Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Экономика – одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества, с которой связано производство и удовлетворение потребностей в материальных и духовных благах. Экономическая теория бывает:
- нормативной (обеспечивает должное поведение экономических субъектов)
- позитивная (описывает и объясняет процессы производства и обращения)

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

- быстрое использование достижений  науки и техники

- свобода выбора и действий  предпринимателей и потребителей

- способность к удовлетворению  разнообразных потребностей

- относительно быстрое восстановление  нарушенного равновесия

Недостатки рынка:

- отсутствие стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  и общественного назначения

- отсутствие механизма защиты  окружающей среды

- неспособность сохранения невоспроизводимых  ресурсов

- отсутствие гарантий на труд

- нестабильность развития и подверженность спадам производства

Наиболее важной задачей гос-ва является создание условий для развития экономики.

 

№10. Межотраслевая конкуренция и превращение стоимости товара в цену производства.

Межотраслевая конкуренция направлена на достижение более высокой эффективности функционирования капитала и объективно ведет к выравниванию отраслевых норм прибыли. Т.е. возникновение более высокой нормы прибыли в какой-либо определенной отрасли, побуждает предпринимателей в долгосрочном периоде направлять свои капиталы в данную сферу деятельности.

Стоимость – это свойство товара удовлетворять потребности людей  и определенные необходимые  затраты  труда для создания товара, Цена – это денежное выражение стоимости. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что формирование цен происходит не в сфере производства, а в сфере реализации под воздействием спроса и предложения.

Цена = себестоимость + прибыль + НДС (цена производителя)

 

№11. Сущность трудовой теории стоимости. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.

Теория трудовой стоимости выделяет в товаре два свойства: потребительскую стоимость и стоимость. Потребительская стоимость заключается в способности товара удовлетворять те или иные потребности. Стоимость – определяется количеством овеществленного труда в товаре

И та и другая стоимости создаются  трудом, но первая – конкретным, а  вторая – абстрактным. Товар –  это результат того или иного  вида трудовой деятельности, результат  взаимодействия человека со средством производства, который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять потребности.

Труд – это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенного блага, выступающая в полезной форме. Для того чтобы произвести любое благо, необходимы конкретные условия: конкретные средства труда, предметы труда и т.д. поэтому любая трудовая деятельность это конкретный труд.  Любой товар является продуктом, но не любой продукт станет товаром. Это связано со способностью товара обмениваться на другие (меновая стоимость).

Абстрактный труд – это обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте труд. Иными словами это труд отвлеченный от его конкретной формы.

Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны он выступает в форме конкретного труда, а с другой абстрактного, который является субстанцией стоимости товара.

 

 

№12. Общественно необходимые затраты труда и общественная стоимость.

В основе рыночной цены будет лежать та стоимость, или те затраты, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, т.е. признанные обществом посредством акта купли-продажи. Такие затраты труда называются общественно необходимыми (ОНЗТ). ОНЗТ является содержанием стоимости товара, которая выраженная в деньгах, становится ценой. Стоимость как выражение ОНЗТ должна трактоваться не как затраты труда в физеологическом смысле, а как его затраты в социальном смысле.

В акте купли – продажи  потребительская стоимость приобретает общественную форму как ценность, или общественную значимость для покупателя. Общественная стоимость соответствует средним условиям производства при данном уровне развития техники и технологии, производительности и интенсивности труда.

 

№13. Закон стоимости и его регулирующая роль в рыночной экономике. Стоимость и цена, спрос и предложение.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения  вступают два лица - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, покупатель - купить товар подешевле. Следовательно, рынок - это всегда борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец, и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству - стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Таким образом, определяющим в формировании величины стоимости товаров является закон стоимости.

Сущность закона стоимости сводится к тому, что производство и обмен  товаров осуществляются в соответствии с его стоимостью и общественно  необходимыми затратами труда. Необходимо заметить, что данный закон возник на базе товарного производства и действует в любом обществе, где имеют место товарные отношения. Закон стоимости - основной закон товарного хозяйства - выражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым временем.

Закон стоимости является законом  цен, он регулирует ценообразование, составляя  его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношения цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, договорные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен. На цены сильное влияние оказывают методы их установления. Данные методы называются механизмом ценообразования.

Стоимость – это свойство товара удовлетворять потребности людей и определенные необходимые затраты труда для создания товара, Цена – это денежное выражение стоимости.

Спрос – это потребность человека в каких либо товарах или услугах подкрепленная платежеспособностью покупателя.

Предложение – это то количество товаров и услуг, которые хочет и может предложить потребитель в данное время.

 

 

№14 Производство прибавочной стоимости. Превращение денег в капитал.

Прибавочная стоимость – это часть стоимости товара, созданная работником в прибавочное рабочее время. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных благ необходимых для ее нормального воспроизводства. Такую стоимость работник создает  только за часть своего рабочего дня – необходимое рабочее время, тогда как в другую его часть, прибавочное время, работник работает безвозмездно на капиталиста. Прибавочная стоимость выступает в следующих  формах :

1)  абсолютная (прибавочная стоимость полученная в результате удлинения рабочего дня за рамки необходимого времени)

2) относительная (прибавочная стоимость  полученная в результате увеличения  прибавочного времени в рамках  существующего рабочего дня)

3)  избыточной (прибавочная стоимость полученная на отдельных предприятиях в результате более высокой производительности труда).

Норма прибавочной стоимости: = прибавоч.стоим. / переменный капитал.   

Чтобы начать процесс производства, предприниматель авансирует затраты  на приобретение средств производства (С) и наем рабочей силы (V). Следовательно авансируемый капитал (Кав) будет состоять из постоянного и переменного капитала: Кав=С+V.

Постоянный капитал – капитал который затрачивается на приобретение средств производства и который в процессе производства не изменяет величины своей стоимости, т. е. остается неизменной.

Переменный капитал -  капитал который затрачивается на приобретение рабочей силы и который в процессе производства изменяет свою величину.

Превращение прибавочной стоимости в капитал: прибавочная стоимость распадается на фонд накопления (предназначен для приобретения дополнительных производственных ресурсов – средств производства и рабочей силы) и фонд потребления (предназначен для удовлетворения личных потребностей предпринимателя, т.е. на то, что не имеет отношение к производству). С процессом накопления капитала связаны ускорение научно-технического прогресса, высвобождение рабочей силы и т.д.

 

 

№15. Превращение рабочей силы в товар и свойства товара, рабочая сила.

Рабочая сила - один из основных факторов производства. До определенного момента  данный фактор производства не имел товарной формы бытия. Собственник средств  производства был и собственником  своей рабочей силы. Однако на известном  этапе развития были созданы общественные условия для превращения рабочей силы в товар. Это стало возможным, потому что в массовом количестве (прежде всего в результате разорения мелких товаропроизводителей и общего процесса концентрации и централизации производства) появились так называемые двоякосвободные работники. Эти люди, с одной стороны, являются юридически свободными личностями (в отличие от рабов и крепостных крестьян), а с другой - они не имеют средств производства (свободны от них). Для обеспечения процесса собственной жизнедеятельности, для приобретения средств к существованию они должны отчуждать от себя (продавать на время) свою способность к труду (наниматься к собственнику средств производства). Очевидно, что в данном случае способность к труду становится объектом купли-продажи, т. е. превращается в товар.  Она обладает при этом всеми атрибуты товара - способность удовлетворять определенную потребность кого-либо (потребительную стоимость товара) и обладает стоимостью (определенным количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара, которая в дальнейшем выражается в виде зарплаты).

 

№16. Масса и норма прибавочной стоимости. Абсолютная, относительная и избыточная прибавочная стоимость

Прибавочная стоимость – это часть стоимости товара, созданная работником в прибавочное рабочее время. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных благ необходимых для ее нормального воспроизводства. Такую стоимость работник создает  только за часть своего рабочего дня – необходимое рабочее время, тогда как в другую его часть, прибавочное время, работник работает безвозмездно на капиталиста. Прибавочная стоимость выступает в следующих  формах :

1)  абсолютная (прибавочная стоимость  полученная в результате удлинения  рабочего дня за рамки необходимого времени)

2) относительная (прибавочная стоимость  полученная в результате увеличения  прибавочного времени в рамках  существующего рабочего дня)

3)  избыточной (прибавочная стоимость  полученная на отдельных предприятиях  в результате более высокой  производительности труда).

Норма прибавочной стоимости: = прибавоч.стоим. / переменный капитал. 

 

№17.Издержки производства и прибыль. Масса и норма прибыли и факторы, влияющие на них.

Следует различать:

- капиталистические издержки производства (или издержки предпринимателя)  складываются из затрат на приобретаемые факторы производства, или ресурсы(средства произв.(С) и раб.сила(V)), следовательно они представляют собой лишь часть С + V

- общественные издержки производства  c точки зрения общества в целом издержки производства включают в себя совокупность общественных затрат на произв.товара. Эти затраты складываются из затрат на средства произв. и раб.силу, а также затрат на создание прибавочной стоимости(m), поэтому они представляют  С + V + m

В целом цена продукции для предпринимателя будет складываться : С + V+Р(прибыль).

Норма прибыли выражает собой уровень  доходности, рентабельности предприятия, а поэтому необходимо знать факторы  влияющие на ее уровень:

1) прежде всего норма прибавочной  стоимости (приб.стоим / перем.капитал * 100%), чем выше она, тем выше норма прибыли.

2) находится в прямой зависимости  от кол-ва занятой раб.силы (m*V / С+V)

3) органическое строение капитала (С/V), чем выше оно, тем ниже норма прибыли

4) экономия затрат на постоянный  капитал

5) скорость оборота капитала

 

№18. Накопление капитала, его  строение. Концентрация и централизация  капитала

 

Превращение прибавочной стоимости  в капитал - есть накопление капитала. Накопление капитала происходит в процессе воспроизводства.

Источники накопления: 1) часть прибыли, вкладываемая в дополнительный капитал. 2) амортизационное отчисление. 3) часть национального дохода, используемая государством для накопления. Размер накопления зависит от величины прибыли, от пропорций, в которых прибыль делится на накопляемую и потребляемую часть. В условиях внутри и межотраслевой конкуренции накопление является условием выживания и экономическим законом рыночной экономики. Факторы накопления: 1) рост производительности труда. 2) повышение качества средства труда. 3) норма прибавочной стоимости. 4) разница между применяемой и потребляемой частью капитала.

Накопления идут на обновление оборудования, производство экспортной продукции  и выхода из кризиса. В ходе накопления структура капитала изменяется. В  этой связи различают: техническое, стоимостное и организационное строение. Технич. - соотношение между массой средств производства и  численностью рабочих, приводящих эти средства в движение. Показывает уровень развития производительных сил. Стоимостное - соотношение между стоимостью постоянного и переменного капитала. Концентрация – увеличение первоначального капитала путем капитализации части прибавочной стоимости. Концентрация ведет к увеличению как индивидуального так и общественного капитала Централизация - это слияние, вынужденное или добровольное, функционирующих самостоятельных капиталов и переход их в руки одного или группы предпринимателей. Этот процесс ведет к тому, что общественный капитал не возрастает, а перераспределяется.

 

№19. Издержки производства, стоимость и цена. Издержки и доходы. Издержки и прибыль. 
Альтернативные издержки. Издержки производства и цена предложения. Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства. Как и капиталистическая конкуренция вообще, В. к. представляет собой борьбу предпринимателей ради прибыли, за место на рынке. В. к. возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы; она ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей, усиливает анархию экономического развития, а затем, в условиях капитализма, приводит к бесчисленным банкротствам мелких, средних и даже крупных капиталистических фирм. В эпоху империализма резко усиливается, принимает иные формы (между монополиями, монополиями и аутсайдерами и др.) и носит насильственный и затяжной характер. В результате В. к. индивидуальные стоимости товара превращаются в единую общественную или рыночную стоимость.

образование рыночных цен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№20. Издержки производства, стоимость и цена. Издержки и доходы. Издержки и прибыль. 
Альтернативные издержки. Издержки производства и цена предложения. Денежное выражение затрат - представляет собой издержки производства. В процессе производства используется труд, земля, капитал. И. выступают, как исходное формирование стоимости и цены. Издержки определяюца (∑издержек = ∑доходов)

♀ Издержки включают в себя прибыль Стоимость=P=з\п +(R+Z+труда)-Факториальная прибыль; W(Стоимость)=C+V(переменный капитал)+m(факториальная прибыль). Неучитываюца затраты средств производства-это положение было названо догмой Смита, было переделано Д.Кейсоном. он называет издержки использования W=C(вводит дополнительные издержки)+V+m.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"