Малое предпринимательство и его становление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ БИЗНЕСА.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     В сельском хозяйстве произойдет увеличение числа малых предприятий на 1,5% - в начале 2010 г. их количество составляло 646 единиц, а в конце 2010 года составит 656 единиц. В сельскохозяйственном производстве фактором, стимулирующим развитие малого предпринимательства, стала возможность вытеснения с потребительского рынка импортной сельскохозяйственной продукции, не выдерживающей ценовой конкуренции с отечественной. Можно говорить о достаточно устойчиво сформировавшемся рынке сельскохозяйственной продукции республики, все большую роль на котором играет продукция малых предприятий.

     По  этой же причине прогнозируется увеличение числа фермерских хозяйств в республике: с 1279 единиц в начале 2010 года до 1316 единиц в конце 2010 года (на 2,9 %).

Наименование  показателя На 1.01.2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение
      Единиц %
Количество  фермерских хозяйств по районам (городам) Республики Татарстан 1279 1316 37 102,893

     С учетом того, что в экономике Республики Татарстан большую роль играет аграрный сектор, государственная поддержка фермерства должна быть приоритетной задачей для выхода из сложившейся сложной экономической ситуации. В 2009 году правительством республики принято постановление, предписывающее Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Главам администраций городов и районов РТ принять меры по развитию фермерских хозяйств, считая их одним из важных направлений в обеспечении роста производства сельскохозяйственной продукции, занятости сельского населения и его жизнеобеспечения. Создана республиканская комиссия по упорядочению финансового обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств РТ за счет средств федерального бюджета, что позволяет надеяться на положительные результаты уже в следующем году.

     Важной  тенденцией в развитии предпринимательства  республики является увеличение количества частных предпринимателей без образования юридического лица. Если в начале 2010 года число частных предпринимателей составляло 112372 единицы, то в конце 2010 года прогнозируется рост их количества до 120573 единицы. Прирост составит 8201 единицу, или 7,3 %. Статистические данные свидетельствуют о том, что в основном частные предприниматели сосредоточены в крупных городах республики.

Наименование  показателя На 1.01.2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение
      Единиц %
Количество  физических лиц, зарегистрированных в  качестве частных предпринимателей, чел. 112372 120573 38201 107,298
 

     Частное предпринимательство является привлекательным  для лиц, не имеющих опыта предпринимательской  деятельности, поскольку частные  предприниматели имеют упрощенную систему регистрации, налогообложения  и им необходим гораздо меньший  капитал для начала своей деятельности по сравнению с малыми предприятиями. Одной из причин роста сектора частного предпринимательства республики является перерегистрация части руководителей малых предприятий в частные предприниматели, упростившая для них систему отчетности и налогообложения.

     Реальную  картину развития предпринимательства  в республике нельзя составить только по динамике числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, поскольку многие из них в действительности не осуществляют свою деятельность.

Наименование показателя На 1.01.2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение  единиц прирост (+) снижение (-) Отклонение,%
Субъекты  малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность 107507 115071 7564 107,036
Наименование  показателя На 1.01.2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение  единиц прирост (+) снижение (-) Отклонение,%
Количество  зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, не осуществляющих по каким либо причинам свою деятельность 30106 32165 2059 106,839
 
Наименование показателя На 1.01. 2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение  единиц пророст(+) снижение

(-)

Процентное  отношение количества СМП к базисному  периоду В % к общему количеству
          На 1.02. 
2010 г.
На конец 2010 года
Количество  СМП всего по республике,  
в том числе по отраслям
25241 26663 1422 105,634 100% 100%
Промышленность 2381 2495 114 104,788 9,433 9,358
Сельское  хозяйство 646 656 10 101,548 2,559 2,460
Строительство 5920 6223 303 105,118 23,454 23,339
Транспорт и связь 658 694 36 105,471 2,607 2,603
Торговля  и общественное питание 10171 10728 557 105,476 40,296 40,236
Другие  отрасли 5465 5867 402 107,356 21,651 22,004
 

     В сфере промышленного производства прогнозируется количественный рост субъектов малого предпринимательства на 4,8 % (начало 2010 года - 2381 единица, конец 2010 года - 2495 единиц). В то же время доля СМП в промышленном производстве снизится на 0,07 % в общем количестве СМП.

     Количество  СМП, оказывающих транспортные услуги, по нашему прогнозу, увеличится на 5,5 % и составит к концу 2010 года 694 единицы, что показывает значительную заинтересованность СМП в этом виде деятельности.

     Количество  зарегистрированных СМП, но по каким-либо причинам не осуществляющих свою деятельность, по данным, предоставленным администрациями районов (городов), составит на конец 2010 года (прогнозные данные) 32162 единицы, то есть 21,8 % от их общего количества.

     Рост  числа таких СМП за рассматриваемый  период составит 6,8 %. В начале 2010 года количество СМП, не осуществляющих свою деятельность, составляло 30106 единиц (21,9 % от общего количества СМП). Таким образом, по нашему прогнозу, произойдет уменьшение, хотя и незначительное, доли СМП, по каким-либо причинам не осуществляющих свою деятельность в общем количестве СМП. 

     2.2. Предложения по развитию малого и

     среднего  предпринимательства

     Для эффективного функционирования предприятий  малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной  и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику  малого предпринимательства.

     Совершенствование законодательной базы и правового  регулирования предпринимательской  деятельности через систему законов  прямого действия позволит создать  условия, способствующие свободе предпринимательства  и устранению административного  вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими аконотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

     Основные  направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный  эффект от развития малого предпринимательства: 

  1. формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; 
  2. расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; 
  3. системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. 

     Задачи  повышения роли государственной  поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение. 

     Оценка  эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать: 

  1. выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;  
    оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.); 
  2. определение экономии на трансакционных издержках; 
  3. оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса. 

     Обобщение результатов оценки эффективности  по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

     В настоящее время наиболее значимыми  эффектами функционирования малых  предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления  в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

     Общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный  характер. Количество занятых в малом  предпринимательстве превысило 30 млн чел. Вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Немаловажную роль в обеспечении этого роста играют принимаемые на различных уровнях государственной власти меры по развитию малого предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство и его становление