Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:18, курсовая работа
В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
Введение 3
1. Сущность и структура малого бизнеса 5
1. 1. Понятие и критерии малого бизнеса 5
1. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике 6
2. Государственное регулирование 9
2. 1. Проблемы малого бизнеса 9
2. 2. Поддержка малого бизнеса 9
Глава 3. Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния 13
Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег)
на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс.
Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
В настоящее время в Петербурге на основных рынках предприятий малого и среднего бизнеса наблюдается высокой уровень конкуренции, что заставляет эти предприятия работать в довольно жестких условиях. Так, абсолютное большинство малых предприятий указывает на наличие конкурентов на рынке (83,6 %), причем почти половина опрошенных отмечают, что конкуренция сильная (49,3%). Сложилась существенная отраслевая дифференциация уровня конкуренции на основном рынке предприятий малого и среднего бизнеса. Могут быть выделены три группы предприятий по уровню конкуренции:
Сильная конкуренция на основном рынке - отрасли транспорта и связи, рыночной инфраструктуры и оптовой торговли и материально технического снабжения. Средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции в этой группе колеблется от 4,8 до 4,6.
Умеренная конкуренция на основном рынке - отрасли машиностроение, прочая промышленность и строительство (средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции колеблется от 4,5 до 4,0).
Слабая конкуренция на основном рынке - отрасли розничной торговли и общественного питания, сферы услуг и наука и научное обслуживание (средневзвешенный коэффициент оценки конкуренции колеблется от 3,8 до 3,6).
Наблюдается немонотонное уменьшение степени конкуренции на основном рынке предприятий малого и среднего бизнеса с ростом числа занятых в производственном процессе. В наиболее жестких условиях приходится работать малым предприятия с числом сотрудников до 50 человек.
Предприятия, развивающиеся более быстрыми темпами и нацеленные на расширение выпуска продукции и услуг, работают, в большинстве своем, на рынках с более жесткой конкуренцией, нежели предприятия не ориентированные на расширение производства. Четкой зависимости между годовым объемом производимой продукции и степенью конкуренции на основном рынке малых и средних предприятий не выявлено.
Детальный анализ влияния размера предприятия на тип основного конкурента дает основания утверждать, что наблюдается общая тенденция преимущественной конкуренции предприятий малого и среднего бизнеса в своей группе предприятий по численности.
Сильная конкуренция на основных рынках заставляет предпринимателей активно следить за действия соперников. Абсолютное большинство представителей малого и среднего бизнеса наблюдают за деятельностью конкурентов, анализируют их деятельность, собирают и используют в своей работе информацию об уровне цен на рынке.
В целом более высокую оценку своих конкурентных преимуществ дают руководители предприятий среднего бизнеса (численность от 100 до 500 чел.). Сводный коэффициент оценки по всем параметрам в этой группе достигает 3,5, а наименее успешными в целом по всем параметрам конкурентоспособности являются малые предприятия с численностью до 10 человек.
Оценка положения своего предприятия по ряду параметров конкурентоспособности показала, что существует устойчивая тенденция к высокой самооценке своих конкурентных преимуществ по сравнению с другими предприятиями малого и среднего бизнеса. В среднем наиболее высоко оценивается качество собственной продукции и отношения с заказчиками и клиентами (коэффициент 3,7), а также уровень и мотивация персонала, отношения с поставщиками (3,5). Заниженную самооценку факторам конкурентоспособности дают не более 10-20 % респондентов, причем "материальные" составляющие (оборудование, инвестиции) оцениваются опрошенными в целом ниже, чем "нематериальные" (уровень и мотивация персонала, отношения с поставщиками, заказчиками, потребителями). Существенных различий в оценке конкурентных преимуществ представителями разных отраслей не выявлено. Только в отраслях промышленности и машиностроения, оптовой торговли и МТС, а также сферы услуг, по оценкам руководителей, качество производимой продукции незначительно уступает продукции конкурентов. Во всех прочих отраслях оценка качества собственной продукции находится либо на уровне продукции конкурентов, либо выше, чем у конкурентов.
Общая оценка уровня конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса, %
Анализ конкуренции в отраслевом разрезе позволяет выделить три группы предприятий по уровню конкуренции на отраслевых рынках.
Первая группа, где присутствует сильная конкуренция, - это отрасли транспорта и связи, рыночной инфраструктуры и оптовой торговли и материально технического снабжения. Вторая группа (умеренная конкуренция) - это отрасли машиностроение, прочая промышленность и строительство).
Третья группа (слабая конкуренция) - это отрасли розничная торговля и общественное питание, сфера услуг и наука и научное обслуживание.
Государственная поддержка малого предпринимательства.
За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных
актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. “0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:
- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. включая содействие развитию их торговых, научно- технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных
программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральная программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные), которые соответственно разрабатывает Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.
Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.
Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
- введение ускоренной амортизации;
- размещение не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;
- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;
- страхование малых предприятий на льготных условиях;
- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и
бухгалтерской отчетности. Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ утратил силу с 1 января 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, которым введена в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов,
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.