Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика -1.DOC

— 268.00 Кб (Скачать)

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфля­ционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска (с эффектом муль­типликатора) ограничивают давление инфляции спроса — со­вокупный спрос снижается от АD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от P1  до P2.

Модель Кейнсианского креста не позволяет иллюстри­ровать процесс изменения уровня цен P, так как предполага­ет фиксированные цены. Крест Кейнса конкретизирует мо­дель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с "жесткими" ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономи­ческой политики, связанных с ростом или снижением уров­ня инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      ТОВАРНЫЙ РЫНОК

 

3.1 Понятие товарного рынка. Взаимозаменяемость товаров.  Границы товарного рынка

 

      Основополагающие принципы рыночной экономики – состязательность, соперничество, конкуренция. Аналогичные процессы наблюдаются в живой природе: принцип естественного отбора более жизнеспособных особей среди животных – это тоже конкуренция. Более сильные деревья в лесном массиве получают больше солнечного света и влаги, чем находящиеся  в их тени деревья, которые чахнут от недостатка воды и света. Это сходно с целевыми установками того субъекта рынка, который занимает на нем более значимую долю и стремится к монопольному положению.

              В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция – явление нечастое. Преимущества монопольного положения  настолько притягательны, что стремление к единоличному захвату рынка, вытеснению конкурентов для получения монопольно высокой прибыли становиться объективной тенденцией. Рыночная стихия порождает монополию  в форме различных объединений и горизонтальных соглашений, поэтому если эти рыночные отношения не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Теперь стало аксиомой, что нерегулируемых рынков нет. Поэтому борьба со  стихийным развитием рыночной экономики, с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции – одни из главных задач государства в большинстве стран мира. В России эти функции в настоящее время возлагаются на Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, главная цель которого – не непосредственное вмешательство государственных органов в экономику, а корректировка отклонений в саморегулирующихся процессах развития.

              Целям защиты рыночной конкуренции служит конкурентное право. Оно обеспечивает не только законные права и интересы отдельных субъектов рынка, конкурирующих между собой, но и ту систему условий и правил борьбы, в которых развивается соперничество изначально равных по возможностям сторон и в которых проигравшая сторона должна уступить место более сильной, а сильная – не применять недозволенных методов борьбы.

              Субъекты рынка — предприятия, организации и их объединения — кон­курируют за получение наиболее выгодных условий предпринимательст­ва, за минимизацию издержек производства и обращения путем внедрения новейших технологических и иных достижений, формирования и под­держания спроса на свою продукцию разнообразными мерами информа­ционного, в том числе рекламного, воздействия.

Таким образом, применительно к рассматриваемым закономерностям конкуренции товарный рынок можно определить как некую предметную область, в которой складываются два типа отношений: конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, а также этих субъектов с поставщи­ками сырья, материалов, иных ресурсов и потребителями продукции (то­варов, работ, услуг). Эти отношения регулируются многими законами, в том числе и конкурентным законодательством. Кроме того, в определенных слу­чаях, о которых уже было сказано, в отношения конкуренции вмешивает­ся государство в лице органов законодательной, судебной и исполнитель­ной власти.

В Законе о конкуренции понятие «товарный рынок» определяется как «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменя­емых товаров на территории Российской Федерации или ее части, опре­деляемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами». Иными словами, товарный рынок — часть воспроизводст­венного цикла, которая отличается как от производства, так и от потребления и охватывает отношения обмена товаров (работ, услуг) на деньги, в  которые вступают продавец (исполнитель) и покупатель. Для установле­ния факта товарообмена важно определить, кто является собственником товара и в какой момент происходит переход прав собственности от одно­го участника сделки к другому (от продавца, исполнителя к покупателю).

Это определение дает значительный простор для установления гео­графических границ товарного рынка: «на территории Российской Федера­ции или ее части». Любая часть территории Российской Федерации может быть признана товарным рынком с точки зрения его географических гра­ниц. Не следует считать это чрезмерным допущением, дающим право сво­дить географические границы рынка к сколь угодно малым размерам. Географические границы товарного рынка обусловлены географичес­кими (природными), экономическими, технологическими, администра­тивными условиями, ограничивающими возможность покупателей приоб­рести товар в рамках определенной территории. Выход за пределы этой территории существенно повышает издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Географические границы рынка определяются по принципу признания покупателями доступности товаров.

Для понимания границ того или иного рынка важно уяснить пределы взаимозаменяемости товаров — продуктовых границ товарного рынка. При этом в зависимости от спроса конкретного потребителя (группы потреби­телей) пределы взаимозаменяемости могут существенно варьироваться. Так, одна теплоэлектростанция при недостатке угля имеет технологическую возможность перейти на мазут, а другая — нет; одна группа пациентов мо­жет применять заменяемые лекарства, а другой заменитель по разным причинам противопоказан.

При определении границ товарного рынка наиболее сложен вопрос вза­имозаменяемости товаров. С точки зрения потребителя женские модель­ные туфли зеленого цвета 37-го размера на высоком каблуке не могут быть заменены на обувь другого фасона, цвета и размера. С точки зрения производителя на той же технологической линии, где производятся упомяну­тые туфли, можно изготовить широкий ассортимент модельной женской обуви любых цветов (в зависимости от цвета заготовок кожи) и форм ко­лодок при минимальной переналадке оборудования.

Продуктовые границы рынка обусловлены мнением покупателей о взаимозаменяемости или заменимости товаров по своим характеристикам, ценам и назначению (например, сливочное масло и маргарин, кирпич и сте­новые панели для строительства домов). Другими словами, в один товар­ный рынок следует включать те товары, которые большинство покупате­лей признает взаимозаменяемыми по функциональному назначению и стоимости вне зависимости от индивидуальных предпочтений, моды, си­юминутных пристрастий. Мнение покупателей является исходным, главен­ствующим в определении товарных границ рынка, но его не надо фетиши­зировать. Иначе говоря, мнение покупателей следует связывать с наиболее общими характеристиками товара, а это зависит от умения исследователя формулировать вопросы для покупателей, а также учитывать общие тех­нологические принципы организации производства. Итак, при выявлении продуктовых границ решающим будет мнение по­купателей, определенное без излишней детализации предпочтений, но и без чрезмерной их агрегации с учетом рассматриваемой ситуации и сложив­шихся традиций потребления в данное время и в данном регионе (вряд ля рос­сийские потребители в массовом порядке отделили бы рынок бананов от рын­ка других фруктов, но европейские потребители поступают именно так).

Рассмотренные характеристики товарного рынка (его географичес­кие и продуктовые границы) представляют рынок в статическом состоянии. Чтобы выполнить его описание, требуется собрать и проанализиро­вать значительный объем информации. Для полной оценки границ рынка, устойчивости положения на нем отдельных хозяйствующих субъектов не­обходим также анализ рыночной ситуации в динамике. Сущность этого ана­лиза можно выразить вопросом «Какой будет реакция покупателя, если на товарном рынке продавец товаров поднимет цену на них на небольшую, но существенную величину?». Небольшой, но существенной величиной принято считать повышение цены примерно на 5% по сравнению со сто­имостью товара при низком уровне инфляции, а подобные вопросы при­нято называть 5%-ными. Теоретические чистые ценовые эксперименты в зарубежной литературе описываются часто, но примеров практического использования этого способа моделирования не обнару­жено.

В «Руководстве по горизонтальным слияниям», разд. 1.0 (Horizontal Merger Guideline, USA, 1992) рынок определяется «как товар или группа товаров и географическая территория, в ко­торой он производится и продается таким образом, что гипотетическая фирма, увеличива­ющая свой доход, не подверженная ценовым ограничениям, являющаяся единственным на­стоящим и будущим производителем и продавцом этих товаров на этой территории, имеет возможность повышать цену, по крайней мере на малую, но существенную и стабильную во времени величину, при этом параметры продаж другие товаров останутся постоянными».

