Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.
При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных.
Рыночная система - это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам. Индивидуалистический характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Одним очень повезло, и они унаследовали исключительные способности, другие обречены на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по своим физическим данным становится высокооплачиваемым спортсменом-профессионалом. Немногие становятся великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.
На величину доходов оказывают влияние: удача, связи, несчастья, дискриминация, владение собственностью, профессиональные вкусы и риск. При этом под бедностью понимается, когда основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.
Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.
Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок, сложившихся в обществе.
Проблема социальной защищенности населения
В системе социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике первостепенное значение имеет укрепление социальных гарантий, к числу которых относятся минимальная заработная плата, пенсии, пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, льготы, связанные с условиями труда, индексация доходов населения, право социальной защиты от безработицы, право на пособие по безработице, право на собственность и доходы от нее.
Система социальной защиты населения в качестве важнейшего элемента включает индексацию доходов населения. Ее назначение состоит в том, чтобы служить компенсатором ущерба, причиняемого инфляцией. В первую очередь индексации подлежат денежные доходы населения, получаемые из бюджетных источников (зарплата, пенсии, пособия, стипендии).
Различают следующие виды индексации: индексацию денежных доходов, индексацию денежных сбережений, индексацию прожиточного минимума.
Прожиточный минимум - это минимум денежных средств, необходимых человеку для поддержания его жизнедеятельности и восстановления рабочей силы. Рассчитывается прожиточный минимум на основе так называемой «потребительской корзины», в состав которой входят 19 наименований товаров первой необходимости по рыночным ценам.
Индексация доходов согласно мировой практике может осуществляться: а) автоматически и б) полуавтоматически.
Автоматическая форма индексации доходов означает, что заработная плата повышается автоматически пропорционально росту индекса (уровня) (в %- х) цен, возмещая потери полностью.
Полуавтоматическая широко применяется в странах ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества, куда входят 12 стран Европы). Ее суть заключается в том, что на уровне страны в целом правительство принимает решение о рекомендуемом росте заработной платы с учетом предполагаемого роста цен. Затем предприятия (фирмы) реализуют это решение правительства при заключении коллективных договоров с работниками своих предприятий.
В начале ХХ века итальянский ученый Вильфредо Парето (1848 - 1923 гг.) установил, что при распределении доходов по его величине проявляется существенное неравенство. Американский статистик и экономист Макс Лоренц (1876 - 1959 гг.) отразил данное неравенство распределение доходов с помощью так называемой кривой Лоренца, которая приводится в экономической литературе для более наглядной иллюстрации распределения доходов населения.
2. Региональная политика
Региональная политика как составная часть общей политики государства направлена на эффективное использование региональных факторов хозяйствования для устойчивого социально-экономического развития страны. Цели региональной политики Республики Казахстан заключаются в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективного использования ресурсно-производственного потенциала каждого региона, района на основе рационального разделения труда и формирования принципов территориального самоуправления.
Существует большая дифференциация среди регионов по многим показателям: водным ресурсам; промышленному или сельскохозяйственному потенциалу; самообеспеченности распределения природных и людских ресурсов. Сохраняются различия в оплате труда и пр.
Исходя из объективно обусловленных различий, регионы Казахстана делятся на четыре группы:
Первая группа – Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, частично Кызылординская, Жамбылская области. Это регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера (в основном углеводородных) и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрироваться в мировое хозяйство, но имеющие нерациональную структуру хозяйства.
Приоритеты этой группы – интенсивное освоение богатых месторождений стратегического (углеводороды), а также другого вида сырья (хромиты, калийные соли, бораты, никель, кобальт и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного сырья; создание высокоразвитой производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Вторая группа – Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области. Данные области характеризуются высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией в отраслях тяжелой индустрии, достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств и, в основном, самообеспеченностью финансовыми ресурсами.
В числе приоритетов группы – организация выпуска новой наукоемкой продукции, средств электроники, информатизации, автомобилестроения (Павлодарская и Карагандинская области); новых композитных, сверхчистых, сверхпроводящих материалов (Карагандинская, Восточно-Казахстанская области); развитие лазерной технологии, выпуска приборов и систем автоматизированного управления (Северо-Казахстанская область).
Третья группа – Северо-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская области. Агропромышленные комплексы этих областей признаны ведущими в формировании производственного фонда республики.
Приоритетные направления социально-экономического развития регионов третьей группы – продолжение курса на реформирование разнообразных форм собственности; эффективная специализация производства сельхозпродукции.
Четвертая группа – сельские районы Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей, т.е. депрессивные регионы с экстремальными почвенно-климатическими, социально-экономическими технологическими условиями, жестко лимитирующими возможность экономического маневра.
Приоритеты для четвертой группы – предотвращение процесса углубления экологического кризиса; коренная реконструкция хозяйственного комплекса с учетом использования местных ресурсов, опыта и традиций проживающего в этих регионах населения.
Таким образом, для регионов первой группы важна система государственной поддержки в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов.
В регионах второй группы методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройке экономики через широкую приватизацию.
В регионах третьей группы экономические рычаги и стимулы будут концентрироваться на продолжении курса по реформированию сельхозпроизводства, развитию разнообразных форм собственности.
Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся методы госрегулирования, а именно: оказание финансовой помощи под определенные проекты с последующим строгим контролем за их использованием.
Такой подход к решению региональных проблем управления может быть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивно развивать местные хозяйства, стабилизировать региональную экономику.
Итак, основными задачами региональной политики являются:
1. Формирование региональной пространственной структуры экономики. Совершенствование ее территориальной организации, постепенное сглаживание межотраслевых и внутриотраслевых диспропорций регионального хозяйства, создание межрегиональной инфраструктуры.
2. Обеспечение ресурсно-сырьевой сбалансированности производственного комплекса, сохранение (восстановление) экологического и экономического равновесия, более эффективное использование социально-технических и природных ресурсов территорий.
3. Выравнивание неоправданных различий в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состояния экономики и социальной сферы в слаборазвитых регионах.
Повышение роли регионов и их органов власти в развитии государства имеет не локальное значение, а является мировой тенденцией, которая обусловлена рядом обстоятельств:
- решающая роль закрепляется за социальными аспектами, за человеческим фактором;
- существенно возрастает территориальная взаимосвязь;
- повышается мобильность трудовых ресурсов;
- усложняется производственная инфраструктура и инфраструктура региона;
- углубляется территориальное разделение труда, все большее значение приобретает его международный аспект.
Взаимоотношения между центром и регионами должны быть стабильными в среднесрочной перспективе и нацелены на поощрение развития реального сектора, что обеспечить занятость населения, приведет к расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, к увеличению доходов областей.