Малый бизнес и его проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: исследовать сущность и значение малого бизнеса в зарубежной и отечественной экономике для последующего выявления мер совершенствования модели малого предпринимательства в Республике Казахстан.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность и основные аспекты осуществления малого бизнеса;
- выявить значение малого бизнеса для экономики, его влияние на основные экономические показатели стран;
- проанализировать современное состояние малого бизнеса в Республике Казахстан;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Малый бизнес и его проблемы.doc

— 784.50 Кб (Скачать)

КАРАГАНДИНСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

КАФЕДРА ___________________________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему  «Малый бизнес и его проблемы»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

группы Ф-17 ФМ

Карагонысова  Г.Ш.

 

Руководитель:

____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРАГАНДА 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

В Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011 года говорится: «Главный итог первого года первой индустриальной пятилетки – это начало серьезных структурных изменений в экономическом росте за счет реального сектора экономики…», «В докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса» В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. [1].

В свете вышесказанного особенно актуальными становятся проблемы развития малого бизнеса в Республике Казахстан и пути их решения.

Малое предпринимательство  – мобильный и результативный сектор экономики. Оно реально создает  значительную долю ВВП и в нем  работает большая часть трудоспособного  населения. Это важно не только для  индустриально развитых государств, но и для стран с экономикой переходного периода.

В большинстве  стран мира рост малого и среднего бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики и  повышения ее эффективности. Малые  и средние предприятия – это  база экономики, в перспективе – это самая устойчивая ее часть, только с развитием малого и среднего бизнеса возможно построение стабильно функционирующей рыночной экономики.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий.

Однако развитие сектора малого и среднего предпринимательства  подвержено влиянию различных социально-экономических  проблем и нуждается в государственной  поддержке.

Развитие малого и среднего бизнеса  отвечает общемировым тенденциям к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

В этом заключается  актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является: исследовать сущность и значение малого бизнеса в зарубежной и отечественной экономике для последующего выявления мер совершенствования модели малого предпринимательства в Республике Казахстан.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- исследовать экономическую сущность и основные аспекты осуществления малого бизнеса;

- выявить значение малого бизнеса для экономики, его влияние на основные экономические показатели стран;

- проанализировать современное состояние малого бизнеса в Республике Казахстан;


- выделить основные проблемы и меры по совершенствованию казахстанской модели развития малого бизнеса.

Предмет исследования темы данной курсовой работы – сектор малого бизнеса в экономике. Объект исследования – современное состояние  малого бизнеса в Казахстане.

Теоретическую и методологическую основу исследования в курсовой работе составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам предпринимательской деятельности, программы и стратегии развитых и развивающихся государств по развитию малого бизнеса, периодические издания, посвященные проблеме исследования.

Методологической основой работы явились положения диалектической логики и системного подхода. В работе использовались такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

Теоретическую базу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, Национального банка, фундаментальные монографические работы, исследования, экономическая периодика.

Также материалом для исследования послужили информационные материалы научно-практических конференций и семинаров, вторичная информация из периодической печати, Internet-ресурсы, статистические и аналитические материалы.

В первой главе  дается трактовка и научное обоснование  понятий «предпринимательство», «бизнес», «субъекты малого бизнеса». Также определяются формы и виды предпринимательской деятельности.

Вторая глава  посвящена обоснованяю значения малого бизнеса и его влиянию  на зарубежную и отечественную экономику.

В третьей главе  курсовой работы исследуются становление  и современное состояние малого бизнеса в Республике Казахстан. Также затрагиваются и раскрываются проблемы структуры и кредитования малого бизнеса в нашей республике.

Четвертая глава  подробнее рассматривает проблемы и барьеры развития малого бизнеса  в Республике Казахстан. Даются рекомендации по решению этих проблем с учетом специфики казахстанской модели малого предпринимательства.

В заключении подведены  итоги проведенного исследования, сформулированы полученные выводы, а также предложения  и рекомендации.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малый  бизнес оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками дела. Человек, который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая деятельность. Бизнес представляет собой хозяйственную деятельность, при которой производятся материальные блага и оказываются услуги [2, c.45].

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателях. Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, работающих за отчетный период на предприятии. Многие экономисты под малым предпринимательством понимают деятельность, осуществляемую относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник. Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых работников, размер уставного капитала, размер активов и объем оборота (прибыли) [3,с. 57].

Основными критериями также являются: средняя численность  занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Следует сказать, что под предпринимательством зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог- «бизнес».

Как показывает мировая  и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам  малого бизнеса, является в первую очередь  средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

- От 1 до 20 – ремесленные;

- От 20 до 100 – малые;

- От 100 до 500 – средние предприятия.

Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.

На развитие малого бизнеса  наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

  • в развитии средств связи произошел скачок;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;
  • уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;
  • сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.

По мере развития малого бизнеса образуются различные формы  организации частных фирм. В настоящее  время известны три основные правовые формы: единоличные, корпорации и партнерства.

Фирма, находящаяся в  единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип – корпорации. Эта организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя их общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участие в управление ею.

Но малые предприятия, конечно же, как появляются, так  и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 малых предприятий потерпели  неудачу, причем 40% их них просуществовали  не более 5 лет. Доля банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В связи с этим можно  выделить три модели развития малого бизнеса:

  • медленное расширение деловой активности;
  • быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;
  • сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне

Инструментом  предпринимательской деятельности является, прежде всего предприятие. Предприятие - это основное первичное звено организации производительных сил и производственных отношений. С правовой точки зрения под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов.

Субъект – это лицо, физическое или юридическое, которому принадлежат те или иные права и обязанности.

Объе́кт (от лат. objectum — предмет) —  то, на что направлена та или иная деятельность (или то, что создано  этой деятельностью.

Субъектами предпринимательства  могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.

Субъектами предпринимательства  могут быть:


- граждане государств, неограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

- граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

- объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя  как юридического лица приобретается  только посредством государственной  регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие. Из этого следует, что предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности и осуществляется:

- самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность;

- руководителем предприятия от имени собственника и т.д.

Информация о работе Малый бизнес и его проблемы