Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
В российской экономике происходят глубокие структурные изменения, охватывающие как основные отрасли материального производства, так и инфраструктурные отрасли народного хозяйства. Эти изменения вызваны, прежде всего, отказом от системы централизованного планирования и инвестирования, резким переходом к рыночным формам хозяйствования.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения экономического кризиса 4
1.1 Понятие и виды кризисов 4
1.2 Причины возникновения и цикличность экономических кризисов 9
1.3 Воздействие кризисов на экономику 14
2. Анализ стратегии преодоления экономических кризисов в РФ 15
2.1 Реформы Егора Гайдара как «шоковая терапия» постсоветской экономи- ки 15
2.2 Особенности финансового кризиса 1998 года 19
2.3 Возможности преодоления последствий экономического кризиса в России и современная антикризисная политика 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
2.2 Особенности финансового кризиса 1998 года
Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от кризиса начала 90-х, который был следствием «шоковой терапии», но при этом в определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста. Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического развития - основы существования самого государства.
В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:
1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого
резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так
называемых неинфляционных источников, то есть внешних и внутренних
займов[35,с.7].
2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, дума же прямо противодействовала.
Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное
задание на 1997 год (до 15% ВВП) - явная ошибка[35, с.8]. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.
3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение до пуска на него
нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля
нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки. [35,с.8]. Экономика "задышала".
4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него
А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых
реформаторов." Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы, краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.
5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной
"войны" олигархов против А. Чубайса и Б. Немцова. Главный итог - потеря
доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.
6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с
Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов
информационной "войны".
7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского"
кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет обостряться.
Роль "азиатского", а в действительности, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать. Если бы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.
И, тем не менее, данный кризис можно понять лишь как часть мирового
финансового кризиса. Весна 1997 г. - крах банковской системы в. Чехии,
осень 1997 г. - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса
настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г.- Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:
-резкое обесценение национальной валюты;
-банковский кризис;
-падение капитализации фондового рынка;
-спад производства. [35, с.9].
Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны,
структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. В 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому. [27, с.10]. Процентные ставки пошли вверх.
8. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была
осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для
левого парламента усилить давление на исполнительную власть. И С. Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в '"правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была подорвана.
9. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению
специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали
заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего
прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод капиталов.
Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое. Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преодоления кризиса, были как знак национального согласия одобрены парламентом, однако последний отвергает почти все законопроекты правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по займу на 10-12 млрд. долл.
10. В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долл.
Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца.[34,с.128] Однако, она продлилась всего 8-10 дней.
Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше
удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. В его основе лежит проводившаяся с 1994 г. нерешительная и безответственная бюджетная политика. Доходы бюджета во все большей степени не соответствовали обязательствам государства, разрыв заполнялся заимствованиями.
Если бы не было осложнений на мировых рынках и доходность ГКО не
повышалась более 20%, то сохранялась бы теоретическая возможность за 2-3
года радикально изменить ситуацию, сводя бюджет с первичным профицитом и гася задолженность при минимуме новых займов. Такого рода планы
разрабатывались с осени 1997 г. Но было уже поздно.
Распространено мнение, что, банковский кризис обусловлен дефолтом по ГКО: в ГКО была вложена значительная часть активов крупных банков, и дефолт привел к резкому их обесценению.
Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед
клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового
обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских
обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений.[36,с. 4] Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы.
Российский банковский кризис похож на «традиционные» банковские
кризисы поскольку:
1. резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов.
Если в первой половине 1998г. доля проблемных банков (к проблемным банкам
относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и нахдятся в критическом финансовом положении) составляла 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса к 01.10.98 они увеличилась почти до 50% и в них было сосредоточено около 40-45% банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%. По данным председателя ЦБ РФ В. Геращенко на начало 1999 года в России действовало 480 проблемных банков (32,8%), на начало же декабря 1999года их число уменьшилось до 238 (17,5%)[37,с.7]. Таким образом, на данный момент почти пятая часть российских банков относится к числу проблемных.
2. значительно уменьшилась стоимость банковских активов, что было вызвано обесцениванием ценных бумаг. Активы российских банков сократились с 20% ВВП (янв.1998) до 15% (янв. 1999, при «снятии» эффекта переоценки валютных кредитов, они оценивались всего в 9,6% ВВП)[38,с.37].
3. в ходе кризиса население и предприятия изъяли существенную часть своих сбережений из банковской системы.
4. Российскую экономику поразил масштабный кризис, приведший к крупным потерям как предприятий, так и бюджетной сферы.
Российский банковский кризис 1998 г., несомненно, является системным и
стал наиболее глубоким потрясением для банковской системы страны и для
экономики в целом. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности
многих российских банкой и потере банковской системой существенной части своего капитала.
Кризис 1998 г. стал результатом как внешних для российской банковской
системы финансовых потрясений (фактическое банкротство государства, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков), так и ее внутренних структурных слабостей (провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса). Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП). Девальвация российского рубля привела к повышению уровня курсового риска для российских банков - размер активов банковской системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП[38,с.39]. Столь резкая разница в значениях двух показателей демонстрирует уровень долларизации балансов российских банков. Этот факт означает, что, во-первых, доходы банков находятся в сильной зависимости от динамики курса доллара и повторение ситуации середины 1995 г. может оказать существенное негативное воздействие на их финансовое положение, во-вторых, валютные доходы имеют в немалой степени "бумажный" характер, поскольку основываются на переоценке, а не на реальных финансовых результатах.
Кризис российской банковской системы отличается немалым своеобразием по сравнению с банковскими кризисами, происходившими в последние годы в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
Если в странах с переходной экономикой основной причиной банковских
кризисов являлся фактор "плохих долгов" предприятий, то в России в условиях