Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа
Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Если рассматривать историю малого предпринимательства с этого момента до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов:
Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
Второй этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР». Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия применения закона отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы. Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного предпринимательства»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия.
Цель развития малого предпринимательства - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.
Этап
«кооперативного движения»
Третий этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР». Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Там же. Определены основные документы государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малого предпринимательства по налогообложению, амортизации. Этот этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность.
Малое предпринимательство привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Четвертый этап (1991-1992 гг.). 18 июня 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». 27 декабря 1991 г. принят закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В этом законе были определены дополнительные льготы для малых предприятий, и в последствии усилилась государственная поддержка малого предпринимательства.
Для
этого этапа характерны коммерциализация
и появление среднего и крупного
предпринимательства. Произошли коренные
изменения в отношении
Пятый этап (1993-1994 гг.). 11 мая 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Это этап характеризуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз предпринимательства стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.
Шестой этап (1995-1998 гг.). 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этим законом определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития. 8 декабря 1995 г. Принят Федеральный закон «О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Там же. Законом предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
На
этом этапе практически были исчерпаны
возможности сверхприбыльной
Современный этап развития малого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития малого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого предпринимательства имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий [5, С.28].
Таким
образом, малые предприятия можно
образовывать, во-первых, выделением структурных
единиц из состава объединений и
предприятий, цехов, производств, других
подразделений, во-вторых, на акционерных
началах.
2.
Анализ малого
предпринимательства
в Республике Татарстан
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг.
Анализ экономической ситуации в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан проведен Информационно-аналитическим центром Департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности РТ на основе данных, представленных администрациями городов и районов Республики Татарстан.
Общее количество субъектов малого предпринимательства (СМП), зарегистрированных в РТ на конец 2010 года, прогнозируется в количестве 147236 единиц. По сравнению с началом 2010 года произойдет прирост их числа на 6,99 %.
На конец 2010 года в республике прогнозируется регистрация 26663 малых предприятий в форме юридических лиц. По сравнению с началом 2000 года, их число увеличится на 5,6 %, что составит 1422 единицы.
Наименование показателя | На 1.01.2010 г. (факт) | На конец 2010 г. (оценка) | Отклонение единиц пророст(+) снижение (-) | Процентное отношение количества СМП к базисному периоду | В % к общему количеству | |
На 1.02. 2010 г. | На конец 2010 г. | |||||
Количество малых предприятий | 25241 | 26663 | 1422 | 105,634 | 18,342 | 18,109 |
Количество частных предпринимателей | 112372 | 120573 | 8201 | 107,298 | 81,658 | 81,891 |
Всего СМП | 137613 | 147236 | 9623 | 106,993 | 100% | 100% |
В настоящий момент по данным Информационно – аналитического центра сфера торговли и общественного питания практически полностью освоена субъектами малого и среднего предпринимательства. В ней будет сосредоточено 40,2% от общего количества СМП, что составит 10728 единиц. Прирост числа субъектов малого предпринимательства в этой отрасли за период 2010 года составит 5,5 % (557 единиц). Процесс увеличения количества СМП в этой сфере объективен, поскольку объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. Сфера общественного питания в ряде городов Республики Татарстан освобождена от налогов, зачисляемых в местные бюджеты, что также объясняет ее привлекательность.
Успешно осваивается и строительная отрасль, на конец 2010 года в строительной отрасли будет осуществлять деятельность 23,3 % от общего количества СМП (6223 единицы). Увеличение количества СМП в строительстве в течение года составит 5,1%. Данная отрасль достаточно перспективна и устойчива для возможного вложения финансовых ресурсов и для освоения новых видов деятельности, все больше субъектов малого предпринимательства участвуют в качестве подрядчиков. В то же время наметилась тенденция снижения доли СМП, работающих в строительной отрасли в их общем количестве.
Необходимо отметить, что по удельному весу в общем количестве малых предприятий также выделяются другие отрасли.
К ним отнесены малые предприятия, занятые в сфере:
-
материально-технического
- недвижимости;
- информационно-вычислительного обслуживания;
-
услуг и всех видов (
-
проектно-изыскательских и
- науки и научного обслуживания;
-
здравоохранения, физкультуры
- образования;
- кредитования, финансов, страхования и аудиторских услуг;
- другие направления.
Удельный вес каждой из них незначителен, однако, в силу их многочисленности, совокупное значение оказывается довольно внушительным. За период 2010 года количество малых предприятий данных отраслей увеличится на 7,4 % и составит 5867 предприятий (22% от общего числа СМП). На начало 2010 года в этих отраслях работало 5465 предприятий, доля их в общем числе СМП составляла 21,7 %.
Информация о работе Малое предпринимательство и его становление