Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
В российской экономике происходят глубокие структурные изменения, охватывающие как основные отрасли материального производства, так и инфраструктурные отрасли народного хозяйства. Эти изменения вызваны, прежде всего, отказом от системы централизованного планирования и инвестирования, резким переходом к рыночным формам хозяйствования.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения экономического кризиса 4
1.1 Понятие и виды кризисов 4
1.2 Причины возникновения и цикличность экономических кризисов 9
1.3 Воздействие кризисов на экономику 14
2. Анализ стратегии преодоления экономических кризисов в РФ 15
2.1 Реформы Егора Гайдара как «шоковая терапия» постсоветской экономи- ки 15
2.2 Особенности финансового кризиса 1998 года 19
2.3 Возможности преодоления последствий экономического кризиса в России и современная антикризисная политика 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
В Уральском федеральном округе отраслевая структура инвестиций отличается большей диверсификацией. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах планируется освоение богатой ресурсной базы, на юге - в Томской области – будет создан крупнейший металлургический комплекс на базе Бакчарского железорудного месторождения. Уральские регионы будут постепенно избавляться от топливной специализации и сохранят свой статус лидеров российской металлургии, химии и энергетики. Активно будет развиваться первичная переработка ресурсов, добываемых на Востоке и в Западной Сибири, причем основной объем инвестиций будет направляться на глубокую модернизацию и техническое перевооружение производств, построенных еще до революции и в советский период. Машиностроение, являющееся для Урала отраслью специализации, пока «не дождалось» столь же масштабных финансовых вливаний.
Приволжский федеральный округ останется одним из важнейших центров отечественной химии и машиностроения. Масштабная модернизация в ближайшем будущем ожидает химические заводы и электростанции региона. Значение машиностроения несколько уменьшится, так как крупных инвестиций в данную отрасль не предполагается. Регионы Поволжья в своем развитии пойдут разными путями: одни из них усилят ориентацию на переработку ресурсов (как первичную, так и глубокую – пример Татарстана), другие сохранят свою машиностроительную ориентацию (Нижегородская и Самарская области).
В Южном федеральном округе будет создана экономика, основанная как на нефтегазовых, так и на агроклиматических и рекреационных ресурсах. Первичную переработку нефтегазового сырья, добываемого в Каспийском регионе, будут осуществлять новые газохимические комплексы в Астраханской области и Калмыкии. Однако основные позиции в структуре промышленного производства после 2020 года займут топливная промышленность и энергетика – отрасли, в которых начинается реализация капиталоемких инвестиционных проектов. Развитие непроизводственного сектора будет стимулироваться подготовкой к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи.
В Центральном федеральном округе, за исключением Москвы, активное развитие получит энергометаллургический комплекс, который будет развиваться в новом для России формате - это заводы, специализирующиеся на сверхтонком литье, что позволит повысить их экономическую эффективность и снизить негативное влияние на окружающую среду. Традиционные отрасли специализации – машиностроение и пищевая промышленность - получат значительно меньше инвестиций.
В структуре инвестиций Северо-Западного федерального округа доминируют топливная промышленность, цветная металлургия, лесная промышленность и энергетика – отрасли, которые потеснят производства традиционной специализации – машиностроение и пищевую промышленность. При этом масштабные проекты крупнейших международных автопроизводителей в Ленинградской области позволят району стать одним из центров отечественного машиностроения. В приложении А (рис А.2) представлены регионы-лидеры по объему заявленных крупных инвестиционных проектов, 2008-2020 годы, млрд. рублей, там же (рис. А.3) отражено распределение заявленных на 2008-2020 годы крупных инвестиционных проектов по отраслям.
Антимонопольное регулирование. Перейдем теперь к другой, не менее важной проблеме. Миной замедленного действия, подготавливающей экономический кризис, является супердоходность определенных товаров или видов деятельности. Это прослеживается и на мировом, и на российском уровне. В год вступления Буша-младшего в должность президента США (2001 г.) цена барреля нефти на мировом рынке составляла 22 долл. Что могло произойти в нормальной, ориентированной на нефтяной экспорт, экономике, если к июлю 2008 г. эта цена выросла в шесть с половиной раз? Ответ: экономика деградировала в суперспекуляцию. От нефтяных цен все пошло по цепочке. И вот уже цена квадратного метра жилья в Москве превышает в три-четыре раза его себестоимость. Таковы последствия спекулятивной экономики. Конечно, все это рано или поздно, но лопнет[32,с.6].
