Малое предпринимательство в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:18, курсовая работа

Описание работы

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и структура малого бизнеса 5
1. 1. Понятие и критерии малого бизнеса 5
1. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике 6
2. Государственное регулирование 9
2. 1. Проблемы малого бизнеса 9
2. 2. Поддержка малого бизнеса 9
Глава 3. Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния 13
Введение…………………………………………………………………………2
Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4
Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6
Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10
Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13
Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19
Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовик(малое предпринимательство).doc

— 162.50 Кб (Скачать)


             

 

Введение 3

1. Сущность и структура малого бизнеса 5

1. 1. Понятие и критерии малого бизнеса 5

1. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике 6

2. Государственное регулирование 9

2. 1. Проблемы малого бизнеса 9

2. 2. Поддержка малого бизнеса 9

Глава 3. Малое предпринимательство России. Анализ текущего состояния 13

Введение…………………………………………………………………………2

Организационно-правовая форма малого предпринимательства……………4

Понятие и признаки малого предприятия……………………………………..6

Малый бизнес как модель экономической самодеятельности……………...10

Роль малого бизнеса в экономике России……………………………………13

Малые предприятия и конкуренция…………………………………………..19

Государственная поддержка малого предпринимательства………………...23

Заключение……………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………34

 

 

Введение.

 

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в России и зарубежных странах, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Организационно-правовая форма малого предпринимательства.

 

Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.

Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.

В условиях рыночной экономики предприятия, находящиеся в индивидуальной частной собственности, численно абсолютно преобладают. В зависимости от природы объекта собственности и характера его использования часто различают личную и частную индивидуальную собственность. К личной собственности относят объекты собственности, используемые и потребляемые самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. В то же время к индивидуальной частной собственности относят объекты, предоставляемые в пользование и потребление другим лицам за определенную плату. Таким образом, один и тот же объект может быть и личной и частной собственностью в зависимости от характера его использования. Как правило, к личной собственности относят предметы потребления, к частной - факторы производства.

В соответствии с законодательством РФ могут образовываться два вида товариществ:

Полное товарищество – коммерческая организация, участники которого несут ответственность по его обязательствам своим имуществом (ст.69 ГК РФ). Полное товарищество – это одновременно хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и осуществляет деятельность на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества. При регистрации полного товарищества предъявление в регистрационную палату Устава не требуется, так как данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций данного типа.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это смешанный вид коммерческой организации. В нем наряду с полными товарищами есть один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов) (ст. 82 ГК РФ).

Полные товарищи  отвечают по обязательствам своим имуществом, а коммандитисты рискуют  только своими вкладами.

Основной документ, который регулирует отношения в товариществе, - это учредительный договор.

 

 

Понятие и признаки малого предприятия.

 

Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников (не более нескольких сот) и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. Так как число малых предприятий единого профиля в крупной стране исчисляется десятками и сотнями тысяч, то на одно такое предприятие приходится незначительная доля процента общего объема производства, хотя все вместе они способны производить до половины всей продукции страны.

              В российской практике существование  малого  предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период  к  числу  малых  отнесли  государственные предприятия, на которых среднее число  ежегодно  занятых  не  превышало  100 чел.

      В  соответствии  с  Федеральным  законом   Российской   Федерации   «О

государственной   поддержке   малого   предпринимательства   в    Российской Федерации»  от  14  июня   1995   г.  №   88-ФЗ   под   субъектами  малого предпринимательства  понимали   коммерческие   организации,   в   уставном капитале которых доля участия  Российской  Федерации,  субъектов  Российской Федерации,   общественных   и   религиозных    организаций    (объединений), благотворительных и иных фондов  не  превышает  25  %,  доля,  принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,  не  являющимся  субъектами  малого предпринимательства, не превышает 25  %  и  в  которых  средняя  численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

         . в промышленности - 100 чел.;

         . в строительстве - 100 чел.;

         . на транспорте - 100 чел.;

         . в сельском хозяйстве - 60 чел.;

         . в научно-технической сфере - 60 чел.;

         . в оптовой торговле - 50 чел.;

         . в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

         .  в  остальных  отраслях  и  при   осуществлении   других   видов

           деятельности - 50 чел.

     

Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ с нового года утратил свою силу. Его заменил Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Одно из важнейших новшеств - принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия. Определены виды и формы поддержки малого и среднего бизнеса.

В ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие Закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимое условие, которому должны соответствовать юридические лица, - ограничение участия в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Исключение - активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%.

В зависимости от численности работников выделяются три категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно .

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом Законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ .

Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация соответствует микропредприятию, а по размеру выручки - среднему, категория будет установлена по величине выручки.

Величина критериев рассчитывается за предшествующий календарный год. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Они могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в году деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня госрегистрации. Изменить категорию субъектов малого и среднего бизнеса можно, только если предельные значения будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в соответствии со ст. 249 НК РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) рассчитывается по данным бухгалтерского учета.

К  малым предприятиям относятся, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Малый бизнес как модель экономической самодеятельности.

 

Сектор частного малого предпринимательства в России – ровесник рыночных реформ. Вообще, малое предпринимательство, малый бизнес – дело не только новое, но и многотрудное и сопряженное с многочисленными и опасностями. Все “плюсы” и “минусы” данной формы экономической самодеятельности легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы .

СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности:

Сильные стороны малого предпринимательства

Слабые стороны малого предпринимательства

Возможности малого предпринимательства

Угрозы существованию малого предпринимательства

1. Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня “большого” бизнеса

Быстрота полного разорения

2. Высокая эффективность

Ограниченные перспективы роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение “потолка” роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Прочная ниша на “своем” рынке

Легкость проникновения конкурента в эту нишу

4. Самостоятельность

Отсутствие влиятельной поддержки

Творческая самореализация

Уязвимость к попыткам силового давления “сильных мира сего”

Информация о работе Малое предпринимательство в РФ