Малое предпринимательство и его становление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное и

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Малое предпринимательство: понятие, сущность и развитие………………6
1.1.Понятие и экономическая сущность малого предпринимательства………6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России………………9
2. Анализ малого предпринимательства в Республике Татарстан…………...14
2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в
Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг………………………………..14
2.2. Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства…..20
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ БИЗНЕСА.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Если  рассматривать историю малого предпринимательства с этого момента до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов:

     Первый  этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

     Второй  этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР». Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия применения закона отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы. Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного предпринимательства»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия.

     Цель  развития малого предпринимательства - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

     Этап  «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

     Третий  этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР». Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Там же. Определены основные документы государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малого предпринимательства по налогообложению, амортизации. Этот этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность.

     Малое предпринимательство привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

     Особую  значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал  переход 1 января 1989 года всех государственных  предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный  расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

     Четвертый этап (1991-1992 гг.). 18 июня 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». 27 декабря 1991 г. принят закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В этом законе были определены дополнительные льготы для малых предприятий, и в последствии усилилась государственная поддержка малого предпринимательства.

     Для этого этапа характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Произошли коренные изменения в отношении государства  к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

     Пятый этап (1993-1994 гг.). 11 мая 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Это этап характеризуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз предпринимательства стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

     Шестой  этап (1995-1998 гг.). 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этим законом определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития. 8 декабря 1995 г. Принят Федеральный закон «О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Там же. Законом предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

     На  этом этапе практически были исчерпаны  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые  предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

     Современный этап развития малого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных  теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития малого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого предпринимательства имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий [5, С.28].

     Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во-первых, выделением структурных  единиц из состава объединений и  предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. 
 
 

     2. Анализ малого  предпринимательства  в Республике Татарстан 

     2.1. Экономическое положение малого предпринимательства в Республике Татарстан по итогам 2009-2010 гг.

     Анализ  экономической ситуации в сфере малого предпринимательства в Республике Татарстан проведен Информационно-аналитическим центром Департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности РТ на основе данных, представленных администрациями городов и районов Республики Татарстан.

     Общее количество субъектов малого предпринимательства (СМП), зарегистрированных в РТ на конец 2010 года, прогнозируется в количестве 147236 единиц. По сравнению с началом 2010 года произойдет прирост их числа на 6,99 %.

     На  конец 2010 года в республике прогнозируется регистрация 26663 малых предприятий в форме юридических лиц. По сравнению с началом 2000 года, их число увеличится на 5,6 %, что составит 1422 единицы.

Наименование  показателя На 1.01.2010 г. (факт) На конец 2010 г. (оценка) Отклонение  единиц пророст(+) снижение (-) Процентное  отношение количества СМП к базисному  периоду В % к общему количеству
          На 1.02. 2010 г. На конец 2010 г.
Количество  малых предприятий 25241 26663 1422 105,634 18,342 18,109
Количество  частных предпринимателей 112372 120573 8201 107,298 81,658 81,891
Всего СМП 137613 147236 9623 106,993 100% 100%
 

     В настоящий момент по данным Информационно  – аналитического центра сфера торговли и общественного питания практически полностью освоена субъектами малого и среднего предпринимательства. В ней будет сосредоточено 40,2% от общего количества СМП, что составит 10728 единиц. Прирост числа субъектов малого предпринимательства в этой отрасли за период 2010 года составит 5,5 % (557 единиц). Процесс увеличения количества СМП в этой сфере объективен, поскольку объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. Сфера общественного питания в ряде городов Республики Татарстан освобождена от налогов, зачисляемых в местные бюджеты, что также объясняет ее привлекательность.

     Успешно осваивается и строительная отрасль, на конец 2010 года в строительной отрасли будет осуществлять деятельность 23,3 % от общего количества СМП (6223 единицы). Увеличение количества СМП в строительстве в течение года составит 5,1%. Данная отрасль достаточно перспективна и устойчива для возможного вложения финансовых ресурсов и для освоения новых видов деятельности, все больше субъектов малого предпринимательства участвуют в качестве подрядчиков. В то же время наметилась тенденция снижения доли СМП, работающих в строительной отрасли в их общем количестве.

     Необходимо  отметить, что по удельному весу в общем количестве малых предприятий  также выделяются другие отрасли.

     К ним отнесены малые предприятия, занятые в сфере:

     - материально-технического снабжения,  заготовок и сбыта;

     - недвижимости;

     - информационно-вычислительного обслуживания;

     - услуг и всех видов (производственного  и непроизводственного) обслуживания  предприятий и населения;

     - проектно-изыскательских и опытно-конструкторских  работ;

     - науки и научного обслуживания;

     - здравоохранения, физкультуры и  спорта;

     - образования;

     - кредитования, финансов, страхования  и аудиторских услуг;

     - другие направления.

     Удельный  вес каждой из них незначителен, однако, в силу их многочисленности, совокупное значение оказывается довольно внушительным. За период 2010 года количество малых предприятий данных отраслей увеличится на 7,4 % и составит 5867 предприятий (22% от общего числа СМП). На начало 2010 года в этих отраслях работало 5465 предприятий, доля их в общем числе СМП составляла 21,7 %.

Информация о работе Малое предпринимательство и его становление