Малое предпринимательство и его становление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ БИЗНЕСА.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     Кафедра_____Экономической  теории____ 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

 по дисциплине: «Основы бизнеса»

 на тему: Малое предпринимательство и его становление 
 
 
 
 

                                                         Студент                     /Ю.И. Серендеев/

                                  Научный руководитель      /Н.Н. Калугина/ 
 
 
 
 
 

     Казань 2011

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6

1.1.Понятие и  экономическая сущность малого предпринимательства………6

1.2. Этапы становления  малого предпринимательства в России………………9

2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14

2.1. Экономическое  положение малого предпринимательства  в 

Республике Татарстан  по итогам 2009-2010 гг………………………………..14

2.2. Предложения  по развитию малого и среднего  предпринимательства…..20

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

     Независимые предприниматели представляют собой  наиболее многочисленный слой частных  собственников и в силу своей  массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

     В Конституции Российской Федерации  определено, что каждый гражданин  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

     Статистические  данные свидетельствуют о том, что  малое предпринимательство стало  заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.

     Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень  многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

     В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.

     Целью реферата является изучение малого предпринимательства  и его становления.

     Для достижения цели реферата поставлены следующие задачи:

     1. Изучить понятие и экономическую сущность малого предпринимательства;

     2. Рассмотреть этапы становления малого предпринимательства в России;

     3. Проанализировать экономическое положение малого предпринимательства в Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг.;

     4. Описать предложения по развитию малого и среднего предпринимательства.

     Информационное  обеспечение исследования. Теоретической  базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области предпринимательства.

     В работе использовались законодательные акты и другие нормативные правовые документы, регламентирующие предпринимательство в Российской Федерации.

      Объектом  исследования является предпринимательство Российской Федерации.

      Предметом исследования является малое предпринимательство Российской федерации.

     В работе использовались методы горизонтального, вертикального и коэффициентного  анализа.

     Структура работы. Реферат содержит 33 страниц, 16 использованных источников литературы, 7 таблиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие 

      1.1.Понятие и экономическая сущность

      малого  предпринимательства

     Теоретики экономической науки зачастую подменяют  понятие «малое предпринимательство» понятием «малый бизнес», что по сути одно и то же. Различие заключается лишь в сферах применения данных терминов. Понятием «малое предпринимательство» оперирует юридическая наука. Оно используется законодателями в нормативных актах, в то время как понятие «малый бизнес» – детище экономистов.

     Теоретики и той и другой сфер научной деятельности работают над формулировкой определения «малого предпринимательства» или «малого бизнеса». В своей работе они характеризуют эти явления с различных точек зрения.

     В частности, ученые определяют бизнес или  предпринимательство как малое исходя из:

     - численности рабочих мест, которые предоставляет данное предприятие;

     - объемов прибыли, полученной предприятием за отчетный год;

     - профиля его деятельности.

     Российские  законодатели разработали и закрепили  на законодательном уровне определение «субъекта малого предпринимательства», которое звучит следующим образом: «под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     1) промышленности – 100 человек;

     2) в строительстве – 100 человек;

     3) на транспорте – 100 человек;

     4) в сельском хозяйстве – 60 человек;

     5) в научно-технической сфере – 50 человек;

     6) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

     7) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек» [15, С.201].

     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства называет также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Этот федеральный закон изменил само понятие субъекта по сравнению с ранее принятыми нормативными актами. Прежде всего, к субъектам малого предпринимательства официально были отнесены индивидуальные предприниматели. Далее были изменены критерии численности работающих. Также были введены ограничения, касающиеся некоторых видов учредителей – государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства – их доля в капитале малого предприятия не должна превышать 25 %.

     Что касается западного опыта, наиболее полным и интересным можно считать определение понятия «малое предпринимательство», разработанное комиссией Боултона. 

     Комиссия  Боултона считает, что малый бизнес базируется на трех китах:

     1) ограниченный рынок сбыта, что не позволяет фирме устанавливать монополию на рынке и диктовать свои условия в отношении цен и объемов реализуемого товара;

     2) юридическая самостоятельность. На крупные предприятия оказывают воздействие сложные управленческие структуры, в то время как руководство малыми предприятиями берут в свои руки собственники;

     3) личное участие собственника в управлении. Собственник самостоятельно руководит своим предприятием, определяет приоритетные направления развития своего маленького дела. Собственник свободен в принятии решений, и его действия не могут контролироваться и направляться посторонней волей [6, С.253].

     Достаточно  интересна разработанная академиком А. Галкиным градация субъектов малого предпринимательства. Он считает, что  в настоящий момент всех субъектов  малого бизнеса можно поделить на три группы: «Первая – это то, что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью. Второй тип хозяйств – это формы малого бизнеса, основанные на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно широкое развитие. Классическим примером являются фермерские и семейные хозяйства, развивающиеся в России. И, наконец, третья группа – это действительно современные производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной деятельности».

     Особое место в  экономике страны в настоящее  время занимают монополисты. Однако лоббирование интересов этих гигантов противоречит стратегическим задачам  развития государства. В современной экономике действует такой закон: чтобы обеспечить экономический рост, необходимо как можно большее количество конкурентоспособных малых и средних предприятий в сфере промышленности, строительства и инноваций. Таким образом, крупный, средний и малый бизнес должны быть объединены достаточно простой идеей: рост уровня экономики и инноваций базируется на росте благосостояния населения и авторитета страны в мире, что происходит лишь благодаря хорошо развитым местным локальным рынкам.

     1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России

     Современное предпринимательство в России выросло  из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в  пределах СССР.

Информация о работе Малое предпринимательство и его становление