Я считаю, что единственный способ борьбы с подобными пузырями - жесткое антимонопольное регулирование. Когда говорят о преимуществах рыночной системы, забывают, что как только некоторая область рынка становится монопольной - это уже не рынок. Я считаю, что если говорить о вмешательстве государства, то государство должно твердо стоять на защите конкурентного рынка. А у нас в огромном числе секторов есть один продавец. Поэтому для борьбы с нарастающими кризисными явлениями необходимо кардинально изменить характер функционирования антимонопольных структур. В настоящее время они в основном занимаются поиском фактов ценового сговора между отдельными предприятиями и компаниями. Однако опыт формирования не только естественных, но в первую очередь искусственных монополий показывает, что завышенная монопольная цена может возникать отнюдь не на базе соглашений между продавцами. «Выдавливание» конкурентов из регионов и отраслей зачастую происходит в форме «дружественного поглощения» и других мягких или жестких приемов рейдерства.
Главный показатель монополизма - получение сверхприбыли. Необходимо юридически закрепить понятие нормальной рентабельности, включающей в себя не столько бонусы топ-менеджерам, сколько расходы на инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции и услуг. Вся остальная сверхприбыль должна поступать в карман потребителей путем принудительного снижения цен под угрозой разорительных штрафов со стороны государства. В этом коренной смысл борьбы с монополизмом и нагнетанием кризисных явлений в экономике.
Еще одним фундаментальным блоком стратегической антикризисной программы должно быть государственное стимулирование создания новых рабочих мест. Именно государство разрушило систему подготовки трудовых резервов, производственно-технических училищ. Частный бизнес пока не может (или не хочет) финансировать эту систему. Поэтому значительная часть активного трудоспособного мужского населения оказалась в частных охранных предприятиях, а дешевая малоквалифицированная рабочая сила привлекается из ближнего зарубежья.
Организация подготовки высококвалифицированной рабочей силы, естественно, должна лечь на плечи государства. Оно же должно обеспечить условия для межрегиональной миграции трудовых ресурсов. Однако правительственные чиновники зациклились на ипотеке, на обременении каждой семьи (в том числе и молодой) собственностью на жилье вместо внедрения широкой арендной системы на рынке жилья. Такая политика привязывает население к конкретным регионам, стимулирует безработицу в кризисных ситуациях.
И, наконец, для преодоления последствий экономического кризиса в России необходимо резко повысить профессионализм менеджмента. Отечественный средний и высший менеджмент не обладает навыками стратегического управления в условиях конкуренции. Он ориентирован на достижение текущих результатов. Аналитические службы корпораций и банков неспособны к серьезной аналитической работе. Зачастую фетишизируются оценки западных рейтинговых агентств, что приводит к серьезным просчетам и потерям. Банки и корпорации должны резко изменить стиль и методы работы менеджмента для обеспечения выхода из кризисной ситуации.
Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году стали:
- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
- поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.
Заключение
В курсовой работе раскрыто понятие экономического кризиса, выделены виды и причины кризиса, рассмотрены сущность и характер цикличности. Исследована эволюция динамики экономических колебаний. Показано становление и развитие экономической теории циклов. Проанализировано влияние набирающего обороты экономического кризиса на экономику России. Сделан вывод о том, что российская проблема экономического цикла «не вписывается» в существующие теории циклического развития, поскольку становление экономики нашей страны в 90-е гг. имело специфические формы.
После финансовой катастрофы августа 1998 г. были опасения краха реформ, неизбежной реставрации мобилизационных методов организации экономики. Однако этот кризис дал толчок становлению конкурентного рыночного хозяйства, низвергнув многие финансовые структуры, паразитирующие на «особых связях» с государством.
Действительно, вначале позитивные тенденции в современной российской экономике были вызваны, как ни парадоксально, финансовым кризисом 1998 г. и резкой девальвацией рубля, что предопределило активизацию производства внутри страны. В течение последнего времени благоприятная экономическая ситуация поддерживалась во многом благодаря резкому подъему цен на нефть, а также росту цен на некоторые другие товары нашего традиционного экспорта.
Российское правительство проводит антикризисную политику, пытаясь перескочить из доиндустриальной эпохи (в которую вернулась Россия) в светлое инновационное будущее, противопоставляя инновационную экономику развитию промышленного производства.
Негативный опыт, приобретенный нашей страной в ходе развития кризиса, оставляет надежду на извлечение определенных уроков и недопущения повторения сложившейся ситуации в будущем.
Список использованных источников
1 Илларионов А. Экономическая политика и экономический рост / А. Илларионов // ЭКО. – 1997. – №10. – С. 20-27.
