Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………....5
Глава 2. Значение и задачи малого предприятия.……………………………....9
2.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике………………10
2.2 Цели создания малого предприятия………………………………………..12
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России……………………15
3.1 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности………………………………………………………………………………...16
3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления……………..19
Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки…………………………………………………………………...23
4.1 Фонды защиты предпринимательской деятельности……………………..25
Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области……………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1 Динамика развития малого бизнеса…………………………...35
Приложение 2 Этапы развития малого предпринимательства в России……36
Приложение 3 Статистическая информация о количестве и показателях развития малого и среднего предпринимательства……………………………….39
Приложение 4 Относительные показатели вклада малых и средних предприятий в экономику области………………………………………………………40
Приложение 5 Средства, ежегодно направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...41
Приложение 6 Количество малых предприятий на 1.01.2008г……………….42

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 3.96 Мб (Скачать)

       Поэтому вся система глубокого  рыночного реформирования российской экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры, и не только на государственном уровне, но и на общественных началах. Возникла и взяла на себя соответствующие функции такая общественная организация предпринимателей, как Российская товарно-промышленная палата (ТПП). Комитет ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет основные пути развития малого и среднего бизнеса, является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.

    

 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства  в Свердловской области

     1 января 2008 года вступил в силу  федеральный закон N 209-ФЗ

     "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации", установивший новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства. (Рис. 1) Статистическая информация о количестве и показателях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с новыми критериями позволяет оценить состояние малого и среднего предпринимательства в 2008-2009 году. (см. Приложение 3)

     Из  таблицы видно, что количество малых  и средних предприятий (МСП) и  средняя численность занятых  в сфере малого и среднего предпринимательства  продолжили рост в течение последнего года, также существенно вырос объем инвестиций в этой сфере экономики. Отрицательное влияние кризисных явлений, вызванных глобальным экономическим кризисом, тем не менее, сказалось и на показателях деятельности МСП – оборот в сфере малого и среднего предпринимательства демонстрирует тенденцию к снижению. Однако, темпы падения оборота малых и средних предприятий в течение последнего года не так велики, как в крупных.  Кроме того, на фоне уменьшения рабочих мест  на крупных предприятиях, численность занятых на МСП увеличивается.

В следствие  указанных тенденций за последний  год выросли относительные показатели вклада малых и средних предприятий в экономику области. (см. Приложение 4).

     Таким образом, трудно недооценить значение малого и среднего бизнеса для социально-экономического развития нашей области.

     По  информации Свердловскстата в отношении  оценки деятельности малых предприятий  – юридических лиц (без учета  микропредприятий) в первом полугодии 2009 года среди субъектов РФ Свердловская область по отдельным показателям входит в число 10 регионов России, где малое предпринимательство получило наибольшее развитие. По обороту малых предприятий область находится на 5 месте, уступая Москве,  Московской области, Санкт-Петербургу и Краснодарскому краю; по инвестициям в основной капитал – на 6 месте.

     На  долю малых предприятий Свердловской области в общероссийских показателях  деятельности малых предприятий  приходилось 3,8 % оборота малых предприятий, 2,1 % среднесписочной численности  работников и 3,5% инвестиций в основной капитал. 

Основные  меры, предпринятые в 2008-2009 годах по развитию малого и среднего предпринимательства  в Свердловской области.

     Развитие  малого и среднего бизнеса – один из приоритетов в работе Губернатора и Правительства Свердловской области. Сейчас, в условиях экономического кризиса, малый и средний бизнес может решить многие проблемы.

     В Свердловской области сформирована система развития малого и среднего предпринимательства, важной частью которой  являются меры прямой адресной поддержки.

     Прямая адресная поддержка включает в себя мероприятия по реализации инструментов финансовой, имущественной, информационной, учебной, консультационной поддержки МСП и предоставляется для снижения стоимости инвестиций, повышения доступности банковских кредитов, развития предпринимательских компетенций с целью повышения конкурентоспособности и жизнестойкости малых и средних предприятий.

     Для обеспечения максимальной доступности  всех форм прямой адресной поддержки к настоящему времени в нашей области создана одна из самых развитых в России государственная и муниципальная инфраструктура развития предпринимательства, включающая 41 муниципальный фонд, 11 информационно-консультационных центров, 4 бизнес-инкубатора, Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства и Свердловский венчурный фонд.  Организации инфраструктуры развития предпринимательства Свердловской области оказывают услуги малым и средним предприятиям по единым правилам и стандартам на всей территории Свердловской области.

