Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:13, курс лекций

Описание работы

1. Теоретические основы рыночной экономики
3. Фирма – основной институт в рыночной экономике
4. Национальный продукт страны и методы его измерения
5. Государственное регулирование рыночной экономики
1. Маркетинг как философия бизнеса. Функции, принципы маркетинга.

Работа содержит 1 файл

гос.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

  Экономическая теория

  1. Теоретические основы рыночной экономики

Рыночная  экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Закон предложения гласит, что с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Равновесие  спроса и предложения - положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, и, таким образом, силы, влияющие на спрос и предложение, сбалансированы.

Равновесная цена - цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения.

Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Барьеры входа-выхода в отрасль — совокупность факторов объективного и субъективного порядка,которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке,либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.

Классификация барьеров.

1.Нестратегические  барьеры выступают для фирм  как внешняя данность, порождаются  объективными характеристиками  отраслевого рынка и связаны  с технологией производства, характером  предпочтения потребителей и динамикой и спросом иностранной конкуренции:

1) барьеры, связанные  с положительной отдачей от  масштаба, когда средние издержки  убывают с ростом отдачи производства;

2) административные (правительственные) барьеры —  законодательные акты, направленные на ограничение деятельности каких-либо предприятий каким-либо образом;

3) гражданские  барьеры, связанные с делегированием  функций от чиновников дееспособным  гражданским институтам, профессиональным  объединениям граждан, которые  устанавливают правила и стандарты профессиональной деятельности;

4) барьеры социально-экономического  характера, связанные с устоявшейся  емкостью рынков, платежеспособностью  населения, мерой активности иностранных  конкурентов;

5) барьеры, основанные  на абсолютных и относительных преимуществах в уровне затрат;

6) барьеры, связанные  с криминализацией экономики.

2.Стратегические  — барьеры, вызваны стратегическим  поведением фирм:

1) ценовые барьеры  — ценообразование, ограничивающее  вход;

2) неценовые  барьеры (например, дополнительные инвестиции в оборудование дифференциация продукта);

3) вертикальная  интеграция предполагает, что фирма,  действовавшая на данном рынке,  является собственником либо  ранних стадий производственного  процесса (интеграция ресурсов),либо  поздних стадий (интеграция конечного продукта);

4) диверсификация  отражает распределение выпуска  фирмы между различными рынками;

5) долгосрочные  контракты с третьими лицами, когда фирма заключает долгосрочные  контракты о сотрудничестве с  поставщиками ресурсов, с потребителями товара либо с работниками отрасли. При этом новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурсов или рынок сбыта, тем самым создаются эффективные барьеры входа

                                                   3. Фирма – основной  институт в рыночной экономике                                                                                                                                               Фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.                                                                                               

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешнюю среду подразделяют на:                                                                   

1.микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;                                                                                                                                    2.макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.                                                                                                                Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.                                                                                                   Диверсификация - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.                                                      Концентрация производства - форма организации производства на базе крупных предприятий.                                                                  Деконцентрация производства - разукрупнение чрезмерно больших предприятий в отдельные самостоятельные предприятия с их последующим постепенным обособлением.                                                                                                                                                               Централизация производства - увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил.

Открытие  предприятий                                                                                                                                                                                                                             - возникновение идеи о создании нового предприятия, определение предмета и цели его деятельности;                                                                                                   - определение организационно-правовой формы;                                                                                                                                                                     - определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;                                                                                                                                         - изучение рынка, объема спроса и т.д.                                                                                                                                                                                                     - подбор соучредителей (если необходимо);                                                                                                                                                                                - определение финансовых возможностей, источников и финансовое обоснование;                                                                                                                       - проведение организационных мероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности - разработка учредительных документов предприятия (Устава предприятия и договора о создании) с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников создаваемого предприятия о назначении директора и председателя ревизионной комиссии;                                                                                                                                                                                                   - государственная регистрация в органах государственной регистрации, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.                                                                                                                                                                          Закрытие предприятий. Банкротство.                                                                                                                                                                                                           Конечным этапом цикла движения предприятия является его закрытие. Оно может проводиться добровольно (по решению ее владельцев и совладельцев - акционеров, учредителей, пайщиков) или принудительно (по решению судебных органов). При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе.                                                                                                                                      Банкротство - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Процедура банкротства регулируется Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".                                                                                                                                                                                                                          Валовая выручка - это суммарный денежный доход, равный величине поступления денежных средств от реализации продукции, а также иного имущества и (или) размеру дебиторской задолженности. Валовая выручка включает: выручку от основного вида деятельности; выручку от операционной деятельности; выручку от внереализационной деятельности.                                                                                           

Выручка от основного вида деятельности - это поступления от реализации продукции, работ, услуг, которые производит данное предприятие.                                                                                                                                                                                                                                 Выручка от операционной деятельности - это: поступления, связанные с предоставлением во временное пользование (аренду) активов предприятия; поступления, связанные с предоставлением другим организациям за определенную плату прав на патенты, изобретения, промышленные образцы и прочие виды интеллектуальной собственности, в том числе поступления от передачи авторских прав; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль по ценным бумагам, принадлежащим организации; прибыль, полученная в результате совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов (кроме продукции предприятия); прибыль за предоставление в пользование денежных средств предприятия; прибыль от инвестиций.           

Выручка, от внереализационной  деятельности - это: полученные штрафы, пени, неустойки; имущество, полученное безвозмездно; поступления в возмещение убытков, ранее причиненных предприятию; прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности; суммы дооценки и уценки активов.                            

 Валовые издержки - вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции, это общая сумма постоянных и переменных затрат. Валовые издержки, включают постоянные и переменные затраты.                                                     

Переменные  затраты - это расходы, зависящие от объемов производства и реализации продукции, например на сырье, ГСМ и т.п.          

Постоянные затраты - это расходы, не зависящие от изменения объемов производства и реализации продукции, например, аренда офиса, материальная помощь персоналу и т.п.                                                                                                                                                                  

Разность между  валовой выручкой и валовыми издержками составляет экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность валового дохода фирмы и только эксплицитных издержек производства                                                                          

Чистый  денежный поток— это разница между положительным денежным потоком (поступление денежных средств) и отрицательным денежным потоком (расходование денежных средств) в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов. Дисконтированная стоимость выражает стоимость будущих потоков платежей в значении текущих потоков платежей.                                  

Внутренняя  норма доходности — это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход  равен 0.                                                     

Общие (валовые) издержки — сумма постоянных и переменных издержек при заданных объемах производства.                                                     

Средние издержки — издержки, величина которых определяется путем деления общих (валовых) издержек на количество выпущенной продукции; это издержки на единицу производимой продукции.                                                                                                                                                                Предельные издержки носят переменный характер, в связи с этим они являются предельными переменными издержками (затратами).Предельные издержки показывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или увеличением объема производства.                                                                                                                                                                                                                       Предельная выручка — выручка от реализации каждой дополнительно выпущенной единицы продукции.                                                                 Риск — случайности или опасности, которые носят возможный характер и могут являться причинами убытков.                                             

Страхование — это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.                      

Экономическая безопасность — совокупность условий и факторов, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз и обеспечивающих стабильность и устойчивость национальной экономики.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"