Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

   Хотя  здесь следует принять во внимание тот факт, что далеко не все люди способны заниматься предпринимательской  деятельностью, - в этом случае следует  выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению, сопровождению, консалтингу и информационному  обеспечению этой категории, которая  смогла бы удовлетворить потребности  всех безработных.

   Кроме того, российские банки в отличие  от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуют начинающий торговый бизнес из-за высоких рисков, значительного  процента невозврата кредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и  гарантирования.

   Региональным  вариантом в этой ситуации является покупка (или лизинг) готового торгового  бизнеса. Государственные органы должны способствовать созданию рынка готовых  малых торговых компаний с использованием федерального и муниципального имущества, как это делается, например, в  Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и других областях. Опыт успешного выполнения подобных программ накоплен в США, Англии и Канаде. 

   26

   Данные  предприятия могут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Развивая свой бизнес в сфере  торговли, предприниматель, получая  прибыль, возвращает государству выделенные ему средства. При подготовке предпринимателя  в сфере торговли, имеющего уже  начальный капитал и необходимые  ресурсы, необходимо обучить его  эффективному менеджменту и маркетингу.

   Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого торгового бизнеса. Действуют  эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система  гарантий Евросоюза. Данный опыт требует  незамедлительного освоения в России при активном участии Минэкономразвития  России, Российского банка развития, Федерального фонда поддержки малого торгового предпринимательства, торгово-промышленной палаты и других заинтересованных институтов.

   Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения  малого бизнеса позволяет сделать  вывод о том, что законодательством  большинства развитых стран малый  бизнес определен в качестве особого  субъекта государственного регулирования. Как было отмечено ранее под «малым предприятием» понимают предприятие, наделенное комплексом законодательно установленных количественных и  качественных характеристик. Однако для  целей налогообложения неизменными  остаются натуральные и качественные показатели; финансовые показатели (прибыль, объем реализации) варьируются применительно  к разным налогам. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила специфику его налогообложения. В связи с этим, в процессе реформирования налоговых систем западных стран  получили развитие две группы льгот: льготы, направленные на поддержание  конкурентоспособности малых предприятий, повышение их инвестиционной и инновационной  активности,  

   27

   и льготы, позволяющие упростить налоговое  администрирование этой группы налогоплательщиков.

   В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса  в экономически развитых странных можно  считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем. Несомненно, что зарубежный опыт в данной сфере  необходимо использовать в российской практике в отношении малого бизнеса, в частности, в торговой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28 

Заключение 

   Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально  существовать и развиваться. Малые  предприниматели представляют собой  наиболее многочисленный слой частных  собственников и в силу своей  массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

   Кроме того, участие в малом бизнесе  позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок  нужными товарами и услугами.

   Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к  интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях  предпринимателей.

   Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы развития малого бизнеса неизбежно должны выдвигаться  в центр государственной политики. Малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

   29

   Необходимо  отметить, что государством  в  последние годы вопросам поддержки  и развития малого предпринимательства  стало уделяться намного больше внимания.

   По  мнению автора, в современных условиях главным принципом государственной  поддержки должно стать постепенное  сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и  создание преимущественно экономических  и правовых условия нормального  ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических  и правовых условий, стимулов для  саморазвития и конкурентоспособности  малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие  задачи государственной поддержки  малого предпринимательства заключаются  в том, чтобы обеспечить малым  предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных  возможностей между малыми и более  крупными предприятиями, обеспечить оптимальное  соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре  базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России.

   С сожалением приходится констатировать, что широкомасштабного развития малого бизнеса в Пермском крае не состоялось. Вероятно, что развитие малого предпринимательства в Пермском крае – при сохранении существующих тенденций – все более будут  отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать  предпринимательский ресурс общества для решения экономических и  социальных задач. Улучшение ситуации будет зависеть от эффективности  внедрения новой модели государственной  поддержки малого предпринимательства.   
 
 

   30

   Список  использованных источников 

  1. Трудовой  кодекс Российской Федерации от 30 декабря  2001 г. №197-ФЗ РГ 2001г. №256.
  2. Ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ РГ.1998 г. № 148-149.
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 3.07.2008 г.) Российская газета от 31 июля 2007 г. № 164.
 
  1. Акимов  О.Ю. Малый и средний бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 309с.
  2. Алексеев Д. Просто бизнес // Московский бухгалтер. -2009.-№18.
  3. Герфиндель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. – М.: 2001.- С.387.
  4. Государственная поддержка малого и среднего бизнес // Малая бухгалтерия. -2008.-№ 1. -С.10-13.
  5. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О Российской Федерации». – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 334с.
  6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: 2007. -276с.
  7. Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни. Человек и труд.-2007. -№ 9. -С. 80-84.
  8. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. - М.: 2008. – 188 с.
  9. Огонек. -2008.
  10. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория и практика. – М.: ТЕИС, 2000. – 231с.
  11. Ходов Л.Г., Уваров М.Г. Малый бизнес в развитых странах рыночной экономики и в России: учебное пособие для студентов и слушателей Всероссийской академии внешней торговли. – М.: 2008. – 331с.
  12. Юрков С. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения. -2005. -№ 9. -С.109-113.

16. http://www.oblstat.permregion.ru/ - официальный сайт.

Информация о работе Малое предпринимательство