Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:21, курс лекций
Экономика – одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества, с которой связано производство и удовлетворение потребностей в материальных и духовных благах. Экономическая теория бывает:
- нормативной (обеспечивает должное поведение экономических субъектов)
- позитивная (описывает и объясняет процессы производства и обращения)
Издержки альтернативных возможностей
– создатель Визер.Все издержки
становяца альтернативными-
Издержки альтернативные=И.т.к.
№20.Издержки производства, стоимость и цена. Издержки и доходы. Издержки и прибыль. Альтернативные издержки. Издержки производства и цена предложения.
стоимость товара по величине равняется издержкам, или затратам на их производство. Издержки включают в себя затраты труда, капитала и земли. Причем каждая из затрат соотносится с соответствующими доходами: заработанной платы, прибылью, рентой. Равенство суммы доходов и суммы издержек получило название догма Смита. Издержка прибыли – стоимость издержек на постоянный капитал. Прибыль рассматривается не в качестве элемента возмещения, а как доход сверх всей совокупности издержек на производство данного товара. Издержка стоимости - совокупность всех доходов, чтобы ее найти, надо сложить все доходы. В издержки дохода входит один тип – з/п как издержки предпринимателя на покупку рабочей силы. Издержки использования включают в себя затраты на предметы труда, дополнительные издержки – амортизацию основного капитала, или величину стоимости, отражающую износ средств. Цена предложения представляет собой как сумма непосредственных и добавочных издержек, издержек риска и издержек на оплату процентов. Альтернативные издержки связывают закон спроса и принципы, управляющим предложением. Альтернативные издержки – предполагает ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используются для производства данного блага. Реальные издержки – производство данного товара труда.
№21. Три закона производительности (отдачи). Предельные издержки, предельная производительность, предельный продукт и доход.
Предельная производительность труда выражается в виде определенного кол-ва продуктов, произведенным дополнительным рабочим. Предельные издержки – приростные или дополнительные затраты, необходимые для выпуска дополнительной единицы продукции по отношению к уже имеющемуся объему производства. Предельный продукт – это продукция полученная в результате увеличении любого ресурса на единицу при неизменной величине всех остальных ресурсов или факторов, т.е при прочих равных условиях. Факторы: техника, наука, квалификация работников не смотря что это стоит денег отдача с лихвой перекрывает издержки на приобретение. Снижение цен на эконом. Ресурсы. Снижение цен позволяет на одни и те же средства выпустить больше продукции. Экономическая политика, повышение налогов ведет к расширению предприятия выпускаемой продукции.
3 закона производительности (отдачи):
1) закон «возрастающей
отдачи» при увеличении
2) закон «постоянной
отдачи»-возможны случаи, при дальнейшем
увеличении объёма
3)закон «убывающей
отдачи»-увеличение издержек
№22. Факторы производства и виды доходов. Принцип экономического вменения.
Согласно теории факторов производства, стоимость товара создается основными факторами производства: трудом, капиталом, землей, каждый из которых в соответствии со своим вкладом приносит доход в форме то ли з/п, то ли прибыли, то ли рента. Распределение продукта между всеми владельцами факторов производства осуществляется на основе принципа вменения, согласно которому каждый агент получает долю в соответствии с производительностью принадлежащего ему фактора. Для такого распределения выступают предельная распределения выступают предельная производительность в рамках действия закона убывающей производительности фактора труда. В соответствии с законом каждая дополнительная группа рабочих обеспечивает меньшую производительность труда по сравнению с предыдущей группой рабочих, а предельной группой признается та, которая была вовлечена в процесс производства последней. Теория факторов производства особое место занимает производственная функция, устанав. Техническое соотношение между факторами производства и объемом полученной продукции. Производственная функция устанавливала зависимость межу трудом и капиталом.
№23. Концепция полезности. Предельная полезность. Первый закон Госсена
Согласно теории полезности в основе цен товаров лежит их ценность, определяемая как суждение субъектом значимости благ, находящихся в его распоряжении. Полезность благ рассматривается с точки зрения потребителя. С его позиции товары классифицируются на товары-субституты, товары относительно взаимозаменяемые, и товары которые в процессе потребления взаимно дополняют друг друга. Согласно закону убывающей полезности, ценность каждого последующего блага при наращивании его запаса падает и достигает нулевого значения в точке полного насыщения(1-й закон), предельной полезности блага, относящийся к каждой его единице. Экономическая концепция, базирующаяся на исследовании предельных полезностей потребляемых благ и их влияния на спрос, получила название предельной полезностью.
№24. Правило максимизации полезности и рационального распределения денежного дохода.
Потребителю необходимы многие блага,
возникает задача оптимизации потребительского
выбора. При недостаточности запаса
благ для полного насыщения
№25. Теория потребительского выбора. Принцип предпочтения. Кривая и карта безразличия. Бюджетная линия. Эффект замещения, эффект дохода.
