Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика -1.DOC

— 268.00 Кб (Скачать)

МРS — предельная склонность к сбережению; S  — прирост сбережений;

Yb — прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к сбережению (АРS) — доля располагаемого дохода, которую домашние хо­зяйства сберегают.

 

АРS - средняя склонность к сбережению; S -  величина сбережений;

Yb — величина располагаемого дохода.

В краткосрочной перспективе по мере роста текущего распо­лагаемого дохода АРС убывает, а АРS возрастает.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений: доход домашних хозяйств; богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; уровень цен; экономические ожидания;  величина потребительской задолженности; уровень налогообложения.

Если потребительские расходы, как первый компонент со­вокупного спроса, относительно стабильны, то второй компо­нент — инвестиции, наоборот, изменчивы.

Основные типы инвестиций: производственные инвестиции; инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ); инвестиции в жилищное строительство.

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид: I = е – dR, где

I - автономные инвестиционные расходы; е - автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.); R — реальная ставка процента; d - эмпирический коэффициент чувствительности инвести­ций к динамике ставки процента.

Факторы, определяющие динамику инвестиций: ожидаемая норма чистой прибыли;  реальная ставка процента; уровень налогообложения; изменения в технологии производства; наличный основной капитал; экономические ожидания; динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции до­полняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Так как инвестиции финансируются из пред­принимательской прибыли, а последняя растет с ростом сово­купного дохода Y,  то и инвестиции увеличиваются с ростом Y. При этом с ростом совокупного дохода возрастают не только собственно производственные инвестиции, но и инвестиции в товарно-материальные запасы и в жилищное строительство, так как на подъеме экономики увеличиваются стимулы к пополне­нию истощившихся запасов капитала и повышается спрос на жилые дома.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции:  I = е – dR +  Y,  где у — предельная склонность к инвестированию; Y — совокупный доход.

Предельная склонность к инвестированию — доля прироста

расходов на инвестиции в любом изменении дохода:  

I — изменение величины инвестиций; Y— изменение дохода.

Основные факторы нестабильности инвестиций: продолжительные сроки службы оборудования; нерегулярность инноваций; изменчивость экономических ожиданий; циклические колебания ВВП.

Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловлива­ет колебания фактического объема производства вокруг потен­циального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы величине NAIRU. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону пони­жения. Поэтому циклическая безработица, имеющая вынуж­денный, а не добровольный характер, является экономической закономерностью.

 

1.2.           Фактические и планируемые расходы. Крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства

 

Чтобы избежать значительных потерь от спада производст­ва, необходима активная государственная политика по регули­рованию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую экономи­ческую теорию часто называют теорией совокупного спроса.

Фактические инвестиции включают в себя как запланирован­ные, так и незапланированные инвестиции. Последние представ­ляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товар­но-материальные запасы (ТМЗ). Эти незапланированные инве­стиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир плани­руют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отлича­ются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запа­сы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.

Функция планируемых расходов Е = С + I + G + Xn|, изо­бражается графически как функция потребления С = a + b(Y-Т), которая "сдвинута" вверх на величину I + G + Xn.

В данном случае для простоты анализа предполагается, что величина чистого экспорта автономна от динамики совокуп­ного дохода Y.  Поэтому чистый экспорт полностью включается в величину автономных расходов  (а + I + G + Xn).

Величина автономных расходов будет равна (а + I + G + g) с учетом функции чистого экспорта:

Xn = g – m  Y, где

Xn — чистый экспорт; g — автономный чистый экспорт; m — предельная склонность к импортированию; Y - доход.

Предельная склонность к импортированию — доля прироста расходов на импортные товары в любом изменении дохода:

М - изменение расходов на импорт; Y — изменение дохода.

С ростом совокупного дохода увеличивается импорт, так как потребители и инвесторы увеличивают свои расходы на по­купки как отечественных, так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит непосредственно от величины ее совокупного дохода Y, а зависит от динамики совокупного до­хода страны, ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависи­мость между динамикой совокупного дохода данной страны Y и динамикой ее чистого экспорта Xn, отрицательна, что и фикси­руется знаком "минус" в функции чистого экспорта.

