Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………………………
1. Малое предпринимательство в России………………………………………………………..
1.1. Состояние и динамика развития………………………………………………………..
1.2. Роль малого предпринимательства в экономике России……………………………
1.3. О проблемах становления малого предпринимательства……………………………
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства ………………………..
2. Малое предпринимательство в Пермском крае……………………………………………..
2.1. Состояние и динамика развития…………………………………………………….
2.2. Цели, задачи и принципы государственной политики….…………………………..
2.3. Основные направления государственной и муниципальной поддержки………….
2.4. Механизм государственной и муниципальной поддержки………………………
Заключение …………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Пермский государственный университет»
Кафедра экономической теории
и мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Малое предпринимательство в России
и в Пермском крае.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент гр. БАА-1,2 I курса
А.Ф.Алдарова
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: В.Н.Куцина
Пермь 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Малое предпринимательство в России………………………………………………………..
1.1. Состояние и динамика развития……………………………………………………….
1.2. Роль малого предпринимательства в экономике России……………………………
1.3. О проблемах становления малого предпринимательства……………………………
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства ………………………..
2. Малое предпринимательство в Пермском крае……………………………………………..
2.1. Состояние и динамика развития…………………………………………………….
2.2. Цели, задачи и принципы государственной политики….…………………………..
2.3. Основные направления государственной и муниципальной поддержки………….
2.4. Механизм государственной и муниципальной поддержки………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.
Малый бизнес — бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.
Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связана с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И, что особенно важно, его деятельность инициирует изобретения и инновации – исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей.
В России сегодня насчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге - соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве, 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996 г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.
Но малый бизнес в нашей стране сталкивается с многочисленными трудностями, главными из которых являются:
• несовершенство созданной правовой базы;
• отсутствие на практике государственной поддержки, в частности, финансовой помощи и реальной правовой защиты;
• налоговое бремя;
• криминализация;
• низкий образовательный уровень руководителей;
• слабость финансово-кредитной системы;
• нестабильность экономической и политической жизни;
• отсутствие информационной и консультативной помощи.
Все это приводит к медленному развитию малого бизнеса в стране, его неравномерности по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается на экономике России, благосостоянии населения.
Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.
1. Малое предпринимательство в России
1.1. Состояние и динамика развития
Для России роль малого бизнеса как источника развития предпринимательства и создания конкурентной среды имеет огромное значение. Без бурного роста этих форм предпринимательства невозможно масштабное развитие инновационного бизнеса, и не только потому, что они объединяют класс предпринимателей, готовых работать, чтобы добиться благополучия. В России в настоящее время на 1000 человек приходится около 5 малых предприятий, в то время как в ЕС – не менее 30. К уровню Западной Европы приближаются только Москва и Санкт-Петербург, в которых на 1000 жителей приходится 20 и 15 малых предприятий соответственно.
В последние годы ситуация в малом бизнесе в России несколько улучшилась. С 1999 г. наблюдается снижение числа малых предприятий (рис. 1). В результате на начало 2002 г. в РФ малых предприятий было меньше, чем в 1997 г. (в 1997 г. их было 861,1 тыс., в 2002 — 843 тыс.). Эта тенденция свидетельствует об ухудшении экономических условий для развития предпринимательства в России.[1]
Количество малых предприятий в России по состоянию на 01.10.2004 г. составляло 952,5 тыс. против 892 тыс. на 01.10.2003 г., рост за рассматриваемый год составил 6,8%.
Число малых предприятий в торговле и общественном питании, на которые приходится 46,3% от их общего количества, увеличилось с 417,6 тыс. до 441 тыс. В промышленности число малых предприятий увеличилось со 119 тыс. до 128 тыс., в строительстве - со 116,9 тыс. до 121,1 тыс., в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка - с 39,4 тыс. до 44,3 тыс., на транспорте - с 21,8 тыс. до 26,3 тыс.; в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - с 19,9 тыс. до 22,3 тыс., в сельском хозяйстве - с 17,7 тыс. до 19,3 тыс.
В то же время в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения число малых предприятий за год сократилось с 27,5 тыс. до 25,7 тыс., в науке и научном обслуживании - с 22,2 тыс. до 20,7 тыс.
Общая численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2004 г. составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Малые предприятия за 9 месяцев 2004 г. произвели продукции, работ и услуг в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 1 трлн. 637 млрд. руб. против 1 трлн. 207,1 млрд. руб. в январе-сентябре 2003 г. Выручка от реализации продукции составила 6 трлн. 260,7 млрд. руб., инвестиции в основной капитал - 62,2 млрд. руб.
По прогнозу Минэкономразвития РФ, к 2008 году число малых предприятий в России увеличится более чем на треть (34,7%) и достигнет 1,2 млн. По данным МЭРТ, на конец 2005 г. в России будет действовать 950 тыс. малых предприятий (в 2004 г. их было 890 тыс.). В 2006 г. зарегистрировано около 1 млн. малых предприятий, а в 2008 г. их будет уже 1,2 млн. Развитие малого бизнеса в МЭРТ связывают с реализацией механизмов государственной поддержки (бизнес-инкубаторы, микрокредитование, поддержка экспорта), а также снижением затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров с 10% до 3% от выручки. В регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки будет иметь, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы.[2]
Современное состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Число малых предприятий практически не увеличивается и из года в год колеблется на уровне 900 тыс. На конец прошлого года, например, их было 950 тыс., то есть быстрого развития этого сектора экономики не наблюдается. По-прежнему, очень низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России малым бизнесом создается всего 10-12% ВВП. Проблема обеспечения малого бизнеса финансами решалась до сегодняшнего дня очень медленно. Хотя за последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в 2 раза, этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором и имеют кредитную историю. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. По оценкам экспертов, потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. Банкам невыгодно работать с малыми заемщиками: очень велика доля накладных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, отсутствуют залоги.
Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура малого предпринимательства в последний период существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рис. 2.
Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (47,9%). На втором месте – промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 13,7 и 12,8% соответственно.
В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).
Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2004 г. 2 трлн. 273,9 млрд. руб., что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2003г. на 35%. В 2003 г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2002 г. - 36%, в 2001 г. - 39%. В целом за 1999-2004 гг. (по сравнению с 1998 г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. С поправкой на индекс-дефлятор ВВП (который является наиболее точной характеристикой инфляции в целом по экономике) рост производства продукции и услуг малых предприятий составил в 2004 г. 13,9% и замедлился по сравнению с 2003г., когда он составлял 27,5%. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 1999-2004 гг. производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось. Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране.[3]
Капиталовложения в малый бизнес достаточно низки. Доля малых организаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составила в 2001 г. 2,7% (5,4% в 1997 г.). Этим объясняется тот факт, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе более чем втрое ниже соответствующего показателя по стране в целом. Причем ситуация здесь ухудшается год от года. Если в 1997 г. инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе относились к аналогичному показателю примерно, как 1:2, то в 2001 г. это соотношение уже было 1:3,3.
По итогам января-марта 2005 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2% и составила 7602,4 тыс. чел. (рис. 3).
В январе-марте 2005 г. по сравнению с январем-мартом 2004 г. малые предприятия обеспечили на 232,7 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 15,8%, увеличившись на 0,6 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2004 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом почти во всех федеральных округах, за исключением Южного ФО. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 6,8% и 6,4% соответственно. [4]
Информация о работе Малое предпринимательство в России и Пермском крае