Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа
В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………
1.
Сущность малого
1.1
Понятие и роль малого
1.2
Социально-экономическая
1.3
Законодательное
2.
Малое предпринимательство в
торговле на современном этапе
развития: кто как может, тот
так и выживает…………………………………………
2.1
Основные направления
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3.
Перспективные направления
Заключение……………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………31
Введение
В
последние десятилетия малый
бизнес превратился в важный сектор
экономики. Его вклад в ВВП
ведущих стран мира превышает 50%.
Присущие мелким предприятиям гибкость,
простота и дешевизна управления,
способность содействовать
В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
Это противоречие между высокой экономической и социальной значимостью МСП и их уязвимостью может быть смягчено посредством целенаправленной поддержки данного сектора государством и обществом.
В
России малое торговое предпринимательство
уже почти десятилетие
Таким образом, несомненна актуальность данного исследования, цель которого – анализ малого предпринимательства в России, в частности, в отрасли торговли.
В рамках поставленной цели сформулированы задачи работы:
1. Провести исследование роли малого бизнеса в экономике, изучить социально-экономическую значимость МСП;
3
2.
Выявить основные направления
государственной поддержки
3.
Рассмотреть перспективы
Научно-методической базой для данного исследования послужили работы экономистов и юристов в области исследования малого предпринимательства в области торговли. Также в написании работы автор использовал статьи в периодических источниках на тему правовых аспектов данного вопроса.
4
1.
Сущность малого
предпринимательства,
его роль в развитии
экономики
В
настоящее время в
В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия». В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство» [13, с. 125].
Итак,
малое предпринимательство –
это предпринимательская
Как
правило, наиболее общими показателями,
на основе которых субъекты рыночной экономики
относятся к субъектам малого предпринимательства,
является численность персонала (занятых
работников), размер уставного капитала,
величина активов, объем оборота и др.
Однако почти во всех развитых странах
первым критерием отнесения предприятий
к малым является численность работающих.
5
Таким
образом, к малым предприятиям относятся
вновь создаваемые и
Для
экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого предпринимательства
Развитие
малого предпринимательства
Рисунок
1. Динамика развития МП в России (тыс.предприятий).
Оптовая и розничная торговля и общественное
развитие
6
Сектор
малых и средних предприятий (далее
МСП) является неотъемлемым элементом
любой развитой хозяйственной системы,
без которого экономика и общество
в целом не могут нормально
существовать и развиваться. Хотя уровень
научно-технического и производственного
потенциала любого развитого государства
определяют крупные предприятия, однако
основой жизни этих стран является
МСП как наиболее массовая, динамичная
и гибкая форма деловой жизни.
Это обусловлено большой
Таким
образом, роль и значение малого и
среднего предпринимательства
7
Соединение
собственности и управления в
малом бизнесе дает реальные преимущества
в конкурентоспособности, что, в
свою очередь, проявляется в следующем:
во-первых, ускоряется и упрощается
процесс принятия управленческих решений,
и это позволяет малому бизнесу
быстро приспосабливаться к изменениям
в рыночной ситуации и запросах потребителей,
разрабатывать и осваивать
В итоге локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,1%, а в промышленности – еще ниже) [11, с.155].
Количественные
показатели определяют не статус малого
бизнеса как социально-
8
Одной
из форм малого бизнеса является самозанятость
– предпринимательство без
Однако малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта – соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса.
Стабилизирующая роль МСБ обусловлена тремя главными причинами:
Важнейшим
из социальных эффектов развития малого
бизнеса является сокращение численности
беднейших слоев населения и
трудоустройство специалистов (повышение
квалификации специалистов для последующего
управления ими малых фирм и т.п.).
9
Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинскую инициативу, обучение и профессиональный рост.
Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимые основы стабильного гражданского общества.
Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта от малого бизнеса – трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.
В то же время, реализация социально-экономического эффекта малого бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса; рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку, системы государственного МСБ).
10
1.3 Законодательное
регулирование основ малого бизнеса
Предпринимательство
в целом (и малое в том числе)
регулируется различными отраслями
права. При этом упоминание о малом
предпринимательстве