Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:16, контрольная работа
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 5
1.1 Сущность малого предпринимательства 5
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России 8
2. Влияние современного мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в России 14
3. Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России 16
4. Развитие малого предпринимательства в Алтайском крае 19
4.1. Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края 19
4.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края 20
4.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г.БАРНАУЛЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА: Экономическая теория
ТЕМА: Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:
Николаева О.П., № гр. 1103
(группа №, Ф.И.О.)
ПРОВЕРИЛ:
к.э.н., доцент Тихомирова Ю.А
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
ПОДПИСЬ_________________
«_____»________________2011г.
БАРНАУЛ, 2011
Содержание
В настоящее время
в экономике России ключевым источником
роста эффективности
Малое предпринимательство обеспечива
Предприятия малого бизнеса
являются гибкой и динамичной формой
реализации предпринимательской
Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
Цель данной работы – на основе изучения исторических и теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы на примере Российской Федерации в целом и Алтайского края, в частности.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство РФ и Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
Согласно поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – в первой главе изучить теоретические и исторические аспекты, а также нормативную базу проблемы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса; во второй главе отразить влияние мирового финансового кризиса на состояние малого предпринимательства РФ; в третьей – рассмотреть основные положения программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России; в четвертой главе проанализировать состояние малого бизнеса в Алтайском крае.
Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства». Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [14].
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий
зависят от специфики отраслей, их
технологических особенностей, от действия
эффекта масштабности. Есть отрасли,
связанные с высокой
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
В экономической теории существует деление признаков, характеризующих МП на качественные и количественные [15].
Качественные:
- самостоятельность предприятия;
- способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
- соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
- личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее влияние на успех предприятия;
- слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
- преобладает тактическое мышление и стратегия кратко срочных решений и действий;
- деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.
Особенно показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице. Это объединение трех единиц персонала - одна из самых заметных характерных черт малых и средних предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.
Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.
Количественные показатели:
- численность персонала (занятых работников);
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода) [15].
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Уже упомянутый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.
Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 гг., которое быстро развивалось в пределах СССР.
Если рассматривать историю МП с этого момента до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов:
Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
Второй этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР» [9]. Сфера деятельности МП расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей. Цель развития МП - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.
Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР» [9]. Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий» [Там же].
Определены основные документы
государственной регистрации
Информация о работе Малое предпринимательство: характерные черты, преимущества