Малое предпринимательство в России и Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
1. Малое предпринимательство в России………………………………………………………..
1.1. Состояние и динамика развития………………………………………………………..
1.2. Роль малого предпринимательства в экономике России……………………………
1.3. О проблемах становления малого предпринимательства……………………………
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства ………………………..
2. Малое предпринимательство в Пермском крае……………………………………………..
2.1. Состояние и динамика развития…………………………………………………….
2.2. Цели, задачи и принципы государственной политики….…………………………..
2.3. Основные направления государственной и муниципальной поддержки………….
2.4. Механизм государственной и муниципальной поддержки………………………
Заключение …………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Улучшение ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства.

По итогам 2005 года доля малого бизнеса в экономике Пермского края характеризуется следующими цифрами: 19 % объема выручки; 17 % количества предприятий; 7 % занятых; 5 % инвестиций в основной капитал; 3 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет (по данным за 2005 г.).

Основными причинами неудовлетворительной динамики в секторе малого предпринимательства являются:

1)    ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, что объясняется отсутствием у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;

2)    нерешенность на практике проблем, связанных с административными барьерами со стороны контролирующих органов и управлений (ГосПожарНадзор, СЭС, ГУВД и т.д.), сдерживающих развитие предпринимательства;

3)    недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности;

4)    отсутствие реальных возможностей в получении необходимой информации по предпринимательской деятельности;

 

 

 

2.2. Цели, задачи и принципы государственной политики

 

Целью государственной политики развития малого предпринимательства является создание политических, социальных, правовых и экономических условий для более динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

1)    повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса;

2)    повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально - экономического развития региона, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление субъектов малого предпринимательства.

          Основными задачами государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства должны стать:

1)    создание в обществе благоприятной социально-психологической среды для развития малого предпринимательства;

2)    создание необходимых условий для развития предпринимательства, прежде всего там, где они отсутствуют;

3)    устранение административных барьеров со стороны контролирующих органов, препятствующих развитию малого предпринимательства;

К основополагающим принципам государственной поддержки малого предпринимательства относятся:

1)    содействие развитию малого предпринимательства со стороны государства должно быть комплексным и системным;

2)    адресность и приоритетность осуществляемых мер с учетом отраслевых, территориальных и социальных особенностей;

3)    реальность мер и обеспеченность этих мер ресурсами;

4)    целевой характер и эффективность средств поддержки;

5)    постоянное и тесное сотрудничество органов власти с общественными объединениями предпринимателей.

2.3. Основные направления государственной и муниципальной поддержки

 

Приоритетными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:[7]

1)    поддержка начинающих или «стартующих» малых предприятий;

2)    развитие предпринимательства на территории конкретных муниципалитетов;

3)    развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

4)    развитие системы кредитования малого предпринимательства;

Территориальный аспект политики в сфере малого предпринимательства предполагает сочетание мер поддержки на муниципальном и краевом уровнях.

Необходимо проведение территориального районирования муниципальных образований Пермского края по двум основным направлениям:

1)    с точки зрения условий для развития малого предпринимательства и

2)    с точки зрения основных целей развития субъектов малого предпринимательства для развития территории;

Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

Это предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении малого предпринимательства средствами бюджетов обоих уровней.

Система мер муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства может включать в себя:

1)    создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства;

2)    создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;

3)    муниципальный мониторинг развития субъектов малого предпринимательства;

4)    оценку предпринимательского потенциала территории;

5)    функционирование общественного экспертного совета по малому предпринимательству;

6)    муниципальную программу поддержки субъектов малого предпринимательства;

7)    нормативно - правовое и информационное обеспечение мер по развитию малого предпринимательства;

Муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию малого предпринимательства. Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности ресурсами.

Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов малого предпринимательства в крае и методологическую разработку механизмов поддержки.