Эффект дохода, эффект замещения:
Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена, на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного товара или какого-либо др.товара. Падение цены даже 1 товара оказывает влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче. Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась и заменять им др. товары, которые при этом относительно подорожали.
Кривая безразличия:
Более сложным принципом
построения кривых спроса на
ту или иную продукцию
Все соотношения кол-ва масла и сыра (АБВГД) лежащие на этой кривой для нас равноценны. Такой график называется. кривая безразличия. Взяв др. возможные варианты сочетания продукции, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных кол-вах предлагаемого товаров. Для принятия решений об улучшении выпускаемых изделий надо учитывать не только основные дополнительные затраты, но и потребительские предпочтения.
Склонность потребителя к
График изображает бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания показателей сыра и масла, сумма затрат на которые составляет 160руб
№26. Потребности и спрос Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Спрос, величина спрос и их изменение. Эластичность спроса.
Потребность – нужда, принявшая конкретную форму. Человек знает что он хочет.
Спрос – потребность подтверждаемая платежеспособностью, потребителей.
Закон спроса: понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет к росту цен. Это обусловлено тем, что функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы ранее считавшиеся в качестве постоянных.
Величина спроса – конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой.
Неценовые факторы, влияющие на рыночный спрос:
- Изменение вкусов потребителей;
- Изменение числа покупателей;
- Изменение доходов
- Изменение в ожиданиях
-Степень удовлетворения
Ценовые факторы:
- стоимость товара,
- стоимость товара-заменителя,
- заработная плата,
- инфляция
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1% и при неизменных прочих показателях, влияющих на объем спроса.
Эс=дельтаQ/дельтаЦ
Эс – эластичность спроса; дельтаQ – изменение спроса в процентах; дкльтаЦ – изменение цены в процентах.
№27. Производство и предложение. Закон предложения Ценовые и неценовые факторы, влияющие на предложение. Предложение, величина предложения и их изменения. Эластичность предложения.
Предложение – блага, поступившие
на рынок с целью продажи по
ценам, удовлетворяющим
Закон предложения: Чем выше цена тем больше предложение.
Предложение выражает функциональную зависимость между ценой и величиной предложения. Изменяется тогда, когда изменяются факторы раньше принимавшиеся за постоянные.
Величина предложения –
Эластичность предложения
Факторы влияющие на предложение: 1)изменение в себестоимости производства.2)изменение структуры производства и потребления. 3)конкуренция 4)другие источники прибыли 5)перспективные ожидания.
Неценовые факторы, влияющие на рыночное предложение:
1) изменение цен на ресурсы (снижение цен на семена и удобрения уменьшит затраты на производство пшеницы и сделает его более выгодным, В результате предложение пшеницы возрастет).
2) изменение технологии (технологическое совершенствование выращивания пшеницы тоже снижает ее себестоимость и увеличивает предложение этой продукции).
З) изменение налогов и субсидий
(их повышение сокращает
4) изменение цен на другие
товары (снижение цен на гречиху
может побудить фермеров
5) погодные условия (
6) изменение числа производителей (открытие в стране все новых и новых мини-пекарен позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хлебобулочных изделий).
№28. Рыночное равновесие и равновесная цена. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное рыночное равновесие.
Цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей. Можно сделать вывод о существовании такой зависимости между ценой , с одной стороны, и спросом и предложением – с другой. Эта зависимость выражается кривой цен спроса и кривой цен предложения.
Точка равновесия достигается путем постепенного сближения интересов продавцов и покупателей в результате движения по спирали.
Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения.
Цена предложения – минимальная цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, т.к. производство станет нерентабельным.
Мгновенное равновесие. Происходит
когда резко увеличивается
Краткосрочное равновесие. Увеличение спроса сначала вызвало увеличение цены, но мобилизованные дополнительные ресурсы позволили увеличить предложение, что повлекло за собой некоторое снижение цены, но все равно она осталась выше первоначальной цены, т.е. установилась новая равновесная точка.
Долгосрочное равновесие. Устанавливается краткосрочное равновесие, соответственно идет приток капитала, который вызывает увеличение предложения, но цена при этом снижается. Устанавливается равновесная цена ниже краткосрочной равновесной цены (спрос неизменный).
№29. Проблемы стоимости. Разграничение и общности в трактовке стоимости, ценности и цены.
Цена является денежным выражением стоимости и ценности.
Социальная природа стоимости начинается на стрдии обмена, в следствии этого выделяют два момента:
1. Признание необходимости
2. Признание общественной
И признание потребителем ценности товара является промежуточным звеном между стоимостью и рыночной ценой товара.
Т.о. может быть не оценена потребителем, и он откажется покупать этот товар. «Не всякий результат труда становится товаром, но всякий товар является результатом труда.