Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………....5
Глава 2. Значение и задачи малого предприятия.……………………………....9
2.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике………………10
2.2 Цели создания малого предприятия………………………………………..12
Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России……………………15
3.1 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности………………………………………………………………………………...16
3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления……………..19
Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки…………………………………………………………………...23
4.1 Фонды защиты предпринимательской деятельности……………………..25
Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области……………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение 1 Динамика развития малого бизнеса…………………………...35
Приложение 2 Этапы развития малого предпринимательства в России……36
Приложение 3 Статистическая информация о количестве и показателях развития малого и среднего предпринимательства……………………………….39
Приложение 4 Относительные показатели вклада малых и средних предприятий в экономику области………………………………………………………40
Приложение 5 Средства, ежегодно направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...41
Приложение 6 Количество малых предприятий на 1.01.2008г……………….42

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 3.96 Мб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………....5

Глава 2. Значение и задачи малого предприятия.……………………………....9                                  

2.1 Место и  роль малого предприятия в  рыночной экономике………………10

2.2 Цели создания  малого предприятия………………………………………..12

Глава 3. Развитие малого предпринимательства в России……………………15

3.1 Виды малых  предприятий и характеристика  их экономической деятельности………………………………………………………………………………...16

3.2 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления……………..19

Глава 4. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки…………………………………………………………………...23

4.1 Фонды защиты  предпринимательской деятельности……………………..25

Глава 5. Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области……………………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение  1 Динамика развития малого бизнеса…………………………...35

Приложение 2 Этапы развития малого предпринимательства в России……36

Приложение 3 Статистическая информация о количестве и показателях  развития малого и среднего предпринимательства……………………………….39

Приложение 4 Относительные  показатели вклада малых и средних  предприятий в экономику области………………………………………………………40

Приложение 5 Средства, ежегодно направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства……………………………………………………...41

Приложение 6 Количество малых предприятий на 1.01.2008г……………….42

Введение

     Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

           В  данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.

       Предпринимательская деятельность  является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки  и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

           Большое внимание уделено  проблемам налогообложения субъектов  малого предпринимательства - юридических  и физических лиц, перехода их на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

     Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

     Основная  цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе  его развития, выявить его роль, специфические особенности и  обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства

     Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

     Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

     1 января 2008 года вступил в силу  федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установивший новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

     в промышленности, строительстве и  на транспорте – 100 человек;

     в оптовой торговле – 50;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании – 30;

     в других отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек.

     Таким образом, определен критерий выделения  малых предприятий – по численности  работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

     Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

     В этой связи становится очевидным, для  малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

     В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

     Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

     Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

     Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

     Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

     Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но, вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс, и все связанное с его организацией.

     Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

     Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

     Также как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

     В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг; в-третьих – катализатора научно-технического прогресса; в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

     Не  менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Значение и задачи малого бизнеса

     Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление  и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

     В настоящее время в экономике  России одновременно функционируют  крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

     Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Информация о работе Малые предприятия в рыночной экономике: роли и функции