Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа
В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31
Федеральный
закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Положения Закона № 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
11
Ранее к субъектам малого предпринимательства относились только коммерческие организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.
Установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно – для малых
предприятий; среди которых выделяются
микропредприятия – до 15 человек.
12
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого или среднего предприятия.
В целях развития малого предпринимательства федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации могут предусматриваться:
- специальные налоговые режимы,
упрощенные правила ведения
- упрощенная система ведения
бухгалтерской отчетности для
малых предприятий,
- упрощенный порядок
- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
13
- меры по обеспечению
- меры по развитию
- иные направления на
Таким
образом, как и для любого другого
вопроса, для малых предприятий
правовые аспекты играют далеко не
последнюю роль.
14
2.
Малое предпринимательство
в торговле на
современном этапе
развития: кто как
может, тот так
и выживает
2.1
Основные направления
Переход
российской экономики к рыночным
отношениям неизбежно связан с установлением
и развитием
Формами
государственной поддержки
15
Главными мерами государственной поддержки малого бизнеса Минэкономразвития РФ счел обеспечение равного доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, облегчение их возможности участвовать в приватизации недвижимого имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержку экспорта и т.д.
Обосновывая необходимость государственной поддержки малого предпринимательства, профессор Т.М. Гандилов приводит три основных довода. Во-первых, начинающему (стартующему) бизнесу при его относительно низкой жизнеспособности сразу добиться самодостаточности и саморегуляции довольно сложно, он нуждается в налоговой, имущественной, технической, кредитно-финансовой, инвестиционной, кадровой, инфраструктурной поддержке со стороны государства.
Во-вторых, в отличие от крупных компаний малым предприятиям трудно выдерживать конкуренцию, так как они менее устойчивы, обладают меньшим капиталом и нуждаются в постоянной финансовой поддержке извне.
В-третьих,
государство оказывает
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Правительство
РФ ежегодно перед представлением федерального
бюджета вносит на рассмотрение Федерального
Собрания РФ проект федеральной программы
поддержки малого предпринимательства.
16
Последней на данный момент мерой поддержки бизнеса стало подписание заместителем министра экономического развития РФ Анной Поповой «Приказа № 31 от 30 января 2009 г. «О мерах по реализации в 2009 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
Среди намеченных мероприятий: «антикризисный пакет мер», гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, гарантийные фонды, субсидированные части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам, образовательные программы, поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства и т.д.[16].
В
совокупности с уже предпринятыми
мерами вроде обеспечения
Однако, несмотря на кажущиеся радужные перспективы, сами предприниматели пока находятся на грани вымирания и упорно не верят в действенность всех предложенных мер.
По
мнению предпринимателей, в списке
приоритетов не первом месте стоит
возможность получать кредиты, далее
идут налоговые послабления и
снижение тарифов на электроэнергию,
газ и так далее.
17
Однако,
всего реализация мероприятий по
государственной поддержке
18
2.2 Малый
бизнес в России и Пермском
крае
Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получения прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Можно с уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства.
Российский малый бизнес в общем смысле обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно:
Как
показывают данные статистики, большинство
российских малых предприятий сосредоточено
в сфере торговли. Такая же тенденция наблюдается
и в развитых зарубежных странах.