Малое предпринимательство в России и Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
1. Малое предпринимательство в России………………………………………………………..
1.1. Состояние и динамика развития………………………………………………………..
1.2. Роль малого предпринимательства в экономике России……………………………
1.3. О проблемах становления малого предпринимательства……………………………
1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства ………………………..
2. Малое предпринимательство в Пермском крае……………………………………………..
2.1. Состояние и динамика развития…………………………………………………….
2.2. Цели, задачи и принципы государственной политики….…………………………..
2.3. Основные направления государственной и муниципальной поддержки………….
2.4. Механизм государственной и муниципальной поддержки………………………
Заключение …………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Одним из важнейших негативных факторов является стремление правительства обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитный бюджет на основе фискального изъятия сверхвысоких налоговых ставок с предприятий и населения. Это ведет к снижению стимула к расширению производства, вложению средств в наукоемкие, медленно окупаемые производства, переносу основного акцента бизнеса в торговую и посредническую деятельность. Экономическая ситуация способствует расцвету спекулятивной деятельности, проведению краткосрочных операций с «горячими» доходами. Не говоря уже о прогрессивном сокращении промышленного сектора и падении уровня жизни населения.

Исключительная недолговечность большинства мелких фирм обусловлена нестабильностью общей экономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочному инвестированию в экономику.

Наблюдается вытеснение большинства мелких фирм на периферию научно-технического прогресса, отражающее их неспособность переломить за счет прорыва на экспортные рынки негативных последствий примитивизации внутреннего спроса.

Отсутствует минимальное представление о специфике бизнеса как профессии, о бизнес-планировании. Организаторами малого предприятия часто испытывается острая потребность в квалифицированных менеджерах. Информационный голод о передовых технологиях, новинках рекламы становится ощутимым препятствием на пути индивидуальной рыночной деятельности.

 

1.4. Государственная поддержка малого предпринимательства

     

     За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь  мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации” опре­деляет общие положения в области государст­венной поддержки и развития малого пред­принимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

      Основными направлениями государствен­ной поддержки являются следующие:

- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;

- формирование инфраструктуры поддерж­ки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства госу­дарственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, разрабо­ток и технологий;

- установление упрощенного порядка реги­страции субъектов малого предприниматель­ства, лицензирования их деятельности, серти­фикации их продукции, представления госу­дарственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической дея­тельности субъектов малого предприниматель­ства, включая содействие развитию их тор­говых, научно-технических, производствен­ных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

      Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах раз­вития и поддержки малого предпринима­тельства (Федеральная программа, региональ­ные (межрегиональные), отраслевые (межот­раслевые) и муниципальные), которые соот­ветственно разрабатывает Правительство Рос­сийской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России  действуют  сегодня? Какие льготы существуют для малых предприятий?

     В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.

     Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предприниматель­ства, инвестиционных и лизинговых компа­ний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создава­емых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функцио­нированию и развитию малого бизнеса).

      Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий по­рядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при ус­ловии, что выручка от этих видов деятель­ности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные пред­приятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы дея­тельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

       Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) пред­приятий, их филиалов и структурных подраз­делений.

      Для малого бизнеса существенное значе­ние имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г., в соответ­ствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годо­вого бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

       В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, ос­вобождение от авансовых взносов налога на прибыль,  упрощенный порядок налогообложения и др.

     Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:

- введение ускоренной амортизации;

- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;

- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.   

    Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предприниматель­ства. С другой стороны, кредитные организа­ции, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льго­тами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;

- страхование малых предприятий на льгот­ных условиях;

- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчет­ности.

 

       Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые   основы  введения и применения упрощенной системы налогообложения,  учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства   и  физических  лиц,   осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

     Упрощенная система налогообложения,  учета и отчетности для субъектов    малого    предпринимательства    -    организаций   и  индивидуальных  предпринимателей  применяется  наряду  с  принятой  ранее  системой    налогообложения,    учета    и    отчетности,      предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы  налогообложения,  учета  и  отчетности,      включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой  ранее      системе,  предоставляется  субъектам малого предпринимательства на      добровольной   основе.

      Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет большое значение для экономики России, так как современное конкурентоспособное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены не только многие экономические, но и социальные задачи.        Широкое развитие малого бизнеса позволит создать дополнительные рабочие места, что весьма важно при существующей в настоящее время возможности значительного увеличения безработицы. В настоящее время инфляция и нехватка заемного капитала являются для малых предприятий еще более серьезными проблемами, чем для крупных, поэтому такая поддержка особенно важна.

      Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей, созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях, развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их в приоритетных направлениях, участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд, модернизации производственных фондов малых предприятий внедрению прогрессивных технологий и новой техники, устойчивому функционированию малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым предпринимательством.

Принятие государственных программ  свидетельствует о том значении, которое придает государство сегодня развитию малого бизнеса в России.

2. Малое предпринимательство в Пермском крае

2.1. Состояние и динамика развития

На сегодняшний день малое предпринимательство не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие края ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.

Государственная статистика, опросы предпринимателей и мнения экспертов свидетельствуют о недостаточном развитии малого предпринимательства.

По состоянию на 01.01.2006[6] г. количество малых предприятий на 1 тыс. жителей в Пермском крае составило 3,9 ед. Наблюдается незначительная положительная динамика: по состоянию на 01.01.2005 г. количество малых предприятий на 1 тыс. жителей в Пермском крае составляло 3,8 ед. В 2005 г. Пермский край отставал по данному показателю от средних показателей по Российской Федерации  в 1,7 раза, от Москвы и Санкт-Петербурга – в 5,7 раза, от Самарской области в 2,6 раза.

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях Пермского края в 2005 году составила 89,4 тыс. человек, наблюдается отрицательная динамика по сравнению с 2004 годом. По итогам 2005 года среднесписочная численность работников малых предприятий по сравнению с 2004 годом сократилась на 30,7% или на 39,6 тыс. человек.

Оборот малых предприятий в 2005 году составил 125784,8 млн. руб. или 22,5% оборота крупных и средних организаций края. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 20%.

Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Пермского края в 2005 году составил 35241,2 млн. руб., что на 44% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В целом, показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Пермском крае соответствуют общей тенденции по РФ, уступая аналогичным показателям наиболее развитых регионов, с которыми традиционно сравнивают экономику края.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в краевом центе, а в большинстве районов Пермского края наблюдается слабое развитие малого бизнеса.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Пермском крае — при сохранении существующих тенденций — все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.

Информация о работе Малое предпринимательство в России и Пермском крае