Система мер краевой поддержки малого предпринимательства может включать в себя:

1)    пропаганду малого предпринимательства;

2)    обучение субъектов малого предпринимательства;

3)    развитие финансово-кредитных механизмов для малого предпринимательства;

4)    развитие центров сопровождения предпринимательской деятельности;

5)    информационное сопровождение малого предпринимательства;

6)    обеспечение доступа малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам;

7)    развитие кооперации между крупным бизнесом и малым предпринимательством.

Отраслевой аспект политики поддержки малого предпринимательства предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении.

2.4. Механизм государственной и муниципальной поддержки

В целях вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, необходимо:

1)      создание единой системы пропаганды предпринимательства:

а)             с использованием возможностей средней, высшей школ и системы послевузовского образования;

б)             через специальные образовательные программы поддержки малого предпринимательства;

в)             с использованием возможностей сети Интернет, СМИ, иных региональных информационных ресурсов;

г)             через рекламно-выставочную деятельность (обобщение и распространение успешного опыта деятельности малого предпринимательства);

         д)  через проведение семинаров, конференций, круглых столов, конкурсов и т.д.;

               е)   используя возможности различных организаций и объединений, в том числе общественных, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

2)      формирование  благоприятной социально - психологической среды малого предпринимательства путем:

а)             изучения и мониторинга социально - экономических процессов и социально - психологического климата в малом предпринимательстве;

б)             организации целевых теле- и радиопрограмм, публикаций о малом предпринимательстве;

в)             содействия в формировании и развитии профессиональных гильдий предпринимателей;

г)             содействия в формировании партнерских отношений предпринимательского сообщества, обществ защиты прав потребителей малого предпринимательства;

Необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по повышению имиджа предпринимателей и имиджа Пермского края в системе поддержки малого предпринимательства в межрегиональных экономических ассоциациях, федеральном округе, федеральных правительственных и иных органах, в международных организациях.

В целях расширения возможностей доступа субъектов малого предпринимательства (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, целесообразно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

1)    содействие созданию кредитных кооперативов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства;

2)    разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. При отборе и сопровождении проектов целесообразно использовать систему муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

3)    внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);

4)    содействие привлечению внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес, в том числе международных финансовых организаций;

5)    развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

6)    организация ипотечного кредитования субъектов малого предпринимательства или лиц, желающих начать собственную предпринимательскую деятельность;

7)    апробация и внедрение системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях накопления информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий,  упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков;

Развитие механизмов микрофинансирования важно, в первую очередь, для начинающих субъектов малого предпринимательства. Микрофинансовые организации (муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы и т.д.) способствуют позитивному изменению социально-экономической ситуации, прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.

Задачи по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

1)    формирование целостной системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с учетом их приоритетного развития на муниципальном уровне;

2)    информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства на основе использования возможностей и координации действий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении и обработке соответствующей информации;

3)    обеспечение консалтингового сопровождения инвестиционных и инновационных проектов от их разработки до реализации;

4)    унификация системы подготовки кадров для малого предпринимательства всех категорий: от начинающих до успешно работающих;

Решение задач по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства должно включать в себя следующие мероприятия:

1)    развитие сети муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, которые выполняют роль сервисных центров для малого бизнеса, оказывающих консультационные, информационные и другие услуги предпринимателям своего района;

2)    развитие методических и информационных ресурсных центров, специализированных организаций поддержки малого предпринимательства;

3)    составление и ведение реестра всех специализированных организаций поддержки малого предпринимательства, коммерческих и некоммерческие организаций, реально оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства;

4)    создание специализированного учебного центра повышения квалификации субъектов малого предпринимательства, осуществляющего разработку и реализацию специальных программ подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства с привлечением профессиональных преподавателей и практиков;

5)    создание бизнес-инкубаторов, технопарков (центров поддержки инновационного предпринимательства), осуществляющих работу с начинающими предпринимателями, инновационными предприятиями, занимающихся инкубированием бизнеса, оказанием ряда услуг предпринимателям в приоритетных отраслях и др.

Информация о работе Малое предпринимательство в России и Пермском крае