Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа
Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
Кафедра_____
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы бизнеса»
на тему:
Малое предпринимательство
и его становление
Казань 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое
положение малого
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Статистические
данные свидетельствуют о том, что
малое предпринимательство
Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.
В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
Целью реферата является изучение малого предпринимательства и его становления.
Для достижения цели реферата поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и экономическую сущность малого предпринимательства;
2. Рассмотреть этапы становления малого предпринимательства в России;
3. Проанализировать экономическое положение малого предпринимательства в Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг.;
4. Описать предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.
Информационное обеспечение исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области предпринимательства.
В работе использовались законодательные акты и другие нормативные правовые документы, регламентирующие предпринимательство в Российской Федерации.
Объектом исследования является предпринимательство Российской Федерации.
Предметом исследования является малое предпринимательство Российской федерации.
В
работе использовались методы горизонтального,
вертикального и
Структура
работы. Реферат содержит 33 страниц, 16
использованных источников литературы,
7 таблиц.
1.
Малое предпринимательство:
понятие, сущность и
развитие
1.1.Понятие и экономическая сущность
малого предпринимательства
Теоретики экономической науки зачастую подменяют понятие «малое предпринимательство» понятием «малый бизнес», что по сути одно и то же. Различие заключается лишь в сферах применения данных терминов. Понятием «малое предпринимательство» оперирует юридическая наука. Оно используется законодателями в нормативных актах, в то время как понятие «малый бизнес» – детище экономистов.
Теоретики и той и другой сфер научной деятельности работают над формулировкой определения «малого предпринимательства» или «малого бизнеса». В своей работе они характеризуют эти явления с различных точек зрения.
В частности, ученые определяют бизнес или предпринимательство как малое исходя из:
- численности рабочих мест, которые предоставляет данное предприятие;
- объемов прибыли, полученной предприятием за отчетный год;
- профиля его деятельности.
Российские законодатели разработали и закрепили на законодательном уровне определение «субъекта малого предпринимательства», которое звучит следующим образом: «под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
1) промышленности – 100 человек;
2) в строительстве – 100 человек;
3) на транспорте – 100 человек;
4) в сельском хозяйстве – 60 человек;
5) в научно-технической сфере – 50 человек;
6) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
7) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек» [15, С.201].
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства называет также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Этот федеральный закон изменил само понятие субъекта по сравнению с ранее принятыми нормативными актами. Прежде всего, к субъектам малого предпринимательства официально были отнесены индивидуальные предприниматели. Далее были изменены критерии численности работающих. Также были введены ограничения, касающиеся некоторых видов учредителей – государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства – их доля в капитале малого предприятия не должна превышать 25 %.
Что касается западного опыта, наиболее полным и интересным можно считать определение понятия «малое предпринимательство», разработанное комиссией Боултона.
Комиссия Боултона считает, что малый бизнес базируется на трех китах:
1) ограниченный рынок сбыта, что не позволяет фирме устанавливать монополию на рынке и диктовать свои условия в отношении цен и объемов реализуемого товара;
2) юридическая самостоятельность. На крупные предприятия оказывают воздействие сложные управленческие структуры, в то время как руководство малыми предприятиями берут в свои руки собственники;
3) личное участие собственника в управлении. Собственник самостоятельно руководит своим предприятием, определяет приоритетные направления развития своего маленького дела. Собственник свободен в принятии решений, и его действия не могут контролироваться и направляться посторонней волей [6, С.253].
Достаточно
интересна разработанная
Особое место в экономике страны в настоящее время занимают монополисты. Однако лоббирование интересов этих гигантов противоречит стратегическим задачам развития государства. В современной экономике действует такой закон: чтобы обеспечить экономический рост, необходимо как можно большее количество конкурентоспособных малых и средних предприятий в сфере промышленности, строительства и инноваций. Таким образом, крупный, средний и малый бизнес должны быть объединены достаточно простой идеей: рост уровня экономики и инноваций базируется на росте благосостояния населения и авторитета страны в мире, что происходит лишь благодаря хорошо развитым местным локальным рынкам.
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР.
Информация о работе Малое предпринимательство и его становление