Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:14, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………....5
Глава 2. Значение и задачи малого предприятия.……………………………....9
2.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике………………10
2.2 Цели создания малого предприятия………………………………………..12
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России……………………15
3.1 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности………………………………………………………………………………...16
3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления……………..19
Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки…………………………………………………………………...23
4.1 Фонды защиты предпринимательской деятельности……………………..25
Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области……………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1 Динамика развития малого бизнеса…………………………...35
Приложение 2 Этапы развития малого предпринимательства в России……36
Приложение 3 Статистическая информация о количестве и показателях развития малого и среднего предпринимательства……………………………….39
Приложение 4 Относительные показатели вклада малых и средних предприятий в экономику области………………………………………………………40
Приложение 5 Средства, ежегодно направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...41
Приложение 6 Количество малых предприятий на 1.01.2008г……………….42
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На
Министерство экономики Российской
Федерации возложена разработка
основ политики государственной поддержки
малого предпринимательства, а также координация
деятельности центральных органов федеральной
исполнительной власти и формирование
инфраструктуры малого предпринимательства.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в
России предусмотрено Федеральным Законом
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации».
Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки.
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики.
Думается, причины этого – не
только в ограниченности
Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы.
Первая –
Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.
В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки малого предпринимательства основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки. Для достижения этой цели требуется также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Тем самым должны быть созданы условия для того, чтобы уже в ближайшие годы произошли значительные изменения в секторе малого предпринимательства, способствующие экономическому росту в масштабах всей страны.
Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют.
В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов.
Наконец, наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.
Следует также законодательно
обеспечить работу объединений малых
предприятий. Часто высказываются
предложения о привлечении в
фонды поддержки малых
Но все это, к сожалению, пока лишь возможности отдаленной перспективы. Сейчас же главное внимание нужно уделять тем мерам, которые реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях.
4.1 Фонды
защиты предпринимательской
Любому вновь создаваемому предприятию требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.
Цель
фондов защиты и поддержки
Для российской экономики,
В настоящее время в ряде областей уже разработаны на разнообразной методической основе программы поддержки малых предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств.
Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.
В региональных программах
Малое инвестиционное предпринимательство уже по определению предполагает передовую, перспективную, обещающую выгоду деятельность. Поэтому государство для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Источником формирования средств фонда содействия являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки, а также добровольные взносы предприятий.
Фонд содействия финансирует 40-50 проектов в год. Выбор проектов для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн. рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.
В целях усиления
Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача – организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур.
Как уже отмечалось, в странах
с развитой рыночной
Информация о работе Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции