Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа
Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.
При положительном коэффициенте перекрестной эластичности товары Х и Y являются взаимозаменяемыми, причем чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменимости товаров. Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цены бензина теоретически должен снижать спрос на автомобили).
При несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.
При отсутствии статистической информации, необходимой для расчета коэффициента перекрестной эластичности, следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года. На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров — экспертным оценкам, интервьюированию покупателей и специалистов той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.
Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства необходимо:
• выявить наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую товарную группу (это могут быть простаивающие, излишние мощности, позволяющие в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);
• изыскать технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других товарных групп.
Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в совокупности дают общий объем продаж на данном товарном рынке.
Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мелкооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется последующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определенном товарном рынке.
Географические границы товарного рынка. Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.
Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.
При определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы:
• возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т.е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;
• возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок: незначительность1 дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и пр.:
• сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
3.2. Предприниматель и товарный рынок
Предприниматель в рыночной экономике в условиях товарного производства выступает в качестве производителя. Результатом его производственно-хозяйственной деятельности являются изготовление товара, выполнение работ, оказание услуг.
Товар-продукт труда, произведенный для продажи. Этим общепринятым определением товара оперирует и предприниматель в своей производственно – коммерческой деятельности, при анализе рыночной ситуации, поведении товара на рынке. Следует подчеркнуть, что в обществе потребления в понятии товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные его составляющие, так или иначе представляющие перед покупателем и склоняющие его, в конечном счете, к приобретению именно данного товара, именно этой, а не иной фирмы.
Поэтому предприниматель должен всегда помнить, что рынок требует не просто заданный товар сам по себе, такого-то качества, но и определенного цвета, привлекательной упаковки, соответствующего дизайна (эстетика внешнего вида), с приемлемыми эргономическими особенностями (удобство и комфортность при использовании товара, простота ухода, ремонта, сервисного обслуживания), с исчерпывающей сопровождающей документацией (описание, порядок включения, инструкция по эксплуатации и др.).
Иными словами, предприниматель в условиях рыночной экономики должен производить такие товары, которые бы максимально соответствовали требованиям рынка и, естественно, спросу потребителей. Только в этом случае он достигнет поставленной цели — получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.
Реализуется товар на рынке. Понятие «рынок» не следует путать с торговлей как таковой. Рынок — особая экономическая категория, а торговля — отрасль экономики. Рынок — сфера потенциальных обменов. Когда эти обмены становятся реальными, можно говорить о завершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного цикла.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием — рынок. Ядром, сердцевиной рынка является взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определения цены и количества товара в результате такого взаимодействия,
Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в определенных формах, содержанием которых являются конкретные социально-экономические отношения в сфере обмена. Посредством этих же отношений реализуется товар. Именно на рынке происходит признание предпринимателей в качестве товаропроизводителей. Являясь центральной фигурой рыночных отношений, предприниматель как товаропроизводитель именно на рынке стремится достичь оптимального результата — максимального удовлетворения своих потребностей (получения прибыли) через отношения товарообмена со своими контрагентами. В этих отношениях успех каждого предпринимателя — товаропроизводителя, участника рыночного процесса зависит не только от результатов его собственного труда, но и от результатов труда других предпринимателей, участвующих в товарообмене.
Правовая форма обмена товарами в рыночной экономике — договор. Договоры опосредуют в обществе отношения имущественного оборота и тесно связанные с ними иные отношения. В предпринимательском и гражданском праве существуют целые разделы, посвященные учению о договорах.
В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; реализация через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); реализация товаров на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, тендерная реализация, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.
Характерная черта договоров, опосредующих реализацию товаров по прямым связям изготовителей с потребителями, непосредственный контакт между сторонами без посредников и иных третьих лиц. Такая форма связи между предпринимателями позволяет наиболее полно учесть требования, пожелания потребителя, создает определенные возможности влияния потребителя на производителя продукции, в особенности если договоры заключаются на длительные сроки.
Особый способ реализации товаров — случаи, когда потребитель вступает в отношения по приобретению продукции не непосредственно с изготовителем, а при помощи различного рода посредников. Участие посредников в реализации продукции, в поиске нужных друг другу предпринимателей с противоположными взаимодополняющими интересами — непременный атрибут рыночной экономики.
Посреднические организации могут выполнять не только
функции посредника как таковые, но и некоторые производственные функции: доведение продукции до нужного потребительского уровня, подсортировка, оригинальная упаковка и т.д. Сравнительно новой формой торгово-посреднической организации являются торговые дома. Торговые дома — крупные оптово-розничные предприятия, создаваемые в различных организационно-правовых формах. Они осуществляют не только торговлю, но и другие тесно связанные с ней виды деятельности.
Широко распространенной в международной (а в последние годы и внутри страны) торговле, особенно машинами и оборудованием, является такая форма реализации продукции, как аренда (арендные сделки — лизинг). Прежде всего это объясняется теми возможностями, которые предоставляет форма аренды для финансирования покупки машин и оборудования.
В лизинговых операциях, как правило, присутствуют три стороны: производитель (поставщик машин и оборудования), финансирующая сделку организация (арендодатель - лизингодатель) и тот, кто использует в своих интересах арендованное имущество (арендатор-лизингополучатель)
Большинство лизинговых договоров заключается на базе типовых договорных форм, которые разрабатываются лизинговыми фирмами.
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в данном случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
Таким образом, основная обязанность лизингодателя — передача лизингополучателю (арендатору) машин или оборудования, сданных в аренду в соответствующем месте и в согласованный срок. Взаимоотношения сторон в части несения расходов, обязанностей доставки, а также распределения рисков случайной порчи или гибели предмета аренды определяются в договоре, как при договоре купли-продажи.
При лизинге владелец оборудования (лизингодатель) передает его пользователю (лизингополучателю) на определенный период времени, а затем оборудование переходит в собственность последнего с уплатой заранее оговоренной суммы, составляющей остаточную стоимость оборудования.
В договоре предусматривается право арендатора на продление срока аренды либо на покупку арендованного имущества.
Один из наиболее привлекательных способов реализации товаров — аукционы. Аукцион — способ продажи товаров с публичного торга покупателю, который предложит наивысшую цену Аукционы, как правило, организуются специально на то уполномоченной организацией либо самим продавцом. Если аукцион проводится через организацию, то она в данном случае выступает в качестве комиссионера.
Организуются и международные товарные аукционы — международные рынки по продаже в заранее назначенном месте и в обусловленное время путем публичных торгов (лотов), предварительно рассмотренных или дегустированных товаров, покупателю, предложившему наивысшую цену.
Важную роль в рыночной экономике, связанную с реализацией продукции и товаров, играют ярмарки. Ярмарка — ежегодный рынок — представляет собой периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги, рынки товаров, т.е. одну из форм торговли. На ярмарках торгуют как наличным товаром, так и по образцам товаров. Ярмарки бывают: всемирные, международные, региональные, национальные и местные.
2.3. Состояние и перспективы развития мировых товарных рынков
На протяжении 1999 г. мировые товарные
рынки развивались под воздействием улучшения
общехозяйственной конъюнктуры в ведущих
странах, расширения мировой торговли, оздоровления в валютно финансовой сфере, понижения
темпов инфляции и постепенного восстановления
уровня деловой активности в новых индустриальных странах.
Ведущими факторами, которые определяли ситуацию на основных товарных рынках, были:
- рост спроса на энергоносители - странам ОПЕК удалось в 1999 г. провести в жизнь мероприятия по ограничению жидких углеводородов. Беспрецедентный для последних десяти лет рост цен энергоносителей способствовал стабилизации или повышению мировых цен многих других сырьевых товаров, в том числе напрямую не связанных с рынками топлива;
- восстановление деловой активности в Восточной Азии, других новых индустриальных странах и некоторых государствах с переходной экономикой привело к оживлению инвестиционной деятельности. Это, в свою очередь, стимулировало спрос на товары инвестиционной группы - машины, оборудование и стройматериалы;
- умеренная инфляция и низкий уровень процентных ставок способствовали стабилизации сферы жилищного строительства и связанных с ним отраслей материального производства.