2 Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории / Е. Т. Гайдар. – М. : Дело, 2005. – 656 с.
3 Дасковский В. Б., Киселёв В.Б. Деградация и феномены инвестиционной деятельности в России / В. Б. Дасковский В. Б. Киселёв // Инвестиции в России.– 2009. – № 5. – С. 17-25.
4 Дерябина М. А. От кризиса к росту (опыт стран с переходной экономикой) / М. А. Дерябина. – М. : Эдиториал УРСС, 1998. – 208 с.
5 Дзарасов Р. С. Теория качественной неоднородности ресурсов и альтернативная экономика / Р. С. Дзарасов // Проблемы прогнозирования. – 2002. – № 5. – С. 31-47.
6 Дзарасов С. С. Рынок: альтернативная концепция перехода / С. С. Дзарасов. – М. : Знание, 1991. – 62 с.
7 Дроздов В. В. Проблема типологии социально-экономического строя современной России в работах зарубежных аналитиков / В. В. Дроздов // Экономическая история. Обозрение : под ред. Л. И. Бородкина. – Вып. 9. – М., 2003. – С. 79-83.
8 Дымарский В. Первое интервью с Егором Гайдаром / В. Дымарский // Рос. газета. – Федеральный выпуск. – № 5066 (242). – от 17 декабря 2009 г.
9 Карлусов В. В. Россия и Китай: экономическое сотрудничество как антикризисный фактор / В. В. Карлусов // Вестник рос. гум. науч. фонда. – 1999. – № 4. – С. 57.
10 Концепция развития России до 2020 года // Экономика. – 2008 г. – 6 августа.
11 Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике / Я. Корнаи // Вопр. экономики. – № 9. – 2003. – С. 20-29.
12 Мировая экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – М. : Экономист, 2007. – 630 с.
13 Модернизация России как построение нового государства: независимый экспертный доклад. – М., 2009: http://www.apn.ru/
14 Моисеев, Н. Н. Алгоритм развития / Н. Н. Моисеев. – М. : Наука, 1987. – 304 с.
15 В.Д. Речин. Кризис финансовой системы России.// Вопросы экономики –1998 - №11 - с. 178.
16 Полтерович, В. М. Трансформационный спад в России / В. М. Полтерович // Экономика и математические методы. – 1996. – вып.1. – С. 54-69.
17 Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы / В. М. Полтерович // Экономика и математические методы. – 1999. – т. 35. – вып.2. – С. 32-46.
18 Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Росстат. – М., 2008.
19 Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам / сост. Ю. И. Фединский. – М. : Экзамен, 2002. – 640 с.
20 Шипович, Л. Ю. Особенности циклического развития экономики России / Л. Ю. Шипович // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2009. – № 2 (140). – С. 27-36.
21 Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с.
22 Элитариум.Ру – Дистанционное обучение: http://www.elitarium.ru/
23 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007. – М. : «Дело» АНХ, 2008. – 1328 с.
24 Экономика России: сравнительный анализ прибыльности / сост. ООО «Интерфакс – Агентство корпоративной информации». – М. : Изд.дом «Квинто-Консалтинг»,2006. – 160 с.
25 Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб. : СПбГУЭФ, 2008. – 544 с.
26 Эрудит: толково-этимологический словарь иностранных слов / Н. Н. Андреев и др. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 272 с.
27 Толковый словарь русского языка / http://www.ozhegov.org/
28 Большой энциклопедический словарь /http://slovari.299.ru/enc.php
29 Яндекс. Словари / http://slovari.yandex.ru
30 Современная экономическая теория / http://modern-econ.ru
31 Борисов Е.Ф. Учебник. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2002. –400с.
32 Петраков, Н. Я. Возможности преодоления последствий экономического кризиса в России / Н. Я. Петраков // Проблемы прогнозирования. - 2010. -№ 1. - с. 3-8
33 Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 592 с: ил.
34 В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО - 1999 - №7 - с. 124-143.
35 Е. Ясин. Поражение или отступление? // Вопросы экономики – 1999 - №2 –с. 7-9
36 С. Алексашенко. Банковский кризис: туман рассеивается // Вопросы экономики – 1999 - №5 – с.4.
37 В. Соколов. ЭКО-новости. // Интерфакс ВРЕМЯ – 2000 - №6 – с. 7.
38 Л. Макаревич. Банковский кризис как следствие несостоявшихся реформ //Общество и экономика. – 1998. - №8-9 - с.37-39.
39 В.М. Морозов. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине // Вопросы экономики – 1998 - №9 – с.45.