Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия малый бизнес превратился в важный сектор экономики. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность малого предпринимательства, его роль в развитии экономики………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и роль малого предпринимательства в экономике………………………………………………………………………….5
1.2 Социально-экономическая эффективность малых предприятий………8
1.3 Законодательное регулирование основ малого бизнеса………………11
2. Малое предпринимательство в торговле на современном этапе развития: кто как может, тот так и выживает……………………………………………..15
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………...15
2.2 Малый бизнес в России и Пермском крае……………………………..19
3. Перспективные направления развития малого бизнеса в торговле………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

19

      По данным Пермьстата, на 1 января 2009 года в Пермском крае насчитывалось 10,6 тысяч малых предприятий или 99,1% к соответствующей дате 2008 года.

   Число предприятий малого бизнеса и  распределение их по видам экономической  деятельности представлено в таблице 1.

   По  сравнению с предшествующими  годами, значительных изменений в  структуре малых предприятий  по направлениям бизнеса в экономике  края не произошло. 

   Таблица 1. Малое предпринимательство в Пермском крае

Виды  экономической деятельности На 1 января 2008 г. На 1 января 2009 г.
единиц в % к итогу единиц в % к итогу
Всего, в том числе: 10640 100 10736 100
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 340 3,2 343 3,19
Рыболовство и рыбоводство 3 0,03 5 0,05
Добыча  полезных ископаемых 46 0,4 37 0,3
Обрабатывающее  производство 1379 13,0 1741 16,2
Производство  и распределение электроэнергии газа и воды 48 0,5 18 0,2
Строительство 1496 14,1 1548 14,4
Оптовая и розничная торговля 4141 38,9 4142 38,6
Гостиницы и рестораны 110 1,0 105 0,98
Транспорт и связь 449 4,2 258 2,4
Финансовая  деятельность 204 1,9 169 1,6
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 2022 19,0 1840 17,1
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 3 0,03 2 0,02
 

   В настоящее время около 85% предприятий  сосредоточено в четырех экономических  сферах: в оптовой и розничной  торговле – 38,6%, в операциях с  недвижимым имуществом – 17,1%, в строительстве  – 14,4% и в обрабатывающих производствах  – 16,2%.

   20

   В целом показатели, характеризующие  развитие малого предпринимательства  в Пермском крае соответствует общей  тенденции по Российской Федерации, уступая аналогичным показателям  наиболее развитых регионов, с которыми традиционно сравнивают экономику  края.

   Анализируя  сложившуюся в стране предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в  России малого предпринимательства, в  том числе и в торговой отрасли:

    - сложная финансовая и экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, высокий  уровень процентных ставок, слабая  правовая защищенность предпринимателей;

    - нестабильность бюджетного финансирования  федеральной и региональной программ  поддержки малого предпринимательства;

    - несовершенство системы налогообложения;

    - негативное отношение определенной  части населения, связывающей  предпринимательство напрямую только  с посредничеством, куплей –  продажей;

    - ограничение доступа малых предприятий  к производственным мощностям  и имуществу реструктуризируемых  предприятий;

    - неразвитость надежной социальной  защищенности и безопасности  предпринимателей;

    - неотработанность организационных  и правовых основ регулирования  развития предпринимательства на  региональном уровне;

    - отсутствие механизмов финансово-кредитной  поддержки и страхования рисков  малых предприятий;

    - административные барьеры на  пути развития малого предпринимательства;

    - низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой этики, хозяйственной  культуры как в бизнесе, так  и в государственном секторе;

   21

    - организационные проблемы взаимодействия  малого бизнеса с рынком и  государственными структурами [8, с.95].

   Больным вопросом для российского малого предпринимательства в торговой сфере является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью  предприятий. Многие предприниматели  жалуются на избыточность контролирующих органов, к тому же работа с их представителями  требует больших затрат рабочего времени. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых торговых предприятий. Существенно  осложняет деятельность малых предприятий  отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми условиями.

   Достигнутый к настоящему времени уровень  развития малого торгового предпринимательства  недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления  спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных  источников дохода за счет частной  предпринимательской инициативы у  значительной части экономически активного  населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

   Основной  проблемой малого торгового предпринимательства  в России является недостаточная  ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая) [4, с. 210].

   Одной из важнейших проблем малого торгового  бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые торговые предприятия  не всегда могут их предоставить. Союзы  малых предприятий, как и специальные  фонды, в настоящее время не выступают  поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями; специальные  банки для обслуживания малого бизнеса  не существуют.  

   22

   В особо трудном положении оказываются  частные малые торговые предприятия: невозможность получения кредита  лишает их способности конкурировать  с иными предприятиями.

