Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа
Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
В сельском хозяйстве произойдет увеличение числа малых предприятий на 1,5% - в начале 2010 г. их количество составляло 646 единиц, а в конце 2010 года составит 656 единиц. В сельскохозяйственном производстве фактором, стимулирующим развитие малого предпринимательства, стала возможность вытеснения с потребительского рынка импортной сельскохозяйственной продукции, не выдерживающей ценовой конкуренции с отечественной. Можно говорить о достаточно устойчиво сформировавшемся рынке сельскохозяйственной продукции республики, все большую роль на котором играет продукция малых предприятий.
По этой же причине прогнозируется увеличение числа фермерских хозяйств в республике: с 1279 единиц в начале 2010 года до 1316 единиц в конце 2010 года (на 2,9 %).
Наименование показателя | На 1.01.2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение | |
Единиц | % | |||
Количество фермерских хозяйств по районам (городам) Республики Татарстан | 1279 | 1316 | 37 | 102,893 |
С учетом того, что в экономике Республики Татарстан большую роль играет аграрный сектор, государственная поддержка фермерства должна быть приоритетной задачей для выхода из сложившейся сложной экономической ситуации. В 2009 году правительством республики принято постановление, предписывающее Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Главам администраций городов и районов РТ принять меры по развитию фермерских хозяйств, считая их одним из важных направлений в обеспечении роста производства сельскохозяйственной продукции, занятости сельского населения и его жизнеобеспечения. Создана республиканская комиссия по упорядочению финансового обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств РТ за счет средств федерального бюджета, что позволяет надеяться на положительные результаты уже в следующем году.
Важной тенденцией в развитии предпринимательства республики является увеличение количества частных предпринимателей без образования юридического лица. Если в начале 2010 года число частных предпринимателей составляло 112372 единицы, то в конце 2010 года прогнозируется рост их количества до 120573 единицы. Прирост составит 8201 единицу, или 7,3 %. Статистические данные свидетельствуют о том, что в основном частные предприниматели сосредоточены в крупных городах республики.
Наименование показателя | На 1.01.2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение | |
Единиц | % | |||
Количество физических лиц, зарегистрированных в качестве частных предпринимателей, чел. | 112372 | 120573 | 38201 | 107,298 |
Частное
предпринимательство является привлекательным
для лиц, не имеющих опыта
Реальную картину развития предпринимательства в республике нельзя составить только по динамике числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, поскольку многие из них в действительности не осуществляют свою деятельность.
Наименование показателя | На 1.01.2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение единиц прирост (+) снижение (-) | Отклонение,% |
Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность | 107507 | 115071 | 7564 | 107,036 |
Наименование показателя | На 1.01.2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение единиц прирост (+) снижение (-) | Отклонение,% |
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, не осуществляющих по каким либо причинам свою деятельность | 30106 | 32165 | 2059 | 106,839 |
Наименование показателя | На 1.01. 2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение
единиц пророст(+) снижение
(-) |
Процентное отношение количества СМП к базисному периоду | В % к общему количеству | |
На 1.02. 2010 г. |
На конец 2010 года | |||||
Количество
СМП всего по республике, в том числе по отраслям |
25241 | 26663 | 1422 | 105,634 | 100% | 100% |
Промышленность | 2381 | 2495 | 114 | 104,788 | 9,433 | 9,358 |
Сельское хозяйство | 646 | 656 | 10 | 101,548 | 2,559 | 2,460 |
Строительство | 5920 | 6223 | 303 | 105,118 | 23,454 | 23,339 |
Транспорт и связь | 658 | 694 | 36 | 105,471 | 2,607 | 2,603 |
Торговля и общественное питание | 10171 | 10728 | 557 | 105,476 | 40,296 | 40,236 |
Другие отрасли | 5465 | 5867 | 402 | 107,356 | 21,651 | 22,004 |
В сфере промышленного производства прогнозируется количественный рост субъектов малого предпринимательства на 4,8 % (начало 2010 года - 2381 единица, конец 2010 года - 2495 единиц). В то же время доля СМП в промышленном производстве снизится на 0,07 % в общем количестве СМП.
Количество СМП, оказывающих транспортные услуги, по нашему прогнозу, увеличится на 5,5 % и составит к концу 2010 года 694 единицы, что показывает значительную заинтересованность СМП в этом виде деятельности.
Количество
зарегистрированных СМП, но по каким-либо
причинам не осуществляющих свою деятельность,
по данным, предоставленным
Рост
числа таких СМП за рассматриваемый
период составит 6,8 %. В начале 2010 года количество
СМП, не осуществляющих свою деятельность,
составляло 30106 единиц (21,9 % от общего количества
СМП). Таким образом, по нашему прогнозу,
произойдет уменьшение, хотя и незначительное,
доли СМП, по каким-либо причинам не осуществляющих
свою деятельность в общем количестве
СМП.
2.2. Предложения по развитию малого и
среднего предпринимательства
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства.
Совершенствование
законодательной базы и правового
регулирования
Основные
направления государственной
Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.
Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:
Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий, и в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.
В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.
Общая
динамика развития субъектов малого
предпринимательства в
Информация о работе Малое предпринимательство и его становление