Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить роль малых предприятий в экономике.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства;
описать подходы к определениям понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство»;
рассмотреть направления развития малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности;
охарактеризовать состояние малого предпринимательства в Свердловской области.
Введение ……………………………………………………………………..
1 Теоретические основы малого предпринимательства ……………….
1.1 Значение малых предприятий ………………………………………..
1.2 Подходы к определениям понятия «малый бизнес» ………………..
1.3 Направления развития малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности ………………………………………………………
2 Малое предпринимательство в Свердловской области ……………….
2.1 Регулирование в сфере малого предпринимательства ……………….
2.2 Состояние малого предпринимательства в Свердловской области
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………….
3
4
4
7
11
16
16
21
25
27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уральский Финансово-
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема: Малые предприятия и их роль в экономике
Выполнил: студент Группы Ф2ФСП3-1411 Давыдов Д.В. Проверила: Истомина Е.Н. |
Екатеринбург,
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..
1 Теоретические основы
малого предпринимательства ……… 1.1 Значение малых предприятий ……………………………………….. 1.2 Подходы к определениям понятия «малый бизнес» ……………….. 1.3 Направления развития малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности ………………………………………………………
2 Малое предпринимательство в Свердловской области ………………. 2.1 Регулирование в сфере малого предпринимательства ………………. 2.2 Состояние малого предпринимательства в Свердловской области
Заключение ………………………………………………… Список литературы …………………………………………………………. |
3
4 4 7
11
16 16 21
25 27 |
ВВЕДЕНИЕ
По данным Организации Объединенных Наций, в мире малым бизнесом занято около 50 процентов трудоспособного населения.
Развитие рыночной системы
в России, повышение значимости малого
бизнеса обусловливают актуальн
Поэтому развитие малого бизнеса является приоритетным направлением, поскольку играет важную роль для развития экономики, повышения количества экономически активного населения, снижению количества безработных. Ведь стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно средним классом.
Наличие среднего класса, в свою очередь, напрямую зависит от развития малого предпринимательства, малого бизнеса.
Цель курсовой работы – изучить роль малых предприятий в экономике.
Задачи:
Объект исследования – малое предпринимательство, предмет – роль малых предприятий в экономике.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы в сфере предпринимательства, анализ документов, синтез, классификация, описание, сравнение и др.
1 Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Значение малых предприятий
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Эффективное функционирование малых предприятий определяется радом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [27; 83].
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда [28; 84].
В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий меняется роль и место предпринимательства. Развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание постепенно передаются крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добиваются значительных успехов в своей деятельности. Сложился своеобразный симбиоз монополий, мелких и средних фирм в обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и малого бизнеса. В Японии до 70% суммарного объема производства товаров и услуг малого бизнеса приходится на кооперационные связи с монополиями, в США – 30-40%. Кооперирование малого бизнеса с крупным, с одной стороны, создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малые предприятия оказываются в зависимости от крупного бизнеса. Они подчинены работодателю – крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготовлять, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене [28; 85].
Перед малым предпринимательством реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнения свободной ниши, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами, в том числе и в небольших поселениях. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем крупных поставщиков, последние не могут в полной мере удовлетворить индивидуальные запросы каждого потребителя. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает значительная часть неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства. Есть примеры, когда, заполняя пустующие рыночные ниши, малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства [28; 87].
Такие качества малых и многих средних предприятий, как гибкость, адаптивность и мобильность, остаются недостижимыми для крупных предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предпринимательские предприятия в городе, фермерские хозяйства на селе должны послужить образцами рыночного поведения в экономике. Многие малые предприятия, которые функционируют как сателлиты крупных, смягчают агрессивность рыночной среды для масштабных предприятий, принимают на себя их рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и единство экономики [21; 31].
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. чел.).
В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 чел. [31].
Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
Преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики.
1.2 Подходы к определениям понятия «малый бизнес»
К настоящему времени
ни российская, ни зарубежная экономическая
практика не выдвинули единого
Не случайно, как показывает анализ зарубежного опыта, даже в рамках Европейского Союза, несмотря на очень активные интеграционные процессы и многолетний опыт координации основных направлений централизованной социально-экономической политики, в том числе, и в данной области, нет какого-либо универсализма среди стран-участниц ни в используемых критериях отграничения малого (малого и среднего) предпринимательства, ни в преобладающих формах и институтах их государственной поддержки. Более того, в институтах ЕС нет и тенденции к жесткому «продавливанию» здесь какого-либо единого, универсального подхода, т.к. всякая подобная попытка неизбежно вступила бы в противоречие с тем многообразием социально-экономических и иных условий, в которых развивается малый бизнес даже в рамках такой достаточно однородной хозяйственной общности, какой являются сегодня страны ЕС.
В каждом из государств ЕС данное понятие «малых форм хозяйствования» трактуется, таким образом, с большой вариацией, которая отражает, прежде всего, общий уровень и другие особенности социально-экономического развития каждой страны, в том числе, и исторически сложившиеся характерные особенности развития сферы малого (малого и среднего) предпринимательства [20; 37].
В современных законодательных актах термин «бизнес» не используется. Вместо него существует понятие «предпринимательская деятельность».
Согласно Гражданскому
кодексу РФ, предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Фактически это и есть бизнес, т.е. с законодательной точки зрения бизнес и предпринимательство синонимичны. Однако в менеджменте предпринимательством называют особый стиль ведения дел, связанный со стремлением к высоким рискам и инновациям [8; 10].
Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен единый показатель, позволяющий относить предприятие к категории «малых» – предельный уровень численности персонала по отраслям, который составляет:
Согласно этому закону «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...». То есть чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).
Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг) [6; 28].
Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.
Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период – большую. Главное, чтобы была соблюдена необходимая пропорция за год.