    Еще одна немаловажная проблема в деятельности малого торгового предпринимательства связана с усилением конкуренции вследствие широкой экспансии на российский рынок розничной торговли транснациональных сетевых корпораций. Учитывая натиск крупных сетей и развитие торговых центров, можно прогнозировать в ближайшее время обвал малого бизнеса в этой сфере. Малые предприятия оказались перед дилеммой: либо закрываться и увольнять работников, либо менять специализацию. Поэтому многие предприниматели в сфере торговли задумываются о перепрофилировании своих предприятий, о новых сферах приложения сил [8, с. 209].

   Согласно  официальной статистике, на 1.05.2009 г. В Москве действуют 114 рынков различной  специализации, которые, как известно, являются «местом работы» большого числа представителей малого торгового  предпринимательства. Сокращение их числа  по сравнению с показателями 2008 года вроде бы не очень-то и заметно  – годом ранее их было 119. Уменьшение произошло главным образом за счет универсальных рынков – за 12 месяцев их количество снизилось  с 51 до 46. Еще совсем недавно предприниматели, чей бизнес убирали с облюбованных мест, могли спокойно переезжать на открытые рынки: их в столице до недавних времен было достаточно. Однако с принятием  Закона от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках» этот переезд стал для большинства предпринимателей проблематичным. Причина – в сокращении числа открытых торговых площадок, а стало быть, и в возросшей конкуренции за размешенные на них прилавки.

   Вряд  ли следует ожидать, что положение  в ближайшее время изменится  к лучшему.

   23

   Ведь  действуя вполне в рамках закона, городские  власти «интересуются» не только универсальными, но и сельскохозяйственными рыночными  территориями. Так, по заявлению руководителя комплекса имущественно-земельных  отношений г. Москвы Владимира Силкина, разработанный в недрах имущественного ведомства проект приватизации на 2008-2010 годы предусматривает выкуп 7 рынков. В течение ближайших 2 лет они  обретут общую крышу – на их месте построят торговые центры под  общим руководством единой управляющей  компании. Цель таких преобразований, по словам чиновника, благая – более  эффективное использование имущества  данных организаций и в итоге  пополнение городского бюджета. Жаль только, что интересы тщательно опекаемого на словах малого бизнеса задвигаются  при этом даже не на второй, а на десятый-двадцатый  план [5].

   Данная  ситуация характерна и для розничных  рынков в г. Перми. Еще недавно  в городе было порядка 30 организованных рынков розничной торговли, где имели  рабочие места представители  малого торгового бизнеса не только г. Перми, но и Пермского края. Однако в течение нескольких лет были закрыты многие рынки розничной  торговли, и на 1.05.2009 года в городе функционируют только 15 организованных рынков. В Пермском крае общее количество розничных рынков – 55, произошло  двукратное уменьшение числа рынков.

   Сокращение  розничных торговых площадок привело  к тому, что многие предприятия  малого бизнеса в сфере торговли прекратили свое существование, так  как стоимость аренды торговых помещений  в городе значительная и не под  силу многим предпринимателям.

   В качестве позитивного момента в  развитии малого торгового предпринимательства  в Пермском крае необходимо отметить тот факт, что в соответствии с  Законом Пермского края от 10 декабря  2008 г. №352-ПК «О краевой целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы»

   24

   Постановлением  Правительства Пермского края от 01.04.2009 №180-П утверждено

Положение о предоставлении субсидий начинающим индивидуальным предпринимателям, малым  и средним предприятиям на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и началом деятельности. Данное Положение  разработано в целях реализации государственной политики в сфере  развития малого и среднего предпринимательства  и предполагает ежегодное проведение конкурсного отбора проектов начинающих индивидуальных предпринимателей, малых  и средних предприятий для  получения субсидий на возмещение части  затрат, связанных с регистрацией и началом деятельности, а также  регулирует порядок возврата субсидий в случае нарушения получателем  субсидий условий предоставления субсидий.

   Субсидии  предоставляются единовременно  в размере 80 процентов расходов, указанных в бизнес-плане проекта  начинающего индивидуального предпринимателя, малого и среднего предприятия, прошедшего конкурсный отбор, но не более 100 тыс. рублей, при условии подтверждения фактически произведенных затрат.

   Таким образом, для малого предпринимательства  в Пермском крае появилась возможность  начать свою деятельность при государственной  поддержке, что является немаловажным фактом в нынешних кризисных условиях. 
 
 
 
 
 
 

25

3. Перспективные  направления развития малого  бизнеса в торговле 

   По  мнению автора, для эффективного развития малого бизнеса в торговле необходимо учитывать опыт развитых стран в  целевом характере поддержки  малых предпринимателей с акцентом на начинающих.

   В международной практике выделяют несколько  категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело. Первая категория – это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности  и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки  направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые  остаются без работы после закрытия крупных производств.

Информация о работе Малое предпринимательство