Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:13, курс лекций

Описание работы

1. Теоретические основы рыночной экономики
3. Фирма – основной институт в рыночной экономике
4. Национальный продукт страны и методы его измерения
5. Государственное регулирование рыночной экономики
1. Маркетинг как философия бизнеса. Функции, принципы маркетинга.

Работа содержит 1 файл

гос.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

                                                     4. Национальный продукт  страны и методы его измерения

Для измерения  национального продукта используются различные показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП).                                                                                 

 ВВП – измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период.

ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности данной страны, в том числе и на территории других стран за определенный период времени (год).                                                                        

Существуют  три способа измерения  ВВП (ВНП):                                                                                                                                    1. Производственный – суммирование добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов.          

2. Распределительный (по доходам) – использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающая налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) – износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС).

В анализе движения доходов различают следующие  фазы: образование доходов, первичное  распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование  располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Так, чистый национальный продукт (ЧНП) – это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, то есть ВНП за исключением износа факторов производства:    ЧНП=ВНП-А.                                                                                                                                                                                                                Национальный доход (НД) – это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):   НД=ЧНП-Кн.                                                                                                                                                            Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения – вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель – личный доход (ЛД):                                                                                               ЛД=НД-НПк-ЧПк-взносы на соцстрах+Т,

где НД – национальный доход; НПк – налог на прибыль  корпораций;  ЧПК – чистая (нераспределенная) прибыль корпораций;  Т – трансферты (пенсии, стипендии, пособия);

Однако эта  сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль  предпринимателей, личные доходы граждан  облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов – личный располагаемый доход (персональный доход – ПД):

ПД = НД – НПк – ЧПк - взносы на соц. cтрах. + Т – ИН,

где ИН – индивидуальные (подоходные) налоги.

3. Конечного потребления (по расходам) – сумма расходов всех экономических агентов, т.е. совокупный спрос на национальный продукт

ВНП = С + I+ G + Xn,

где С – личные потребительские расходы, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;  I– валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения в основные производственные фонды, в жилищное строительство. Валовые инвестиции – это сумма чистых инвестиций (In), увеличивающих запас капитала в экономике и амортизации (А);  G – государственные закупки товаров и услуг на строительство и содержание бюджетных организаций;  X– чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта (Ех) и импорта (Im).                                                                                       Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.                                                                                                                                                                            Сбережения - часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, который не расходуется на приобретение потребительских товаров. В широком смысле к сбережениям относится и та часть доходов домохозяйств, которая используется для выплаты долгов.          

ИНВЕСТИЦИИ  - долгосрочные вложения капитала в экономику. Инвестиции используются на покупку средств производства: оборудования, машин, земли и т. д. Затраты на эти элементы производства окупаются не сразу, а в течение многих лет, поэтому инвестиции носят долгосрочный характер.                                                                                                                                                                         Валовые инвестиции это вся сумма затрат на капитал. Они состоят из амортизационных отчислений и добавочных вложений в производство за счет прибыли.                                                                                                                                                                                                 Чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за минусом амортизационных отчислений.                                                     НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО - совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество. Определяет мощь и потенциальные возможности государства.           

Национальная  экономика – это совокупность  всех  экономических процессов,  совершающихся в обществе  на  основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм  хозяйствования. Национальная  экономика имеет отраслевую и секторальную структуры.                                                                                                                                                                           Отраслевая структура – это совокупность пропорций и отношений между отдельными отраслями производственной деятельности,  где отрасль рассматривается как совокупность предприятий и производств,  однотипных  в  технологическом отношении.                                        

Весьма распространено деление национальной экономики  на секторы. Выделяют первичный, вторичный и третичный.                                                

Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство.                                                                                                      Вторичный сектор – это промышленность и строительство.                                                                                                                                         Первичный и вторичный секторы составляют сферу материального производства.                                                                                                                      Третичный  сектор  состоит  из  производства  услуг (торговля,  транспорт,  связь,  образование,  здравоохранение,  наука, культура, бытовые и коммунальные услуги и т.д.).                                                                                                                                                                          Межотраслевой баланс — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах.

  ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - противоправные, неучтенные государством виды экономической деятельности. Включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также социально-экономические отношения между гражданами, социальными группами и общества в целом.

5. Государственное  регулирование рыночной экономики

  Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.                                                                                                                                                                                                                                                             Цели:                                                                                                                                                                                                                                                 1. экономические: преодоление экономического спада и обеспечение условий для экономического роста; осуществление структурных преобразований в экономике страны; стимулирование деловой активности реального сектора; достижение успеха на мировом рынке; повышение благосостояния нации.                                                                                                                                                                                                2. социальные: в долгосрочной перспективе – приближение уровня и качества жизни россиян к стандартам постиндустриального общества; в среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления; в настоящий момент – обеспечение условий для социальной безопасности и физического выражения людей, предотвращение социального взрыва.                                       3. организационно-правовые: совершенствование федерального устройства России и экономического механизма федеральных отношений; государственное регулирование отношений собственности, институциональных преобразований и осуществления организационно-управленческих реформ.                                                                                                                                                                       Средства (инструменты) госрегулирования:                                                                                                                                                                                        1. Административные средства основаны на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой эти средства использует государство главным образом для обеспечения охраны окружающей среды, гарантий минимально приемлемых условий существования для малоимущих слоев населения, а также для борьбы с теневым бизнесом.                                                                                                                                                                                                                           2. Экономические средства связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или возможных финансовых наказаний, например в виде штрафов. Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной политики и средства бюджетной политики.                                                                                                                                                                                                                                Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.                                                                                                                                                                                                                                              Бюджетная политика – совокупность мероприятий по использованию доходов и расходов бюджета в целях регулирования экономики.                К основным направлениям государственного регулирования относятся:                                                                                                                                  - Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны.                                                                                                                                                  - Активизация частного бизнеса.                                                                                                                                                                                                       - Расширение внешнеэкономических преимуществ национальной экономики.                                                                                                                             - Деятельность государства в социальной сфере.                                                                                                                                                                                                   - Воздействие государства на отдельные объекты.                                                                                                                                                                           По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).  

  Маркетинг

  1. Маркетинг как философия бизнеса. Функции, принципы маркетинга.

Маркетинг— управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом. Термин маркетинг от англ. слова «market» - рынок, значит деятельность в сфере рынка сбыта.                                                                                                   Как система экономической деятельности маркетинг более обширное понятие. С одной стороны – это всестороннее исследование рынка спроса, потребителей, ориентирования производства на эти потребности, адресность выпускаемой продукции. С другой стороны – это активное действие на рынок и имеющийся спрос на формирование имеющихся потребностей.                                                                                       Цели маркетинга: максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.                                                                                                        Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме).                                                                                                                                                                Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке, что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими.                                                                                                                                                                                                                            Содержание маркетинговой деятельности заключается в поиске взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями  компании с учетом возможных действий конкурентов. Традиционно в маркетинге считается, что в маркетинговой деятельности необходимо отталкиваться именно от потребностей рынка, однако это не всегда справедливо. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов и бизнес-процессов компании для соответствия существующему спросу, так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса. Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных  потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос (потребности) и подстраивать под него предложения компании. С другой стороны, практически невозможно создать инновационный для отрасли успешный продукт, ориентируясь на существующий рыночный спрос.                                                          

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"