Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 5
1.1 Сущность малого предпринимательства 5
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России 8
2. Влияние современного мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в России 14
3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 16
4. Развитие малого предпринимательства в Алтайском крае 19
4.1. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края 19
4.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края 20
4.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрНиколаева.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

 

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» В Г.БАРНАУЛЕ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА: Экономическая теория

 

 

ТЕМА: Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:

Николаева О.П., № гр. 1103

(группа №, Ф.И.О.)   

ПРОВЕРИЛ:

к.э.н., доцент Тихомирова Ю.А

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                                                                                               ОЦЕНКА__________________

ПОДПИСЬ_________________

«_____»________________2011г.

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ, 2011

 

Содержание

 

Введение

В настоящее время  в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни  населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса  являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство  способно быстро реагировать на изменение  спроса. Небольшие размеры малых  предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

Цель данной работы –  на основе изучения исторических и теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы на примере Российской Федерации в целом и Алтайского края, в частности.

Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство РФ и Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.

Согласно поставленной цели, можно сформулировать следующие  задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – в первой главе изучить теоретические и исторические аспекты, а также нормативную базу проблемы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса; во второй главе отразить влияние мирового финансового кризиса на состояние малого предпринимательства РФ; в третьей – рассмотреть основные положения программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России; в четвертой главе проанализировать состояние малого бизнеса в Алтайском крае.

 

 

1. Малое предпринимательство: сущность  и содержание

1.1 Сущность малого предпринимательства

Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки  дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют  «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства». Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [14].

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных  с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост малого и  среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

В экономической теории существует деление признаков, характеризующих МП на качественные и количественные [15].

Качественные:

- самостоятельность предприятия;

- способность к достижению индивидуальных, особых результатов;

- соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;

- личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия;

- слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;

- преобладает тактическое мышление и стратегия кратко срочных решений и действий;

- деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.

Особенно показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном  лице. Это объединение трех единиц персонала - одна из самых заметных характерных черт малых и средних  предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.

Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении  малых, средних и крупных предприятий  количественные критерии, которые легче  поддаются измерению.

Количественные показатели:

- численность персонала (занятых работников);

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода) [15].

В соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [3].

Уже упомянутый Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, важно  оценить значимость развития МП, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

1.2 Этапы становления малого  предпринимательства в России

Современное предпринимательство  в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 гг., которое быстро развивалось в пределах СССР.

Если рассматривать  историю МП с этого момента  до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных  этапов:

Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР» [9]. Сфера деятельности МП расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей. Цель развития МП - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного  движения» послужил механизмом в  накоплении капиталов, позволил обрести  начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР» [9]. Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [Там же].

Определены основные документы  государственной регистрации малых  предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы МП по налогообложению, амортизации. Этот этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. МП привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы.

Информация о работе Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества