, за период с 1980 по 2009 г. общее количество малых предприятий в США возросло с 13 до 26 млн. При этом из 26 млн. фирм с численностью занятых до 500 чел. 6 млн. используют наемный труд, около 20 млн. не используют, а 16 млн. представлены самозанятыми. Средний показатель доли малых и средних фирм в общей численности занятых составляет 80%, а по данным Администрации малого бизнеса США (SBA) малый бизнес в последнее десятилетие обеспечивал ежегодно от 60 до 80% абсолютного прироста новых рабочих мест в США.

Следовательно, поддержка малого бизнеса - это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом. Сектор малого и среднего бизнеса является инструментом регулирования безработицы, являющейся важной социально-экономической проблемой в мировой экономике. Проблемы занятости, возможность их решения, в том числе путем развития малого предпринимательства, весьма актуальны, поскольку в рыночной экономике проблема занятости является весьма острой. Уровень занятости в значительной мере определяет объем совокупного трудового фонда, которым располагает та или иная страна, и соответственно величину валового национального продукта, которую в состоянии произвести национальная экономика.

Таким образом, значимость развития малого предпринимательства для экономики  страны в целом очень велика, предпринимательство  способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. Малое предпринимательство – мобильный и результативный сектор экономики. Оно реально создает значительную долю ВВП и в нем работает большая часть трудоспособного населения. Это важно не только для индустриально развитых государств, но и для стран с экономикой переходного периода, как Казахстан.

 

3. Становление и анализ современного состояния малого бизнеса в Республике Казахстан

 

 

В реформировании казахстанской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием казахстанских малых предприятий необходимо рассмотреть развитие законодательной базы, регулирующей осуществление малого бизнеса в Республике Казахстан.

Активное  развитие малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан началось в 1992-1993 годах и сразу же получило правовую поддержку. Одним из первых документов суверенной страны, способствовавших развитию малого предпринимательства, стал Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 года «О защите и поддержке предпринимательства». Он определял основные и формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закреплял политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных пр6едпринимателей. Неоценимую роль в развитии среднего и малого бизнеса в сфере материального производства в стране сыграло Решение Кабинета Министров Республики Казахстан «О порядке создания центров малого бизнеса» от 15 сентября 1993 года.

Следующим шагом стало Постановление Правительства  страны от 11 октября 1994 года «Об образовании  Казахстанского центра поддержки и  развития предпринимательства». Вместе с ним был образован и «Научно-практический совет Казахстанского центра поддержки и развития предпринимательства». «Центр поддержки» стал высшим органом управления по подготовке предложений правового и учебно-методического обеспечения предпринимательства.

Стратегическую  роль в поддержке предпринимательства сыграл Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 года. Документ, по своему содержанию, явился государственной программой развития малого предпринимательства в условиях переходной экономики.

Последовательность  и системность принимаемых в  Республике Казахстан законов по поддержке и развитию малого бизнеса  позволили создать положительные  условия для динамичного развития предпринимательства и стимулировали его, чтобы оно заняло свою достойную нишу в хозяйственном комплексе страны.

Одним из таких законов стал «Налоговый Кодекс РК», введенный в действие с 1 января 2002 года. В нем выделен  раздел «Специальные налоговые режимы», предусмотренный для субъектов малого бизнеса, устанавливающий для них упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

Весьма  своевременным стал Закон Республики Казахстан от 18 марта 2004 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц». Согласно этому Закону, государственная регистрация (перерегистрация) субъектов малого предпринимательства и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств должны быть произведены не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

Итак, Законодательство Республики Казахстан о частном предпринимательстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, Закона «О частном предпринимательстве» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Предпринимательство в  Республике Казахстан регулируется Законом Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие  в связи с осуществлением физическими  и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан [15].

Финансовую  поддержку субъектов малого предпринимательства в настоящее время призваны решать специально созданные финансовые институты «Банк Развития Казахстана», «Национальный инновационный фонд», «Фонд развития малого предпринимательства», банки второго уровня, а также кредитные товарищества и микрокредитные организации.

Становление и развитие предпринимательства всегда пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны Президента Республики Казахстан  Н.А. Назарбаева. В Казахстане стали  регулярными Форумы предпринимателей, на которые со всей страны собираются не только представители среднего и малого бизнеса, но и национальных компаний, банковского сектора, центральных и исполнительных органов, принимаются крупные глобальные решения, которые дают заметный толчок развитию бизнеса. Рассмотрим состояние развития малого бизнеса в Казахстане на современном этапе.

Информация о работе Малый бизнес и его проблемы