«Словарь промышленной экономики» («The Glossaiy of Industrial Oiganiz.ation Economics», Competition Law and Policy Terms, Paris, OECD, 1993) определяет товарный рынок как «товар или группу товаров и географическое пространство, в котором они продаются так, что не­кая фирма, стремящаяся  к увеличению дохода, являющаяся единственным продавцом этих продуктов в данном районе, может поднимать цены на небольшую, но существе иную и ста­бильную во времени величину, превышающую ранее установившийся уровень цен».

В этих формулировках содержатся необходимые элементы для анализа динамики товар­ного рынка; повышение цены и реакция покупателей. Важно иметь в виду, что рынок — это наименьшая группа товаров и географическое пространство, которые покупатель рассмат­ривает как равно заменяемые и равно доступные, когда цены на эти товары и только эти це­ны поднимаются на небольшую, но существенную величину.

Изменение цен предприятием, доминирующим на рынке (далее—до­минант), позволяет выявить те товары, которые до повышения цен поку­патель отвергал, а после повышения цен сочтет возможным приобретать как заменители. Эти прежде отвергнутые товары являются реально конку­рирующими с привычными для покупателя. Другие типы повышения цен не вызовут изменения покупательского поведения.

Малое повышение цены выделит из всей группы заменяемых продук­тов только близкие заменители. Если в рассмотрение взято большее повы­шение цены, то более далекие заменители будут ошибочно включены в тот же рынок.

Если малое, но существенное, стабильное во времени повышение це­ны только на те товары, которые контролирует доминант, не привело к из­менению покупательского поведения, то товарный рынок, его продукто­вые и. географические границы первоначально определены верно. Иными словами, если при повышении цены покупатель не смог переключиться на товары-заменители (субституты) я приобретать товар по прежней цене на другой территории, значит, наименьший по своим продуктовым и гео­графическим границам рынок определен точно.

Значительный уровень инфляции, высокие инфляционные ожидания на­селения, узость товарного ассортимента, а также ряд других факторов в странах с переходной рыночной экономикой затрудняют моделирование по­купательского поведения в ответ на возможное повышение цен доминантой.

В связи с этим заключительная часть определения товарного рынка, данного в Законе о конкуренции,— «экономическая возможность покупа­теля приобрести товар на соответствующей территории и отсутствие этой возможности за ее пределами» — на практике означает, что продуктовые и географические границы определяются исходя из условной готовности покупателя платить в настоящий момент (а не в ответ на действия доми­нанта) цену, превышающую действующую на 5%. Таким образом, вся взаимозаменяемая продукция при цене дороже исходной не более чем на 5% включается в товарный рынок. В товарный рынок также включается и дополнительная территория реализации товара, если стоимость проезда на эту территорию увеличит цену покупки не более чем на 5%.

После оценки продуктовых и географических границ рынка, состава оперирующих на нем продавцов и покупателей, их положения на этом рынке можно судить о степени развитости конкуренции, формулировать рекомен­дации о методах ее поддержания и развития.

Продуктовые границы товарного рынка. Определение продуктовых гра­ниц рынка представляет собой процедуру выявления товара (его потреби­тельских свойств) и товаров-заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей 1 (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результа­те сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется дан­ными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте това­ра (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количест­ва товара).

Первоначально устанавливается принадлежность товара к соответст­вующей классификационной группе на основании классификаторов про­дукции, услуг, видов деятельности, товарных словарей, справочников то­вароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспер­тов, материалов опросов покупателей.             

Затем товар изучается по показателям, характеризующим его потреби­тельские свойства, условия потребления (эксплуатации) покупателями, ус­ловия реализации, уровень удовлетворения спроса. Состав показателей диф­ференцируется в зависимости от вида и назначения товара.

Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса по цене, исчисляемая как отношение из­менения объема реализации товара Х в процентах к изменению цены то­вара Y в процентах за определенный период. Спрос на товар Х при увеличении цены на товар Y может и возрастать, и убывать в зависимос­ти от отношения покупателя к совместному использованию того и друго­го товара. Таким образом, перекрестная эластичность может быть и поло­жительная, и отрицательная.               

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейсеанская модель доходов и расходов