Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика -1.DOC

— 268.00 Кб (Скачать)

При положительном коэффициенте перекрестной эластичности това­ры Х и Y являются взаимозаменяемыми, причем чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменимости товаров. Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина теоретически должен снижать спрос на автомобили).

При несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.

При отсутствии статистической информации, необходимой для расче­та коэффициента перекрестной эластичности, следует провести самосто­ятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной то­варной группе в течение квартала или года. На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаи­мозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервьюированию покупателей и специалистов той или иной отрасли. Выбор зависит от конкрет­ной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их произ­водства необходимо:                

• выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, из­лишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными до­полнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);

• изыскать технологические возможности переключения производст­венных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с произ­водства других товарных групп.

Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все про­давцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в сово­купности дают общий объем продаж на данном товарном рынке.

Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у кон­кретного продавца. Группировку покупателей следует производить по спо­собам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мел­кооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется последующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определен­ном товарном рынке.

Географические границы товарного рынка. Географические границы то­варного рынка обусловлены экономическими, технологическими, адми­нистративными барьерами, ограничивающими возможности участия по­купателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной груп­пы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый то­вар, не имея такой возможности вне этой территории.

Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем то­вара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении географических границ рынка, учитываются следу­ющие факторы:                       

• возможность перемещения спроса между территориями, предполо­жительно входящими в единый географический рынок, т.е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

• возможность перемещения товара между территориями, предполо­жительно входящими в единый географический рынок: незначительность1 дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к поку­пателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории админи­стративных ограничений на ввоз или вывоз товаров и пр.:

• сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри гра­ниц этого рынка.

3.2. Предприниматель и товарный рынок

 

              Предприниматель в рыночной экономике в условиях товарного производства выступает в качестве производителя. Результатом  его производственно-хозяйственной деятельности являются изготовление товара, выполнение работ, оказание услуг.

              Товар-продукт труда, произведенный для продажи. Этим общепринятым определением товара оперирует и предприниматель в своей производственно – коммерческой деятельности, при анализе рыночной ситуации, поведении товара на рынке. Следует подчеркнуть, что в обществе потребления в понятии товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные его составляющие, так или иначе представляющие перед покупателем и склоняющие его, в конечном счете, к приобретению именно данного товара, именно этой, а не иной фирмы.

              Поэтому предприниматель должен всегда помнить, что рынок требует не просто заданный товар сам по себе, такого-то качества, но и определенного цвета, привлекательной упаковки, соответствующего дизайна (эстетика внешнего вида), с приемлемыми эргономическими особенностями (удобство и комфортность при использовании товара, простота ухода, ремонта, сервисного обслуживания), с исчерпываю­щей сопровождающей документацией (описание, порядок включения, инструкция по эксплуатации и др.).

Иными словами, предприниматель в условиях рыночной экономи­ки должен производить такие товары, которые бы максимально соот­ветствовали требованиям рынка и, естественно, спросу потребителей. Только в этом случае он достигнет поставленной цели — получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.

Реализуется товар на рынке. Понятие «рынок» не следует путать с торговлей как таковой. Рынок — особая экономическая категория, а торговля — отрасль экономики. Рынок — сфера потенциальных обме­нов. Когда эти обмены становятся реальными, можно говорить о за­вершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного цикла.                                 

Современная рыночная экономика представляет собой сложней­ший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и ин­формационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием — рынок. Ядром, сердцевиной рынка является взаимодействие продав­цов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы об­щения и определения цены и количества товара в результате такого взаимодействия,

Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в определен­ных формах, содержанием которых являются конкретные социально-экономические отношения в сфере обмена. Посредством этих же отношений реализуется товар. Именно на рынке происходит признание пред­принимателей в качестве товаропроизводителей. Являясь центральной фигурой рыночных отношений, предприниматель как товаропроизво­дитель именно на рынке стремится достичь оптимального результа­та — максимального удовлетворения своих потребностей (получения прибыли) через отношения товарообмена со своими контрагентами. В этих отношениях успех каждого предпринимателя — товаропрои­зводителя, участника рыночного процесса зависит не только от резуль­татов его собственного труда, но и от результатов труда других пред­принимателей, участвующих в товарообмене.

Правовая форма обмена товарами в рыночной экономике — дого­вор. Договоры опосредуют в обществе отношения имущественного оборота и тесно связанные с ними иные отношения. В предпринима­тельском и гражданском праве существуют целые разделы, посвящен­ные учению о договорах.

В рыночной экономике существуют различные способы реализа­ции продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; реализация через посредников (торгово-посреднические фирмы, тор­говые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); реализация товаров на аукционах, торгах, яр­марках, по конкурсу, тендерная реализация, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.

Характерная черта договоров, опосредующих  реализацию това­ров по прямым связям изготовителей с потребителями,  непосредственный контакт между сторонами без посредников и иных третьих лиц. Такая форма связи между предпринимателями позволяет наиболее полно учесть требования, пожелания потребителя, создает определенные возможности влияния потребителя на производителя продукции, в особенности если договоры заключаются на длительные сроки.

Особый способ реализации товаров — случаи, когда потребитель вступает в отношения по приобретению продукции не непосредственно с изготовителем, а при помощи различного рода посредников. Учас­тие посредников в реализации продукции, в поиске нужных друг другу предпринимателей с противоположными взаимодополняющими ин­тересами — непременный атрибут рыночной экономики.

Посреднические организации могут выполнять не только

функции посредника как таковые, но и некоторые производственные функции: доведение продукции до нужного потребительского уровня, подсорти­ровка, оригинальная упаковка и т.д. Сравнительно новой формой торгово-посреднической организации являются торговые дома. Торговые дома — крупные оптово-розничные предприятия, создаваемые в раз­личных организационно-правовых формах. Они осуществляют не только торговлю, но и другие тесно связанные с ней виды деятель­ности.

Широко распространенной в международной (а в последние годы и внутри страны) торговле, особенно машинами и оборудованием, яв­ляется такая форма реализации продукции, как аренда (арендные сделки — лизинг). Прежде всего это объясняется теми возможностями, ко­торые предоставляет форма аренды для финансирования покупки машин и оборудования.

В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель - лизингодатель) и тот, кто использу­ет в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизинго­получатель).

Большинство лизинговых договоров заключается на базе типо­вых договорных форм, которые разрабатываются лизинговыми фирмами.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имуще­ство у определенного им продавца и предоставить арендатору это иму­щество за плату во временное владение и пользование для предприни­мательских целей. Арендодатель в данном случае не несет ответствен­ности за выбор предмета аренды и продавца.

Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендо­дателем.

Таким образом, основная обязанность лизингодателя — передача лизингополучателю (арендатору) машин или оборудования, сданных в аренду в соответствующем месте и в согласованный срок. Взаимо­отношения сторон в части несения расходов, обязанностей достав­ки, а также распределения рисков случайной порчи или гибели пред­мета аренды определяются в договоре, как при договоре купли-про­дажи.

При лизинге владелец оборудования (лизингодатель) передает его пользователю (лизингополучателю) на определенный период времени, а затем оборудование переходит в собственность последнего с уплатой заранее оговоренной суммы, составляющей остаточную стоимость оборудования.

В договоре предусматривается право арендатора на продление срока аренды либо на покупку арендованного имущества.

Один из наиболее привлекательных способов реализации това­ров — аукционы. Аукцион — способ продажи товаров с публичного торга покупателю, который предложит наивысшую цену Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной орга­низацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через ор­ганизацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссио­нера.

Организуются и международные товарные аукционы — междуна­родные рынки по продаже в заранее назначенном месте и в обуслов­ленное время путем публичных торгов (лотов), предварительно рас­смотренных или дегустированных товаров, покупателю, предложив­шему наивысшую цену.

Важную роль в рыночной экономике, связанную с реализацией продукции и товаров, играют ярмарки. Ярмарка — ежегодный ры­нок — представляет собой периодически, как правило, ежегодно орга­низуемые в установленном месте торги, рынки товаров, т.е. одну из форм торговли. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров. Ярмарки бывают: всемирные, международные, ре­гиональные, национальные и местные.

 

2.3.  Состояние и перспективы развития мировых товарных рынков

    На протяжении 1999 г. мировые товарные
рынки развивались под воздействием улучшения
общехозяйственной конъюнктуры в ведущих
странах, расширения мировой торговли, оздоров­ления в валютно финансовой сфере, понижения
темпов инфляции и постепенного восстановления
уровня деловой активности в новых индустриальных странах.             

Ведущими факторами, которые определяли ситуацию на основных товарных рынках, были:

- рост спроса на энергоносители - странам ОПЕК удалось в 1999 г. провести в жизнь ме­роприятия по ограничению жидких углеводо­родов. Беспрецедентный для последних десяти лет рост цен энергоносителей способствовал стаби­лизации или повышению мировых цен многих других сырьевых товаров, в том числе напрямую не связанных с рынками топлива;

- восстановление деловой активности в Вос­точной Азии, других новых индустриальных странах и некоторых государствах с переходной экономикой привело к оживлению инвестицион­ной деятельности. Это, в свою очередь, стимули­ровало спрос на товары инвестиционной группы - машины, оборудование и стройматериалы;

- умеренная инфляция и низкий уровень про­центных ставок способствовали стабилизации сферы жилищного строительства и связанных с ним отраслей материального производства.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов