Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
В российской экономике происходят глубокие структурные изменения, охватывающие как основные отрасли материального производства, так и инфраструктурные отрасли народного хозяйства. Эти изменения вызваны, прежде всего, отказом от системы централизованного планирования и инвестирования, резким переходом к рыночным формам хозяйствования.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения экономического кризиса 4
1.1 Понятие и виды кризисов 4
1.2 Причины возникновения и цикличность экономических кризисов 9
1.3 Воздействие кризисов на экономику 14
2. Анализ стратегии преодоления экономических кризисов в РФ 15
2.1 Реформы Егора Гайдара как «шоковая терапия» постсоветской экономи- ки 15
2.2 Особенности финансового кризиса 1998 года 19
2.3 Возможности преодоления последствий экономического кризиса в России и современная антикризисная политика 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
значительной обособленности банковского сектора от производства он не был
решающим. В 1998 г. доля просроченной задолженности в общем объеме
банковских кредитов экономике с учетом просроченных процентов, включая банки с отозванными лицензиями, составляла около 15-16% (и только на "пике" кризиса в сентябре она повышалась до 19%)[38,с.38].
Отказ правительства от обслуживания внутреннего государственного долга
привел к резкому ухудшению качества активов и показателей ликвидности
банковской системы, в результате многие банки, проводившие отнюдь не
рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение.
Основным источником потерь для российских банков стали их операции на рынке валютных государственных облигаций и забалансовые операции на рынке форвардных контрактов.
Существенный фактор развития российского кризиса - проблема внешней задолженности банковской системы. Прекращение внешнего финансирования во II квартале 1998 г. и отрицательное внешнее финансирование, (отток капитала) начиная с III квартала, поставили перед российскими банками труднейшую задачу поиска достаточного объема ликвидных ресурсов, а девальвация рубля и подрыв доверия к банкам сделали ее неразрешимой.
Тот факт, что в России кризис случился несколько позже, чем в других
странах с рыночной экономикой, объясняется тем, что в отличие от стран
Восточной Европы российская банковская система имела больше возможностей для экстенсивного развития. Болезненность банковского кризиса обусловлена тем, что он ударил не столько по предприятиям, сколько по населению.
Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России, особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие:
- Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к
Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейше отдаление перспектив экономического роста.
- Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означают в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.
- Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, приведет к обострению кризиса неплатежей.
-Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) приведет к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования[15,с.178].
Ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других
экспортоориентрованных секторах экономики, благодаря изменению соотношения "затраты в рублях/выручка в валюте", может не произойти, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство постарается выбирать все дополнительные прибыли из сектора даже без введения дополнительных налогов в счет просроченной задолженности в бюджет. Точно так же трудно прогнозировать способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности импортных товаров. Эти перспективы зависят также от уровня инфляции. По отношению к первому кварталу в ходе кризиса произошла почти 160-процентная девальвация рубля[39,с.45]. В то же время наблюдался интенсивный рост индекса потребительских цен.
Политические последствия проведенной 17 августа девальвации также являются достаточно очевидными. Основными моментами здесь являются следующие:
Во-первых, усиление социального недовольства из-за инфляционного скачка. Причем, особенно сильно страдают как раз те слои и группы населения,
которые являются сторонниками существующей социально-экономической и политической системы - новый средний класс (работники быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес и вообще жители крупных городов.
Во-вторых, резкое ослабление политических позиций Президента. Настаивая
на утверждении С. Кириенко на посту премьера, Б. Ельцин фактически взял на
себя ответственность за результаты деятельности нового Кабинета.
Девальвация и дефолт стали мощным ударом по Президенту, а увольнение
Кабинета и переплетение политического кризиса с финансовым привело к новому снижению уровня доверия к Б. Ельцину и укреплению политических позиций тех, кто требовал смены конституционного строя и переизбрания Президента.
Финансовый кризис явно может иметь существенное оздоравливающее воздействие на экономику:
- обусловлена необходимость реструктуризации банковской системы, сжатие рынка госбумаг заставит банки обратиться к реальной сфере
- коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам по сравнению с производством;
- девальвация рубля, нанеся удар по банкам, импортопотребляющим отраслям и населению, открыла возможности для ряда других отечественных отраслей.
Это отнюдь не основные экспортные отрасли - нефть и газ, поскольку они
приобретают много импортного оборудования и материалов и главное сильно закредитованы. Но аграрный сектор, фармацевтика, бытовая техника, отчасти легкая промышленность, базирующиеся на отечественном сырье, вообще все отрасли, способные производить конкурентоспособную продукцию для внутреннего рынка и на экспорт, не привлекавшие прежде западные кредитов и располагающие внутри страны базой сырья, материалов, компонентов, получили преимущества примерно на 2-3 года, которые они непременно должны реализовать.
До августа аграрный сектор на рынке продовольствия 25% занимал
импорт. Для такой страны, как Россия, естественна доля импорта примерно
10%. Разница - это рынок емкостью около 30 млрд. долл. в год, который
должны занять отечественные производители. Не случайно был поставлен вопрос об угрозе голода в России и необходимости гуманитарной помощи со стороны США и Западной Европы. Это - прежде всего попытка сохранить за собой ранее захваченные рынки, причем с помощью демпинга на государственном уровне. Специалисты отмечают позитивное влияние девальвации на сближение цен, применяемых в наличных расчетах (в рублях или долларах) и в бартерных и зачетных сделках, что сулит продвижение в борьбе с неплатежами и повышение уровня монетизации экономики[34,с.140].
2.3 Возможности преодоления последствий экономического кризиса в России и современная антикризисная политика
Антикризисная программа должна иметь стратегический характер, определять экономическую политику на длительную перспективу. Антикризисная программа базируется на комплексе мер, предотвращающих повторение новых кризисных ситуаций. Необходимо лечить причины, а не следствия обвала экономики. В противном случае российская экономика будет хронически предрасположена к повторению разрушительных кризисов.
Организация инвестиционного процесса. Создание системы «длинных» денег. Безусловно, для создания мобилизационной рыночной экономики главное - организация инвестиционного инновационного процесса. Россия практически самоустранилась от прямого бюджетного финансирования конкретных проектов. В списке остались фундаментальная наука и некоторые закрытые проекты оборонного характера. Может быть, это и правильно. Тогда для всех прочих остается банковская система. Однако в этой системе есть некоторый сбой. Государство и население дают коммерческим банкам деньги, которые можно вложить в реальную экономику, а можно на них купить валюту и эмигрировать ее в западные финансовые структуры или можно через залоговые аукционы на государственные деньги приватизировать, например, «Норильский никель» и другие объекты общенационального достояния[32,с.5]. И это естественное положение вещей. Известно, что коммерческим банкам нужна «маржа», прибыль от денег, а не от товара. Поэтому они по экономической природе равнодушны к инвестициям в реальную экономику. Но ведь в каждой цивилизованной стране существуют банки долгосрочного инвестиционного развития. Они работают в ином, отличном от коммерческих банков кредитном режиме. Главное в нем - целевое кредитование. Такие кредиты направляются в инфраструктуру, создание гидростанций, космических проектов, решение проблем наследственности и смежные сферы здравоохранения и т. д. Целевые кредиты нельзя использовать на валютных биржах и в спекуляциях акциями. Они выдаются и, главное, оплачиваются под конкретный проект. Заемщик не имеет живых денег. Он заказывает подрядчикам конкретные работы и материалы и отсылает их счета в банк долгосрочного развития. Если банк сочтет эти работы соответствующими инвестиционному проекту, он их оплатит. К сожалению, в России система целевого долгосрочного кредитования, находится в зачаточном состоянии. Но созданием системы долгосрочного кредитования проблема оживления инвестиционного процесса не ограничивается. Есть более глубокая проблема инвестиционной политики, тесно связанная с методами борьбы с инфляцией. Имеется в виду общий подход к проведению процентной политики и регулированию ставки рефинансирования Центральным Банком. Этот вопрос имеет и серьезное теоретико-методологическое значение.
