Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 5
1.1 Сущность малого предпринимательства 5
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России 8
2. Влияние современного мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в России 14
3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 16
4. Развитие малого предпринимательства в Алтайском крае 19
4.1. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края 19
4.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края 20
4.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрНиколаева.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Особую значимость в  этот период имело развитие арендных отношений. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертый этап (1991-1992 гг.). 18 июня 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». 27 декабря 1991 г. принят закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [9]. В этом законе были определены дополнительные льготы для малых предприятий, и в последствии усилилась государственная поддержка МП.

Для этого этапа характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.). 11 мая 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» [9]. В этом постановлении указано, что государственная поддержка МП - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития МП. Это этап характеризуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз предпринимательства стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

Шестой этап (1995-1998 гг.). 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].

Этим законом определены признаки субъекта МП, инфраструктура поддержки и развития МП. 8 декабря 1995 г. Принят Федеральный закон «О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [Там же]. Законом предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

На этом этапе практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

Седьмой этап (1999-2001 гг.). Для данного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. [5; 16].

События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Утверждается целый пакет поправок, касающихся упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, а также совершенствования порядка выделения финансовых средств на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Принимается Постановление  Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», которое выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Инновационное предпринимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса [4].

Восьмой этап (2002 – 2006 гг.). В этот период программы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 гг. проект новой Программы Правительство РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 гг. была пролонгирована на 2002 г. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 гг. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства. Однако эти программы в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах [8].

В 2005 году ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи с тем, что Председатель Правительства России подписал Постановление от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства». А также в этот период был ликвидирован ряд других Постановлений.

Девятый этап (с 2007 г.). Президентом РФ был подписан новый ФЗ N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 г. утратил силу ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

- «субъекты малого и среднего предпринимательства»;

- «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает  создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства  – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

2. Влияние современного мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в России

Современный мировой  финансовый кризис является звеном в цепочке кризисов, описанию которых посвящена обширная экономическая литература. Только в 1990-е годы в мировой экономике произошло несколько кризисов, охвативших целые группы стран. В 1992—1993 гг. валютные кризисы испытали некоторые страны Европейского союза.

В 1994—1995 гг. сильный кризис, начавшийся в Мексике, распространился на другие страны Латинской Америки. В 1997—1998 гг. глобальный финансовый кризис начался в странах Юго-Восточной Азии, затем перекинулся на Восточную Европу (Россия и некоторые страны бывшего СССР) и Латинскую Америку (Бразилия).

Нынешний финансовый кризис отличается как глубиной, так и размахом — он, пожалуй, впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США [11].

Как уже ранее говорилось, присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики. В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что мировой финансовый кризис в большей степени оказывает негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства, особенно малого. Кратко перечислим основные кризисные ситуации, характерные для МП в условиях мирового финансового кризиса [10].

1. Для малого бизнеса труден, особенно в условиях кризиса, доступ к финансовым ресурсам, все сильнее ощущается нужда в налоговых каникулах, минимальных арендных платежах.

2. Нарушаются связи между производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные с импортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестают функционировать.

3. Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации.

4. Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.

 

3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий  путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление  административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов  малого предпринимательства, ускорение  освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров  поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства  в области жилищно-коммунального  хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

В программе выделены четыре следующих основных раздела  мероприятий:

- нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

- интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

- выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий [12].

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены  расходы на создание капитальных  объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного  развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки  предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Информация о работе Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества