Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

Содержание 

   Введение………………………………………………………………………..3

   1. Сущность малого предпринимательства,  его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5

   1.1 Понятие и роль малого предпринимательства  в экономике………………………………………………………………………….5

   1.2 Социально-экономическая эффективность  малых предприятий………8

   1.3 Законодательное  регулирование  основ малого бизнеса………………11

   2. Малое предпринимательство в  торговле на современном этапе  развития: кто как может, тот  так и выживает……………………………………………..15

   2.1 Основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15

   2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19

   3. Перспективные направления развития  малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26

   Заключение…………………………………………………………………..29

   Список  использованной литературы………………………………………31 
 
 
 
 
 

Введение

 

   В последние десятилетия малый  бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП  ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его  завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы  общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и  социальную роль этого сектора экономики.

   В то же время для мелких предприятий  характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.

   Это противоречие между высокой экономической  и социальной значимостью МСП  и их уязвимостью может быть смягчено посредством целенаправленной поддержки  данного сектора государством и  обществом.

   В России малое торговое предпринимательство  уже почти десятилетие существует как полноправный субъект экономики. Однако уровень развития этого сектора  с позиции требований рациональной структуры рыночной экономики еще  недостаточен.

     Таким образом, несомненна актуальность данного  исследования, цель которого – анализ малого предпринимательства в России, в частности, в отрасли торговли.

   В рамках поставленной цели сформулированы задачи работы:

       1. Провести исследование роли малого бизнеса в экономике, изучить социально-экономическую значимость МСП;

   3

   2. Выявить основные направления  государственной поддержки малого  предпринимательства;

   3. Рассмотреть перспективы развития  малого бизнеса в торговле.

     Научно-методической базой для данного исследования послужили работы экономистов и  юристов в области исследования малого предпринимательства в области  торговли. Также в написании работы автор использовал статьи в периодических  источниках на тему правовых аспектов данного вопроса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

1. Сущность малого  предпринимательства,  его роль в развитии  экономики 

    1.  Понятие  и роль малого предпринимательства  в экономике
 

   В настоящее время в экономической  литературе можно выделить несколько  направлений в понимании содержания малого предпринимательства. С термином «малый бизнес», принятым в современных  зарубежных и отечественных исследованиях, связываются в основном, небольшие  размеры предприятий, хотя используются и некоторые качественные критерии, которые все - равно рано или поздно подвергаются критике или опровержению.

   В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия». В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство» [13, с. 125].

   Итак, малое предпринимательство –  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях (показателях), конституирующих  сущность этого понятия.

   Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота и др. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.  
 

   5

   Таким образом, к малым предприятиям относятся  вновь создаваемые и действующие  предприятия с численностью работающих – до 30 человек – в розничной  торговле и 50 человек – в оптовой. В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот [17, с. 255].

   Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке.

   Развитие  малого предпринимательства ускорилось, начиная с 2004 года, когда было введено  для малых предприятий упрощенное налогообложение со значительными  льготами по налогам. Однако развитие малого бизнеса шло неравномерно по секторам экономики. Быстрее всего  рос малый бизнес в торговле, а  также в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением  услуг.

   

 

   Рисунок 1.  Динамика развития МП в России (тыс.предприятий). Оптовая и розничная торговля и общественное развитие 
 

   6

   Сектор  малых и средних предприятий (далее  МСП) является неотъемлемым элементом  любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально  существовать и развиваться. Хотя уровень  научно-технического и производственного  потенциала любого развитого государства  определяют крупные предприятия, однако основой жизни этих стран является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Это обусловлено большой социально-экономической  значимостью сектора МСП, который  объединяет жизненные интересы основной массы населения, вовлеченной в  повседневную трудовую деятельность [14, с. 158].

   Таким образом, роль и значение малого и  среднего предпринимательства определяются их функциями и реальным вкладом  в общественное развитие. Малый бизнес сегодня является тем «краеугольным  камнем развития» и «локомотивом»  всех тех экономических процессов, которые сегодня проистекают  в экономике, и основой для  устойчивого развития экономики  любой страны, как отрасль и  сфера социальной, экономической  и политической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

7

    1. Социально-экономическая эффективность малых предприятий
 

   Соединение  собственности и управления в  малом бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности, что, в  свою очередь, проявляется в следующем: во-первых, ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих решений, и это позволяет малому бизнесу  быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать новые  рентабельные сферы  бизнеса, отказываясь  от нерентабельных и неперспективных. Во-вторых, малый бизнес не нуждается  в сложной системе управления, учета и контроля за работниками  и менеджерами. То есть собственник  сам организует производство, и это  дает большую экономию на накладных  расходах. В-третьих, малый бизнес, благодаря  непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивает более высокую интенсивность  и дисциплину труда. При этом работники  получают возможность работать ближе  к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, и в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных  предприятиях, оплату.

   В итоге локальная экономическая  эффективность, которая находит  отражение в рентабельности, у  малого бизнеса должна быть выше, чем  у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы  не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих  доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,1%, а в промышленности – еще  ниже) [11, с.155].

   Количественные  показатели определяют не статус малого бизнеса как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний и малый бизнес. 
 

   8

   Одной из форм малого бизнеса является самозанятость  – предпринимательство без образования  юридического лица и в большинстве  случаев без использования наемной  рабочей силы. В странах Европейского союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя. В развивающихся странах 30-70% экономически активного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до десяти человек. Здесь производится до 20% валовой продукции, а к 2020 г., согласно прогнозам, эта доля может вырасти более, чем вдвое[14, с. 177].

   Однако  малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта – соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который  управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса.

   Стабилизирующая роль МСБ обусловлена тремя главными причинами:

    1. в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
    2. малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен и здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;
    3. отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т.д.

   Важнейшим из социальных эффектов развития малого бизнеса является сокращение численности  беднейших слоев населения и  трудоустройство специалистов (повышение  квалификации специалистов для последующего управления ими малых фирм и т.п.).  
 
 

   9

   Это имеет как социальное, так и  экономическое значение, так как  сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинскую инициативу, обучение и профессиональный рост.

   Важнейшим социальным институтом рыночной экономики  является также взаимное доверие  населения, власти и бизнеса, которое  обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием  среднего класса как необходимые  основы стабильного гражданского общества.

   Для России особое значение имеют три  аспекта социального эффекта  от малого бизнеса – трудоустройство  работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.

   В то же время, реализация социально-экономического эффекта малого бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса; рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройку, системы государственного МСБ).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

10

1.3 Законодательное  регулирование основ малого бизнеса 

   Предпринимательство в целом (и малое в том числе) регулируется различными отраслями  права. При этом упоминание о малом  предпринимательстве встречается  только в ст. 59 Трудового кодекса  РФ[1] и в ст. 18 Налогового кодекса  РФ[2].

Информация о работе Малое предпринимательство