     Меры  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году финансировались из средств областного бюджета и частично из средств федерального бюджета в размере 1 миллиард 59,8 миллионов рублей, из них

  • средства Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства (ресурсы, привлеченные на развитие финансовой поддержки МСП в течение последних восьми лет) – 547,4 миллионов рублей
  • областной бюджет – 180,5 миллионов рублей
  • федеральный бюджет – 331,9 миллионов рублей.

     В результате влияния кризиса предпринимателям стало труднее привлекать банковские кредиты и выполнять обязательства перед кредиторами, так как во многих сферах отмечается падение платежеспособного спроса. Как следствие, многие малые и средние предприятия ощущают дефицит оборотных средств и не имеют возможности инвестировать в развитие бизнеса.

     С целью минимизации кризисных  явлений в экономике на малый  и средний бизнес разработан план неотложных мер по развитию малого и среднего предпринимательства  в 2009 году, утвержденный  постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2008 года № 1403-ПП «О неотложных мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в 2009 году».

     В условиях экономического кризиса система  развития малого и среднего предпринимательства Свердловской области продемонстрировала способность оперативно реагировать на вызовы и гибко настраивать предлагаемые меры поддержки в соответствии с  потребностями бизнеса.

     В апреле 2009 существенно изменена программа  стимулирования инвестиционной активности МСП Свердловского области. В рамках этой программы  предоставляются льготные кредиты по ставке рефинансировании ЦБ по территориальному и/или отраслевому признаку. С 6 до 39 расширен список территорий, увеличен перечень видов деятельности, на которые распространяется этот вид поддержки.

     На  совещаниях в Министерстве экономического развития РФ в феврале и ноябре 2009 года, посвященных реализации антикризисного пакета мер, состоялись презентации успешного опыта Свердловской области по реализации инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, обсуждался механизм предоставления обеспечения по кредитам предпринимателей в банках. По этой программе наша область является лидером среди регионов России, как по количеству выдаваемых поручительств, так и по суммам. Кроме этого, экспертами МЭР были отмечены успешно реализуемые в области программы предоставления компенсационных займов, микрофинансирования.

     В 2009 году в пятый раз подряд  Свердловская область становится победителем конкурса МЭР по отбору субъектов России для предоставления субсидий на оказание государственной поддержки малому бизнесу, что позволило значительно увеличивать суммы, направляемые на развитие предпринимательства в регионе. (см. Приложение 5).

     При Правительстве Свердловской области сформирован Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом. Цель совета – привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установление эффективного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и предпринимательского сообщества области. Так например, благодаря решению Совета, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в мае 2009 года разработала методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства по снижению затрат на электрическую энергию за счет выбора оптимального варианта тарифного меню при заключении договоров с энергосбытовыми организациями.

     В 2009 году в 71 муниципальном образовании  в Свердловской области приняты  и реализуются муниципальные  программы по развитию субъектов  малого и среднего предпринимательства. Объем финансирования мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в Свердловской области за счет местных бюджетов в 2009 году запланирован в размере не менее 32 млн. рублей. (Приложение 6) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Формирование  рынка - процесс многоплановый. Требуется  взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

           В настоящее время  вопрос развития сети малых предприятий  включен как один из важнейших  в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Малые  предприятия создают благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

           Социальная функция  малых предприятий состоит в  их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

           Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом от 1 января 2008г. 
 
 
 
 

                       
     
     
     
     

    Список  литературы

  1. Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 1 января 2008 года
  2. Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2007г., с. 57-68
  3. Общие показатели развития МСП Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uralonline.ru/small_info/18
  4. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2005.
  5. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс предпринимательства, М., 1997
  6. Горфинкель В.Н. Малый бизнес: учебное пособие для вузов. – М.: КноРус, 2009
  7. Кислов Д. В. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги. – М.: ГроссМедиа, 2005
  8. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 1998
 
 
 

            
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 1

    Динамика развития малого бизнеса 

Предприятия   1.01.06 г.     1.01.07г.   1.01.08г.     1.01.09г.
  тыс.

 ед.

% Тыс.

Ед.

% Тыс.

Ед.

% Тыс.

Ед.

%
Всего 896,9 100,0 877,3 100,0 828,0 100,0 866,0 100,0
В том числе:                
промышленные 127,2 14,2 128,5 14,7 129,3 15,6 137,2 15,8
строительные 123,5 13,8 145,5 16,6 137,0 16,5 137,5 15,9
Торговли  и общепита 419,4 46,8 374,6 42,7 353,1 42,7 383,0 44,2
коммерческие 51,9 5,8 42,4 4,8 35,0 4,2 36,8 4,3
Науки и 

научного  обслуживания

51,7 5,8 48,8 5,6 46,0 5,6 38,7 4,5
Других  отраслей 123,2 13,7 137,5 15,7 127,6 15,4 132,8 15,4

Информация о работе Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции