Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:48, курс лекций
Цель данного курса – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к экзамену. Изучение программных вопросов экономической теории помогут студентам глубже понять содержание экономической политики государства, а, следовательно, более активно участвовать в ее осуществлении.
Какие же функции выполняют финансы?
В условиях рыночных отношений финансы выполняют четыре функции: распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную.
Распределительная функция финансов состоит в том, что распределение подавляющей части национального дохода осуществляется бюджетом для развития общественного хозяйства, на социально-культурные нужды, государственное управление и оборону. Бюджетное распределение дополняется рыночным за счет свободных средств предприятий и населения.
Регулирующая функция финансов проявляется в косвенных методах регулирования экономического развития, применяемых государством помощью налогообложения, кредитной политики, предоставления различного рода экономических льгот и дотаций.
Стимулирующая функция. Финансы стимулируют экономическое развитие предприятий и их эффективность.
Контрольная функция финансов проявляется в систематической проверке за целевым использованием, назначением предоставляемых финансовых средств.
Государственный бюджет и государственный долг.
Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, то есть основным финансовым планом государства, - это баланс доходов и расходов государства. Термин бюджет происходит от французского слова «budget», что означает распределение доходов и расходов.
В случае если расходы превышают доходы, то возникает бюджетный дефицит. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо либо увеличивать доходную часть, либо уменьшать расходную часть государственного бюджета. Если этого государство сделать не сможет, и расходы по-прежнему превышают доходы, то тогда, чтобы покрыть разницу между расходами и доходами бюджета, государство прибегает к заимствованию денежных средств у национального банка, заимствует сбережения населения, хранящиеся в банке, а также средства страховых обществ. Данная заимствованная сумма называется государственным долгом, внутренним государственным долгом. Если государство заимствует денежные средства за рубежом, то образуется внешний государственный долг.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Общая экономическая теория: Учебник/ Под ред. У.К.Шеденова. - Алматы; Актобе: А-Полиграфия, 2009.
2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории, Микроэкономика,Макроэкономика.
Дополнительная
3. Экономическая теория: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. - 5-е изд. доп. и перераб. - Киров: АСА, 2003.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие цели преследует государственное регулирование экономики?
2. Какова роль налогов в государственном регулировании экономики?
3. Чем определяются границы эффективности государственного регулирования экономики?
Глоссарий
1. Государственное регулирование рынка - вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем.
2. Дирижизм - форма государственного регулирования экономики через политику налогов, развития инфраструктуры и т.д.
3. Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
ТЕМА 16. СОЦИАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Цель лекции
Усвоить что такое социальная политика, что такое жизненный уровень населения, как формируются доходы населения, какие основные проблемы социальной политики решаются в Казахстане, каковы особенности проведения региональной политики.
Ключевые слова
Государственная политика; социальная политика; перераспределение доходов; социальная защита; социальное планирование; государственная региональная политика; демографическая политика.
Основные вопросы
1. Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели
2. Региональная политика
Содержание лекции
1.Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.
Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Не нужно знать экономических законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизни имеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике пишет: "...если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц, и каждый год не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоит из святых" (т. 2, стр. 95). Там, где такой поток устойчив и обширен, там совсем другая жизнь. Хотя богатые тоже плачут.
Во всех государствах современного мира, как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветием реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства - все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами разительна. Особенно наглядно идет процесс расслоения населения на богатых и бедных на территории бывшего СССР.
В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.
Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к "испеченному пирогу" всех слоев населения по принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что "стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.
Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого "пирога" общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Но увеличение "пирога" не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других.
В ХХ веке в развитых странах Запада и США все большее распространение получали взгляды, возлагаемые на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. И в реальной жизни населения этих стран распределение доходов осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Слагаемые доходов населения
После ознакомления с заработной платой, прибылью от предпринимательства и от собственности мы можем достаточно полно представить каналы поступления доходов населению различных государств. В странах Запада все доходы подразделяются на две большие группы:
а) доходы, получаемые от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль);
б) условно называемые "нетрудовые доходы", приобретенные на законном основании (дивиденды, проценты по вкладам, доходы от собственности, в том числе от сдаваемого в наем жилья, а также получаемые от государств пособия и выплаты, не зависящие непосредственно от трудовых затрат).
Для нас непривычно объединение в одну группу заработной платы и прибыли. Доходы от предпринимательства ассоциируются в нашем сознании с эксплуатацией наемного труда капиталом. Между тем предприниматель любой формы узаконенного бизнеса напряженно трудится и его доход является платой за его знание и умение принимать рациональные решения.
Требует пояснения и категория "нетрудовых доходов", приобретенных на законном основании. В большинстве своем они выступают как плата за прошлый труд. К какой категории отнести проценты по вкладам в банки и сберегательные кассы, если члены семьи в течение многих лет, в ущерб сегодняшнему благополучию, часть своей заработной платы помещали на открытые в финансовых учреждениях счета? При этом каждая семья преследовала определенную цель и имела разные возможности. Кто-то имел возможности приобрести акции, облигации. Можно ли считать нетрудовым доходом, если домовладелец, построивший на свои (или дедовы) сбережения и преимущественно собственными руками дом, впоследствии сдаст комнату или две квартиросъемщику за плату? Разносчик газет и чистильщик сапог, благодаря своей разворотливости и умению, выбились в миллионеры, стали писателями, крупными бизнесменами, государственными деятелями и на склоне лет живут на проценты (ренту) на заработанный капитал. К какой категории отнести их доходы? По теории Маркса, капитал независимо от источников его первоначального накопления представляет собой сгусток прибавочной стоимости, выколоченной из наемного рабочего. Ну а как быть с теми предприимчивыми людьми, которые в тяжелейших условиях добирались до золотых россыпей на необжитых землях и до изнеможения промывали золотоносный песок?
Первую попытку применить трудовую теорию стоимости к решению данной проблемы предприняли классики английской политической экономии. К. Маркс продолжил это учение и создал теорию прибавочной стоимости, как стоимости, создаваемой трудом наемных рабочих сверх стоимости своей рабочей силы и безвозмездно присваиваемой капиталистом. По Марксу: прибавочная стоимость "питает" всех предпринимателей и собственников факторов производства, выступая на поверхности общества в виде прибыли, ренты и процента. Другими словами тайна обогащения заключена в экономическом отношении "бизнесмены-работники".
Сторонники неоклассического направления в экономической теории считают, что прибыль есть результат взаимных усилий владельцев всех факторов производства. Одни используют свое право владения, пользования и распоряжения вещественными условиями производства, другие - рабочей силы. Так что проблема прибыли и обогащения продолжает оставаться нерешенной.
Видимо не так просто отнести те или иные виды доходов к "трудовым" и "нетрудовым". Западная статистика имеет возможности учитывать доходы, приобретенные на законном основании. Каждый домохозяин и гражданин заполняет ежегодно декларацию о своих доходах, и допущенная неточность строго карается законом. Нередко ведение учета по формированию доходов поручается тем финансовым учреждениям, в которых открыты счета налогоплательщиков. Население бывшего СССР ни экономически, ни нравственно пока не подготовлено к заполнению деклараций о своих доходах.
Утвердившаяся практика группировки доходов здесь во многом построена по классовому принципу: а) трудовые доходы работников (заработная плата, премии и другие добавки к заработной плате); б) доходы от предпринимательства (прибыль); в) социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.); доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.).
Доходы от ранее накопленной стоимости наша статистика не учитывает, а в экономической теории продолжает господствовать утверждение, что в переходной экономике основной формой распределения дохода пока выступает распределение по труду. И это в то время, когда значительная часть населения вышла на улицы городов, и торгует кто чем может, а самая образованная часть населения: работники науки, культуры, здравоохранения, образования по уровню своего дохода отброшена на последнее место.
Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более "активно" участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов, и проявляли "осторожность" в расходовании средств.