Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:18, курсовая работа

Описание работы

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и структура малого бизнеса 5
1. 1. Понятие и критерии малого бизнеса 5
1. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике 6
2. Государственное регулирование 9
2. 1. Проблемы малого бизнеса 9
2. 2. Поддержка малого бизнеса 9
Глава 3. Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния 13
Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовик(малое предпринимательство).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      Действие     упрощенной     системы    налогообложения,    учета     и отчетности   распространяется   на   индивидуальных    предпринимателей    и

организации     с     предельной     численностью     работающих    (включая работающих     по     договорам      подряда      и      иным      договорам гражданско-правового   характера)   до  15  человек   независимо   от   вида осуществляемой ими деятельности.

      Предельная  численность   работающих    для    организаций    включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

     Под    действие    упрощенной   системы   налогообложения,    учета   и отчетности    не    подпадают     организации,     занятые     производством подакцизной      продукции,      организации,      созданные     на     базе ликвидированных структурных подразделений  действующих  предприятий,       а также   кредитные   организации,    страховщики,    инвестиционные    фонды, профессиональные    участники    рынка     ценных     бумаг,     предприятия игорного   и   развлекательного    бизнеса    и    хозяйствующие    субъекты других  категорий,   для   которых   Министерством    финансов    Российской Федерации  установлен  особый  порядок  ведения   бухгалтерского   учета   и отчетности.

      Объектом   обложения   единым   налогом   организаций   в   упрощенной системе    налогообложения,    учета    и     отчетности     устанавливается совокупный   доход,   полученный   за  отчетный   период   (квартал),    или валовая  выручка,   полученная  за   отчетный    период.    Выбор    объекта налогообложения     осуществляется    органом     государственной     власти субъекта Российской Федерации.

      Совокупный   доход    исчисляется    как    разница    между   валовой выручкой   и   стоимостью    использованных    в    процессе    производства товаров  (работ,   услуг)   сырья,    материалов,   комплектующих   изделий, приобретенных     товаров,     топлива,      эксплуатационных      расходов, текущего   ремонта,   затрат   на  аренду   помещений,    используемых   для производственной  и  коммерческой    деятельности,    затрат    на    аренду транспортных  средств,   расходов  на  уплату   процентов   за   пользование кредитными   ресурсами   банков    (в    пределах     действующей     ставки рефинансирования   Центрального   банка   Российской   Федерации    плюс   3 процента),   оказанных  услуг,   а  также   сумм   налога   на   добавленную стоимость,     уплаченных     поставщикам,     налога     на    приобретение автотранспортных   средств,    отчислений   в   государственные   социальные внебюджетные       фонды,       уплаченных        таможенных       платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

     Валовая  выручка исчисляется как  сумма  выручки,   полученной       от реализации   товаров   (работ,    услуг),    продажной   цены     имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

      Для     субъектов      малого     предпринимательства,     применяющих упрощенную     систему     налогообложения,     учета     и      отчетности, устанавливаются   следующие   ставки    единого    налога    на   совокупный доход, подлежащего зачислению:

-    в  федеральный   бюджет   -  в  размере  10  процентов  от  совокупного дохода;

-    в  бюджет   субъекта   Российской   Федерации  и  местный  бюджет  -  в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

    В  случае,   когда  объектом  налогообложения   для   субъектов   малого предпринимательства    определенных     категорий      является      валовая выручка,     устанавливаются     следующие     ставки     единого    налога, подлежащего зачислению:

-     в федеральный  бюджет   -   в   размере   3,33   процента   от  суммы валовой выручки;

-    в  бюджет   субъекта   Российской   Федерации  и  местный  бюджет  -  в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

       Конкретные  ставки  единого   налога   в    зависимости    от    вида осуществляемой  деятельности субъектов  малого  предпринимательства,       а также пропорции  распределения  зачисляемых  налоговых  платежей       между бюджетом    субъекта    Российской   Федерации   и    местным    бюджетом устанавливаются   решением   органа    государственной    власти    субъекта Российской Федерации.

    Органы   государственной    власти    субъектов  Российской    Федерации вместо       объектов       и       ставок       налогообложения,     вправе устанавливать     для     организаций     в     зависимости     от      вида осуществляемой ими деятельности.

Целенаправленная государственная поддержка малого  предпринимательства

имеет  большое  значение  для  экономики   России,   так   как   современное конкурентоспособное   народное   хозяйство   не   может   существовать   без

результативно функционирующего малого бизнеса.  С  его  помощью  могут  быть решены  не  только   многие   экономические,   но   и   социальные   задачи. Широкое развитие малого  бизнеса  позволит  создать  дополнительные  рабочие места, что весьма важно  при  существующей  в  настоящее  время  возможности значительного увеличения безработицы. В настоящее время инфляция и  нехватка заемного капитала  являются  для  малых  предприятий  еще  более  серьезными проблемами, чем для крупных, поэтому такая поддержка особенно важна.

