Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

   Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» - первый базовый нормативный  акт для развития в России малого предпринимательства, который служил основой для принятия субъектами Федерации региональных нормативных  актов по вопросам малого бизнеса, не является достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки  малого бизнеса по целому ряду причин [3].

   С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

   Положения Закона № 209-ФЗ распространяются не только на малые предприятия, но и на средние. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

    • Внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
    • Физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели);
 
 

      11

    • Крестьянские (фермерские) хозяйства.

   Ранее к субъектам малого предпринимательства  относились только коммерческие организации  и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

   Среди малых предприятий теперь выделяют 3 категории: средние, малые и микропредприятия.

   Установлены следующие условия отнесения  к субъектам малого и среднего предпринимательства:

    1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
    2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

                      а) от 101 до 250 человек включительно  – для средних предприятий;

                     б) до 100 человек включительно – для малых предприятий; среди которых выделяются микропредприятия – до 15 человек. 

   12

   Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный  год определяется с учетом всех его  работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных  микропредприятия, малого или среднего предприятия.

    1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [10, с. 7].

   В целях развития малого предпринимательства  федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации могут  предусматриваться:

    - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового  учета, упрощенные формы налоговых  деклараций по отдельным налогам  и сборам для малых предприятий;

    - упрощенная система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

    - упрощенный порядок составления  субъектами малого предпринимательства  статистической отчетности;

     - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

       - особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

13

    - меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого предпринимательства;

    - меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого предпринимательства;

    - иные направления на обеспечение  реализации целей и принципов  настоящего Федерального закона  меры [7, с. 198].

   Таким образом, как и для любого другого  вопроса, для малых предприятий  правовые аспекты играют далеко не последнюю роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   14

2. Малое предпринимательство  в торговле на  современном этапе  развития: кто как  может, тот так  и выживает 

   2.1 Основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства 

   Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением  и развитием предпринимательства. Ясно, что в сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что в свою очередь, и скажется на росте рыночной экономики  в целом.

   Формами государственной поддержки малых  предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной  основе, финансирование федеральных  программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных  заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и  товаров (услуг) для государственных  нужд и другие формы поддержки. К  сожалению, из-за сложившейся экономической  ситуации не все формы поддержки  реализуются на практике [15]. 
 
 
 
 

   15

   Главными  мерами государственной поддержки  малого бизнеса Минэкономразвития  РФ счел обеспечение равного доступа  малых предприятий к финансовым ресурсам, облегчение их возможности  участвовать в приватизации недвижимого  имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержку экспорта и т.д.

   Обосновывая необходимость государственной  поддержки малого предпринимательства, профессор Т.М. Гандилов приводит три основных довода. Во-первых, начинающему (стартующему) бизнесу при его относительно низкой жизнеспособности сразу добиться самодостаточности и саморегуляции довольно сложно, он нуждается в налоговой, имущественной, технической, кредитно-финансовой, инвестиционной, кадровой, инфраструктурной поддержке со стороны государства.

   Во-вторых, в отличие от крупных компаний малым предприятиям трудно выдерживать  конкуренцию, так как они менее  устойчивы, обладают меньшим капиталом  и нуждаются в постоянной финансовой поддержке извне.

   В-третьих, государство оказывает поддержку  малым предприятиям и в странах  в экономическом отношении более  развитых, чем Россия.

   Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы поддержки малого предпринимательства. 

   16

   Последней на данный момент мерой поддержки  бизнеса стало подписание заместителем министра экономического развития РФ Анной Поповой «Приказа № 31 от 30 января 2009 г. «О мерах по реализации в 2009 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».

   Среди намеченных мероприятий: «антикризисный пакет мер», гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, гарантийные фонды, субсидированные  части затрат, связанных с уплатой  процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам, образовательные  программы, поддержка муниципальных  программ развития малого предпринимательства  и т.д.[16].

   В совокупности с уже предпринятыми  мерами вроде обеспечения предпринимательства  выгодными условиями по аренде или  выкупу недвижимого имущества, предоставления налоговых льгот, введения годового моратория на проверки субъектов  малого бизнеса (Москва), обеспечение  доступности кредитов для предпринимателей (сегодня мелкий заемщик может  беспрепятственно  до 1 млн. руб.) и  выделением субсидий на покрытие некоторых  издержек «малышей», программа по поддержке  наиболее незащищенного слоя бизнеса  выглядит внушительно. Надо отметить, что государство не пожалело средств  для реализации всех указанных программ – более 30 млрд. руб. на 2009 год. И это, по заверениям властей, только начало.

     Однако, несмотря на кажущиеся радужные перспективы, сами предприниматели пока находятся на грани вымирания и упорно не верят в действенность всех предложенных мер.

   По  мнению предпринимателей, в списке приоритетов не первом месте стоит  возможность получать кредиты, далее  идут налоговые послабления и  снижение тарифов на электроэнергию, газ и так далее. 

   17

   Однако, всего реализация мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства  только за счет средств федерального и регионального бюджета в  2009 г. поможет создать или сохранить от 350 тыс. до 0,5 млн. рабочих мест. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18

2.2 Малый  бизнес в России и Пермском  крае 

   Торговля  в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных  видов деятельности, в особенности  для малого и среднего бизнеса. В  первую очередь эта привлекательность  заключается в довольно быстром  обороте денежных средств и получения  прибыли. Многие, начиная собственное  дело, как способ накопления первоначального  капитала используют именно торговую деятельность. Можно с уверенностью сказать, что развитие торговли в  нашей стране весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства.

   Российский  малый бизнес в общем смысле обладает отличительными особенностями по сравнению  с зарубежными странами, а именно:

    • Совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких  видов деятельности;
    • Относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;
    • Отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;
    • Неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг [6, С. 10-13].

     Как показывают данные статистики, большинство российских малых предприятий сосредоточено в сфере торговли. Такая же тенденция наблюдается и в развитых зарубежных странах.  

Информация о работе Малое предпринимательство