Очевидно, что линия планируемых расходов пересечет ли­нию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (то есть линию Y = Е), в какой-то одной точке Л (см. рис. 2.2). Приведенный чертеж получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инве­стиций и сбережений. В точке A, где доход равен планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, то есть устанавливается макроэконо­мическое равновесие.

Если фактический объем производства Y1 превышает рав­новесный Y0, то это означает, что покупатели приобретают то­варов меньше, чем фирмы производят, то есть AD<AS.  Нереа­лизованная продукция принимает форму ТМЗ, которые возрас­тают. Рост запасов вынуждает фирмы снижать производство и занятость, что в итоге снижает ВВП. Постепенно Y1 снижается  до Y0, то есть доход и планируемые расходы выравниваются. Соответственно достигается равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (т.е. АD = AS).

Наоборот, если фактический выпуск Y2 меньше равновес­ного Y0 то это означает, что фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести, то есть AD>AS. Повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокращения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В итоге ВВП постепенно возрастает от  Y2 до Y0 и вновь достигается равновесие АD = AS.

 

1.3.           Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автоном­ных расходов. Рецессионныи и инфляционный разрывы. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели АО-А8 и Кейнсианского креста.

 

Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соот­ветствии с изменением величины любого компонента совокуп­ных расходов: потребления, инвестиций, государственных рас­ходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих ком­понентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и спо­собствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение лю­бого из компонентов совокупного спроса сопровождается спа­дом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

A =   (a + I +G + Xn)

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода   Y благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изме­нения равновесного ВВП к изменению любого компонента ав­тономных расходов.

                                                            

где,  m - мультипликатор автономных расходов;   Y— изменение равновесного ВВП;  A — изменение автономных расходов, независимых от ­           динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, это однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП. Если, на­пример, автономное потребление увеличивается на какую-то величину   СА, то это увеличивает совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величи­ну МРС х  СА. Далее совокупные расходы и доход снова возрас­тают на величину МРС х  СА и так далее по схеме кругооборота "доходы-расходы". Возникает цепочка:

СА     АD     Y      C    AD   Y    C    AD    Y

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход У многократно реагирует на первоначальный импульс  CA , что и отражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в вели­чинах  С, I, G  или Хn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливаю­щим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание сис­темы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС). Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y фи­нансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект супер­мультипликатора.

Рецессионный разрыв — величина, на которую должен воз­расти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повы­сить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y (см. рис. 2.3), то это означает, что совокуп­ный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недоста­точны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равно­весие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить пол­ную занятость ресурсов, необходимо простимулировать сово­купный спрос и "переместить" равновесие из точки A в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода    Y составляет:                                     

                        Величина                           Величина

            Y  =     рецессионного       х        мультипликатора

                       разрыва                             автономных расходов

 

Инфляционный разрыв — величина, на которую должен со­кратиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы сни­зить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 (см. рис.2.4) больше потенциального Y*, то это означает, что сово­купные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрас­тает потому, что фирмы не могут расширять производство аде­кватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдер­живание совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом со­кращение равновесного совокупного дохода    Y составляет:

                           Величина                           Величина

            Y  = -  инфляционного       х        мультипликатора

                           разрыва                         автономных расходов

 

Парадокс бережливости — попытка общества больше сбе­регать оборачивается таким же или меньшим объемом сбереже­ний. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сбе­регать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.

Экономика стартует в точке А В ожидании спада домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: гра­фик сбережений перемещается от S  до  S, а инвестиции оста­ются на том же уровне I. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликато­ра и спад совокупного дохода от Y0 до Y1. Так как совокупный доход Y снизился, то и сбережения в точке B окажутся теми же, что и в точке A.

Если одновременно с ростом сбережений от S до S возрас­тут и запланированные инвестиции от I до I, то равновесный уровень выпуска остается равным Y0 и спад производства не возникнет. Напротив, в структуре производства будут преобла­дать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уро­вень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относитель­ном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограни­чений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов