Лекции по "Основы экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций

Описание работы

Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.

Работа содержит 1 файл

Лекции дисц. ОЭТ.doc

— 1.37 Мб (Скачать)
y">Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

 

Предпринимательская деятельность государства

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20-25 процентов национального достояния.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 проц. вместо 5-10 проц. в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государства выступают по отношению частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

 

 

2. Денежно-кредитная система

 

Кредитно - банковская система - это совокупность кредитно - банковских учреждений, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитно - банковская система состоит из банков первого и второго уровней. К банкам первого уровня относится Национальный банк, который наделен правом эмиссии (выпуска) денежных знаков. Все остальные банки относятся к банкам второго уровня, которые по характеру своей деятельности делятся на – сберегательные, коммерческие, инвестиционные, инновационные (кредиты на обновление техники), венчурные (рисковые) - кредиты выдаются на разработку новых идей, открытий и их материализацию, ипотечные (в сельском хозяйстве под залог имущества).

Рыночная система предполагает существование финансового рынка, который состоит из ссудного рынка - рынка капиталов, валютного рынка и рынка ценных бумаг.

Ссудный рынок - это часть финансового рынка, где объектом реализации являются временно свободные денежные средства, предоставляемые во временное пользование участникам воспроизводственного процесса на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредиты могут предоставлять и различные фонды: пенсионные, страховые, валютные. В экономической науке их называют «небанковскими» банками.

По срочности кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный кредит предоставляется на срок до одного года для формирования оборотных средств. Среднесрочный кредит предоставляется предприятиям на два- пять лет для нового строительства, технического перевооружения и реконструкции производства. Долгосрочный кредит выдается сроком до десяти и более лет на капитальное строительство в сфере производства и населению на строительство жилья, садовых (дачных) построек.

Основным источником доходов банковских учреждений являются проценты по выдаваемым ими ссудам. Сумма процентов, полученная по выданным ссудам, вместе с доходами от других возможных операций за вычетом расходов банка - составляет прибыль банка. Банковская прибыль - это разность между процентными ставками по кредиту и процентными ставками по депозиту

Операции, приносящие банку доход, называются активными, а операции, связанные с привлечением денежного капитала,  - пассивными. Банковские ресурсы включают собственные капиталы и вклады (депозиты), принадлежащие клиентам.

К числу активных операций банков относят: вексельные, подтоварные и фондовые. Главными считаются вексельные операции. Предприниматели, имеющие на руках векселя (долговые обязательства), бывают вынужденными превращать их в наличные деньги до истечения срока уплаты, что и осуществляется банками посредством вексельных операций. В этом случае банк покупает вексель у его владельца, выдавая последнему обозначенную на векселе денежную сумму за вычетом так называемого учетного дисконтного процента. Другими словами, цена векселя определяется банком, которая будет меньше, обозначенной на нем суммы. В этом случае говорят, что вексель дисконтируется, например:  P = S - D, где S -номинальная сумма векселя, P - его цена, а процентный доход банка называется дисконтом. (D).

Подтоварные операции банков заключаются в выдаче ссуд под залог товаров или товарных документов. Фондовые операции - это операции с ценными бумагами: акциями и облигациями.

В последние 10 - 15 лет в деятельности банков особое значение приобрели новые формы операций такие как: лизинг, факторинг и траст.

Лизинг (термин английского происхождения) означает предоставление или взятие во временное пользование в аренду имущества: машин, оборудования, зданий, сооружений.

Лизинговая компания приобретает подобное имущество с целью предоставление его фирме - арендатору сроком на 5 - 8 лет, которая погашает задолженность по мере использования имущества.

Факторинг представляет собой форму финансово - коммерческих услуг, при которых банк покупает у своего клиента права на получение денег у его должника. За оказание данных услуг банк взимает комиссионное вознаграждение. Факторинг является одним из существенных источников доходов банка.

Траст - это одна из форм банковских операций. Сущность трастовых операций заключается в том, что банк  по поручению клиента выступает в качестве его доверенного лица. По договоренности банк управляет финансами своего клиента, вкладывая его средства в акции, облигации  и иные ценные бумаги.

 

3. Финансовая система

  

Финансы - это денежные ресурсы того или иного общества, предназначенные для обеспечения всего воспроизводственного процесса и развития рыночной экономики. В любом государстве в структуру денежных ресурсов входят государственные финансы, финансы хозяйственных систем, финансы предприятий (фирм) и финансы населения.

1. Государственные финансы - это денежные средства, предназначенные для управления общественным хозяйством, для обороны, охраны законности и правопорядка, обеспечения социальных гарантий населения. Сюда входят: государственный бюджет, банковский и государственный кредит, фонд стабилизации экономики, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, валютный фонд, финансы государственных общественных организаций, финансы министерств и ведомств.

2. Финансы хозяйственных систем (государственных и негосударственных) - это денежные средства объединений, трестов, ассоциаций, акционерных обществ, холдингов, компаний, концернов, консорциумов, картелей.

3. Финансы предприятий (государственных и  негосударственных) включают в себя собственные и заемные средства, а также  денежные средства различных фондов: развития производства, амортизационного, науки и техники, социально-культурного развития и материального поощрения, а также резервного и страхового фонда.

4. Финансы населения - денежные средства, формирующиеся на основе трудовой, хозяйственной и иной деятельности (зарплата, дивиденды по акциям, проценты по банковским вкладам и паевым взносам). Средства, хранящиеся в сберегательных и иных банках, привлеченные государством в накопительные фонды, системой государственных и негосударственных страховых организаций и с помощью займов. Данная  структура образует финансовую систему, функционирование которой порождает целый ряд экономических отношений, посредством которых осуществляется аккумулирование (накопление), распределение и использование денежных ресурсов  как на нужды развития производства, так и на социальные нужды.

Информация о работе Лекции по "Основы экономической теории"