      При  разработке  мер  государственного  регулирования  малого  бизнеса необходимо  учитывать  также  и  зарубежный  опыт,  но    его   не   следует механически  использовать   без  учета  специфики  экономических  условий  в России.  Структура   производства   у   нас   крайне   утяжеленная,   а   ее

преобразование  требует  огромных  затрат.  Высока   степень   монополизации производства,  что  позволяет  производителям   постоянно   повышать   цены, недобросовестно относиться к  выполнению  договорных  обязательств,  снижает стимулы к совершенствованию производства,  улучшению  качества  продукции  и уменьшению издержек  производства.  Из-за  отсталости  технологической  базы большинства  отраслей  высокой  энергоемкости   и   ресурсоемкости   плохого качества продукции  и  высоких  издержек  невысока  и  конкурентоспособность отечественного производства. Неполностъю сформирована и  правовая  база  для новых экономических отношений, не разработана действенная  система  контроля за ходом реформирования.

      Главным принципом государственной поддержки должно  стать  постепенное сокращение  административно-директивного  регулирования  малого  бизнеса   и создание  преимущественно  экономических  и  правовых  условий   нормального ведения  рыночного  хозяйствования.  Она  должна  формировать  стимулы   для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого предпринимательства  с учетом отраслевых, географических национальных, исторических особенностей  и традиций, а также зарубежного опыта. Следует  создать  равные  хозяйственные возможности  для  малых  и  более  крупных   предприятий,   равные   условия предпринимательской деятельности  при  свободе  выбора  ее  форм  и  методов проявления самостоятельности и  предприимчивости.  Очень  важно,  чтобы  эта поддержка содействовала добросовестной  конкуренции,  формированию  широкого слоя собственников  и  предпринимателей,  созданию  развитой  инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и  местных  уровнях, развитию  приоритетных   видов   деятельности   малого   предпринимательства накоплению  инвестиционных  ресурсов  и  использованию  их  в   приоритетных направлениях,   участию   малых   предприятий   в    реализации    важнейших

народнохозяйственных программ и проектов, а также в  поставках  продукции  и выполнении работ для  государственных  нужд,  модернизации  производственных фондов  малых  предприятий  внедрению  прогрессивных  технологий   и   новой техники, устойчивому функционированию  малого  предпринимательства  за  счет уменьшения   коммерческих   и   финансовых   рисков,   связанных   с   малым предпринимательством.

        Для  привлечения  ресурсов  крупных  предприятий  с  целью  развития

малого предпринимательства можно было  бы  использовать  получившую  широкое распространение  на  Западе  и  дающую  значительный  экономический   эффект систему контрактных отношении крупных и мелких фирм  ("фрэнчаиз"),  особенно в торговле и сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет  малой  фирме за плату исключительное право  использовать  свою  технологическую  схему  и торговую марку, при необходимости  выделяет  кредит  на  льготных  условиях, оказывает  различного  рода  консультационные   услуги,   сдает   в   аренду оборудование и т п. Подобная  система  сотрудничества  оказывается  выгодной обеим сторонам.

 

 

Заключение.

 

Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики  способствовало освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

 - развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

 занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

 объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

 сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

 массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Значимость, цели и трудности малого бизнеса по своей сущности характерны для любой страны и ее регионов. Основные отличия – в уровнях развития малого бизнеса, масштабности проблем и степени участия в их решении властных структур на всех уровнях управления. Это обстоятельство расширяет для всех возможности использования проверенных форм и методов поддержки малого бизнеса. Особенно это актуально для России, где  наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии регионов, неэффективная работа многих организаций, созданных для стимулирования малого бизнеса.

В России на федеральном уровне необходима программа государственной поддержки малого предпринимательства минимум до 2009 года, что даст возможность не только определить реальные сроки разработки законодательных и нормативных актов, но и осуществить поэтапный контроль за реализацией намеченных мероприятий. О целесообразности такой программы свидетельствует необоснованная практика принятия в последние годы федеральных программ по развитию малого предпринимательства на короткий срок, что позволяло последовательно переносить намеченное на более поздние сроки.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2010 годы более конкретна. Однако она была принята только в середине февраля 2000г, и ее реализация будет затруднена, в частности из-за временного фактора. Тем не менее содержание Программы должны знать все, кто имеет отношение к малому предпринимательству.

Перспективная федеральная программа необходима как база для составления подобных региональных программ, которые уже в ряде случаев опережают федеральные разработки.

С образованием в России семи федеральных округов появилась возможность разработки программ поддержки малого предпринимательства в рамках этих территориальных образований. Причем эти программы могут быть весьма эффективны, поскольку смогут обеспечить взаимодействие субъектов РФ в сфере малого бизнеса в масштабах федерального округа. Такое взаимодействие необходимо в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии отдельных регионов, а, следовательно, и по числу малых предприятий.

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