Концептуальной позицией отечественных реформаторов-монетаристов была и есть идея максимального сдерживания денежной массы как основного рычага борьбы с инфляцией. От Гайдара, Илларионова до Ясина все твердят: меньше денег у потребителя - ниже цены у производителя. Но деньги это тоже товар. Сокращение денежной массы ведет к дефициту и удорожанию денег. Проценты по кредитным ресурсам растут, особенно, если частные капиталы и государство активно выводят свои доходы из страны. Предприятия вынуждены брать кредиты не только на инвестиции, но и на оборотные средства (которые обесценились в первые месяцы реформ) под высокие проценты. Но эти проценты, естественно, включаются в цены товаров и услуг, и их должны оплачивать потребители. Если у потребителей нет денег, то цены отнюдь не снижаются. Предприятия или сокращают производство, или разоряются. Именно это стало очевидным в 1990-е годы, когда производство упало на 30-40%, а некоторые отрасли обрабатывающей промышленности практически просто исчезли. Инфляция колебалась от 839% в 1993 г. до 21,8% в 1996 г. Ставки же Центрального Банка в эти годы колебались от 185 до 104%. Сейчас при некоторой стабилизации ставка ЦБ в период кризиса вначале поднялась до 13%, а затем понизилась до 10. Коммерческие банки предоставляют кредиты реальному сектору под 15-20%, а инфляция держится в рамках 13-12%. Дорогие деньги рождают высокие цены. Об этом свидетельствует мировой опыт, в частности опыт США. В течение многих лет ставка рефинансирования Федеральной резервной системы США не превышала 3-5%. Инфляция в эти же годы колебалась от 1,6 до 5%. В период кризиса ФРС снизила ставку рефинансирования до 0,25%. Наступил период дефляции, роста покупательной способности потребителей. Это было сделано резко, и эффект оказался незамедлительным[32,с.6]. Аналогично поступила и Западная Европа.
Но для российских прозападных реформаторов иногда Запад не указ. Снижение процентной ставки Центрального Банка России происходит с раскачкой, рассчитано на длительный период. Вот, мол, снизится инфляция, тогда снизим ставку рефинансирования. На самом деле все наоборот. Недорогие кредитные ресурсы стимулируют оживление производства, поощряют инновации, развитие среднего и мелкого бизнеса, делают их продукцию более доступной потребителю. Поэтому ставку по кредитным ресурсам ЦБ России должен срочно понизить до 4-5%. К сожалению, даже прямые указания руководителя правительства РФ тормозятся псевдореформаторами-
По инициативе Президента России Дмитрия Медведева и экспертов в области экономики и финансов была разработана Концепция «новой индустриализации» РФ, куда вошли проекты, заявленные к реализации до 2020 г., общий объём инвестиций по которым превышает 13 трлн. рублей. Региональный срез совокупности инвестиционных проектов позволяет говорить о том, что их реализация будет способствовать в целом выравниванию уровня экономического развития регионов России и преодолению социальных диспропорций. При этом большая часть инвестиций в рамках крупнейших проектов будет направлена не в центральную, наиболее хозяйственно освоенную часть России, а в восточные регионы, испытывающие дефицит инфраструктурных и промышленных проектов. В ближайшей перспективе на Востоке страны будет идти индустриализация, а на Западе – терциализация экономики.
В региональной структуре крупных инвестиций на долю Дальневосточного и Сибирского федеральных округов приходится 46 %, а доля западных регионов (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Южный ФО и Приволжский ФО) не превышает 40 % (приложение А, рис. А.1).
Масштаб инвестиционных проектов изменяется при движении с запада России на восток. В западных регионах предполагается осуществить большее число инвестиционных проектов, чем в Сибирском или Дальневосточном ФО, но при этом масштаб проектов, реализуемых на западе страны, значительно скромнее. Это связано с отраслевой спецификой инвестиций: на востоке преобладают капиталоемкие проекты в добывающей промышленности и инфраструктуре, на западе – менее масштабные проекты, связанные со строительством, а также с электроэнергетикой и металлургией. Дальневосточный и Сибирский федеральные округа благодаря реализации масштабных инфраструктурных проектов смогут преодолеть ограничения в своем развитии, при этом появление современных коммуникаций будет стимулировать приток инвестиций в эти пока еще слабо освоенные регионы России. В ближайшее время большинство проектов, реализуемых на Востоке, будет связано с освоением месторождений углеводородов, но можно ожидать, что развитие сырьевой базы будет способствовать развитию перерабатывающих отраслей с большей долей добавленной стоимости. Положительным элементом в реализации инвестиционных проектов в данных регионах является то, что многие проекты структурированы как комплексные, направленные на развитие как добывающих, так и перерабатывающих отраслей при одновременном развитии необходимой инфраструктуры. Это позволяет повысить эффективность функционирования предприятий, усилить мультипликационный эффект от реализации этих проектов для хозяйства региона.