Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………....5
Глава 2. Значение и задачи малого предприятия.……………………………....9
2.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике………………10
2.2 Цели создания малого предприятия………………………………………..12
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России……………………15
3.1 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности………………………………………………………………………………...16
3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления……………..19
Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки…………………………………………………………………...23
4.1 Фонды защиты предпринимательской деятельности……………………..25
Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области……………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1 Динамика развития малого бизнеса…………………………...35
Приложение 2 Этапы развития малого предпринимательства в России……36
Приложение 3 Статистическая информация о количестве и показателях развития малого и среднего предпринимательства……………………………….39
Приложение 4 Относительные показатели вклада малых и средних предприятий в экономику области………………………………………………………40
Приложение 5 Средства, ежегодно направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...41
Приложение 6 Количество малых предприятий на 1.01.2008г……………….42

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 3.96 Мб (Скачать)

     С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

     Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

     В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу  приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

     2.1 Место и роль малого предприятия  в рыночной экономике.

     Так  называемая малая экономика –  важный сектор полноценного рынка. Без  малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

     Целями  создания малых предприятий, или  предприятий малого бизнеса, являются:

      • активизация структурной перестройки экономики;
      • насыщение потребительского рынка товарами;
      • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
      • расширение конкуренции;
      • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
      • укрепление экономической базы местных органов власти.
      • развитие сел, небольших городов
      • возрождение художественных промыслов.

      Сейчас  еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. (см. Приложение 1).

     Роль  и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.

     Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2008г. около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.

     Каждый  вложенный в малые предприятия  рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.

     Способствует  развитию предпринимательства постановление  правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2008г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

     Конкуренция между индивидуалами и мелкими  предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к  сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве  случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными.

     Выделять  малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие  предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.

     2.2 Цели создания малых предприятий

     Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности»  от  25  декабря 1990 г  и  постановление   Совмина  РСФСР № 406  «О мерах по поддержке и  развитию  малых предприятий  в  РСФСР».   Этот  закон  и  постановление  правительства  открыли  широкий  простор  для  всех,  кто склонен к  предпринимательской  деятельности,  создали  условия  для  проявления  хозяйственной  инициативы  и  предприимчивости  на  основе  реализации  принципа  равенства  всех  форм  собственности, свободного  распоряжения  имуществом  и  выбора  сфер  деятельности.

     Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

     Начинать  малый бизнес приходится с нуля  и в условиях действия ряда неблагоприятных  факторов.

     Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

     Во-вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

     В-третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности.

     В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

     В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства  с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами, c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

     Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т.е. за двоих.                        

     В июле 1998г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям.

     Первое  направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

     Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

     Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

     Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет, в котором  на нужды малых предприятий предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

     Реализация  целей Федеральной программы  в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Развитие малого предпринимательства  в России

     Этапы становления малого предпринимательства.

           Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

           Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства. (см. Приложение 2)

     Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

           Под субъектами малого предпринимательства понимаются также  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

           Содержание учредительных  документов малых предприятий  выявило  ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.

           В начале 1990 г. Малые  предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

           Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

           В ряде случаев местные  власти выступают учредителями малых  предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

Информация о работе Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции