Малые предприятия и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль малых предприятий в экономике.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства;
описать подходы к определениям понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство»;
рассмотреть направления развития малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности;
охарактеризовать состояние малого предпринимательства в Свердловской области.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..

1 Теоретические основы малого предпринимательства ……………….
1.1 Значение малых предприятий ………………………………………..
1.2 Подходы к определениям понятия «малый бизнес» ………………..
1.3 Направления развития малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности ………………………………………………………

2 Малое предпринимательство в Свердловской области ……………….
2.1 Регулирование в сфере малого предпринимательства ……………….
2.2 Состояние малого предпринимательства в Свердловской области

Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………….
3

4
4
7

11

16
16
21

25
27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Малые предприятия и их роль в экономике.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Применение еще одного финансового показателя – объема реализованной продукции – в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции    [6; 29].

Как видно из анализа литературы по данной теме, не существует единого подхода к определению этого понятия. Рассмотрим различные подходы.

С точки зрения международной  деловой терминологии понятие «малое предпринимательство» не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом перевода термина «small business».

В разное время разными  авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, например, «масштабность операций» («the scale of operations»), или «пределы организации» (организационной структуры) и ее ответственности (задач) («the scope of an organisation and its responsibilities»). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели «число занятых», «стоимость активов» или «годовой оборот» («объем продаж») и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия малого бизнеса.

Использование различных численных параметров в качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимости на различных уровнях сравнительного анализа. Однако в зависимости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» в другом контексте.

Таким образом, можно  утверждать, что в настоящее время  не существует единого подхода к  определению понятия «малый бизнес». В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого предприятия, дифференцированности объективных внешних условий, всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим задачам. О практической неосуществимости такого рода задачи говорится в ряде работ, при этом подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается) различные определения.

Отметим также, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.

 

 

1.3 Направления  развития малого предпринимательства 

по отраслям и видам деятельности

Согласно Концепции  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р, политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6-1,8 раза [29].

Рассматриваемой Концепцией предусмотрены направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, среди  которых вторым значится создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса; улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал).

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития [29].

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим [25; 7].

Существуют приоритетные направления развития малого бизнеса. Рассмотрим их.

1. Производство. К производственным субъектам малого предпринимательства относятся те, которые осуществляют:

  • добычу сырья в готовом виде из запасов природы (добывающее производство – охота, рыболовство, горная промышленность);
  • разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы (сельскохозяйственное производство и его отрасли: лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.);
  • переработку сырья в пригодный для потребления человека вид (обрабатывающая промышленность).

2. Инновационная сфера  – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций. К инновационным высокотехнологичным относятся проекты малых предприятий, соответствующие следующим критериям:

  • в основу проекта положен положительный результат научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (в том числе в форме ноу-хау, патента или авторского права, принадлежащих заявителю), соответствующий мировому уровню развитию науки и техники;
  • предлагается принципиально новое решение, имеющее прикладное значение и (или) существенно улучшающее имеющиеся аналоги, а также полезные модификации известных технических решений, обеспечивающие качественное улучшение функциональных и (или) эксплуатационных характеристик продукции;
  • проект предусматривает коммерциализацию научно-технических разработок.

3. Жилищно-коммунальное  хозяйство (ЖКХ) – сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов и предоставление жителям услуг для комфортного проживания в них. Важная часть городского хозяйства. К субъектам малого предпринимательства, занятым в жилищно-коммунальном хозяйстве, можно отнести субъектов, осуществляющих:

  • устранение протечек водопроводных труб, следящих за системами очистки воды;
  • отведение сточных вод (канализации);
  • капитальный ремонт зданий;
  • текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (зданий);
  • теплоснабжение – обеспечение поставки жителям города горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
  • сбор, вывоз и утилизацию мусора;
  • содержание придомовых территорий (благоустройство);
  • электроснабжение.

4. Субъекты молодежного  малого предпринимательства.

5. Социальная сфера  – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление. Таким образом в рамках социальной сферы необходимо поддерживать субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность связанную с образованием, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением, физической культурой, общественным питанием, коммунальным обслуживанием, пассажирским транспортом, связью.

В первую очередь, оказывать  поддержку необходимо субъектам  малого предпринимательства, осуществляющим такие основные виды социальной работы как, например: обеспечение средствами ухода за больными, одеждой, обувью, средствами реабилитации и другими предметами первой необходимости; предоставление санитарно-гигиенических услуг, медико-социальной помощи, патронажных услуг, услуг бань; организация и проведение мероприятий социальной интеграции и реабилитации инвалидов, ветеранов, детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, многодетных семей; организация и проведение культурно массовых и спортивных мероприятий, досуга и отдыха детей, инвалидов, ветеранов и детей-инвалидов.

6. Бытовое обслуживание – это платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Перечень бытовых услуг согласно ОКУН: ремонт, окраска и пошив обуви, швейных, меховых, трикотажных изделий; ремонт и изготовление металлоизделий; услуги прачечных и т.д.

7. Ремесленничество –  специфический  вид  частного  предпринимательства,  преимущественно   индивидуального,   на   основе  единичного или мелкосерийного  производства товаров и услуг  ремесленника – представителя   малого предпринимательства,  занимающегося изготовлением, как правило, ручным  способом,  каких-либо  изделий и (или)  услуг   при   помощи собственных орудий труда.

Итак, видов деятельности, которыми может заниматься начинающий предприниматель, великое множество.

Каждая форма имеет  свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской  деятельности, они пронизывают и  дополняют друг друга, т.е. один вид  деятельности может содержаться в другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Малое предпринимательство в Свердловской области

 

2.1 Регулирование  в сфере малого предпринимательства

Рыночная экономика – саморегулируемая система, однако она не способна регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности общественного развития. Одной из основных функций современного государства является функция, которая заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений и задании правил поведения их участников. Ограниченность социальных возможностей рыночной экономики становится объективной необходимостью государственного регулирования [24; 41].

Малый бизнес как неотъемлемая часть рыночной экономики также является объектом государственного регулирования, которое определяет условия его развития, и благодаря которому частные интересы субъектов малого бизнеса сочетаются с общественными. Поскольку малый бизнес в современной экономике играет исключительную социально-экономическую роль, государственное регулирование должно иметь соответствующую развивающую направленность с целью общественно-полезного использования его потенциала. Государство в развитой рыночной экономике решает различные задачи и выполняет функции по регулированию и поддержке предпринимательства, в т.ч. малого.  С одной стороны, предпринимательство распространяется и сливается с экономикой в целом, с другой – наблюдается сильное взаимное пересечение с рынками инноваций, инвестиций, труда и др., в регулировании которых высока роль государства [24; 41-42].

В области государственного регулирования для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности государство должно проводить соответствующую экономическую политику, представляющую собой основные направления деятельности государства в данной сфере. При этом государственное регулирование представляет собой деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию соответствующей экономической политики. Государственная политика в области малого предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики развитых стран, в основу которой положено сочетание механизма государственного регулирования и рыночного саморегулирования. Такая политика нацелена на создание экономических, правовых, политических, социальных, психологических и научно-технических условий, являющихся для малого предпринимательства внешней структурообразующей средой [24; 43-44].

Рассмотрим направления  регулирования, наиболее заметно влияющих на предприятия в сфере малого бизнеса.

1. Налогообложение. Влияние системы налогообложения на деятельность субъектов малого предпринимательства способно как стимулировать, так и замедлять, или вообще прекращать отдельные ее виды. При этом все развивающие направления государственного регулирования окажутся безрезультатными, если экономическая деятельность малых предприятий является убыточной. С другой стороны, недостаточное развитие малого бизнеса, а, следовательно, и низкие размеры налоговых поступлений в бюджет, являются причиной ограниченных возможностей государства, в том числе и по оказанию ему поддержки.

Отмечается, что действующее налоговое законодательство толкает основную массу налогоплательщиков к его нарушению, ибо в противном случае их деятельность зачастую оказывается экономически невыгодной. Существующая сегодня в России налоговая система построена во многих случаях без учета экономических принципов и служит в основном фискальным интересам государства. В этих условиях реальные экономические стимулы легального развития бизнеса вообще и малого в частности практически отсутствуют. Одним из серьезных препятствий для создания эффективной системы налогового контроля является проблема постепенной трансформации функций налоговых органов из контрольных в фискальные – происходит подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах задачей по обеспечению поступлений средств в бюджет.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике