Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики. адачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.
В первой главе курсовой работы отражена сущность денежно-кредитной политики, а также инструменты, регулирующие ее. А так же виды кредитно-денежной политики.
Вторая глава посвящена инструментам, целям и направлениям денежно-кредитной политики в России. Так же во второй главе раскрываются проблемы денежно-кредитной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Кредитно-денежная политика и ее роль в экономике
1.1 Содержание и инструменты кредитно-денежной политики
1.2 Виды кредитно-денежной политики и ее влияние на экономику
Глава 2. Особенности современной кредитно-денежной политики в России
2.1Кредитно-денежная политика в России: цели, инструменты, направления
2.2 Проблемы кредитно-денежной политики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

KR_GOTOV_J_33__33.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

1996 г. – снижение уровня инфляции  и укрепление курса национальной  валюты, при ограничении дефицита  бюджета на уровне 4% ВВП;

1997 г. – двукратное снижение  инфляции, прекращение экономического  спада, достижение финансовой  стабильности и поддержание стабильности  национальной валюты;

1998 г. – снижение инфляции  до 5-8% в целом за год, поддержание  стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего  года;

1999 г. – ограничение роста  цен до 30% годовых и поддержание  их на уровне, позволяющем предотвратить  значительное падение производства  и занятости;

2000 г. – снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном  ускорении темпов роста ВВП  (1,5%). При этом создаются условия  снижения безработицы и роста  реальных доходов населения;

2001 г. – закрепление и развитие  тенденции устойчивого роста  экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня  жизни населения, снижение инфляции (12-14% в год), развитие институциональной  инфраструктуры рыночной экономики;

2002 г. – плавное снижение инфляции, в каждый последующий год уровень  инфляции должен быть ниже, чем  в предыдущем;

2003 г. – в ближайшие 3 года  снизить инфляцию до уровня  ниже 8%. На 2004 г. уровень инфляции  установлен в интервале 9-12%;

2004 г. – снижение инфляции  и поддержание ее на низком  уровне. К 2007 г. снизить ее до 5,5-7,5%.14

2005-2006 г. – ограничение инфляции  в пределах 7,5-8,5%.15

2007 г. - снижение инфляции до 6,5-8%.

В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный  период 2007 года. Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что, в свою очередь, сказалось на росте потребительских расходов. Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. В течении года сохранялся высокий рост потребительских цен. И к концу 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13.3%

2009 г. – инфляция в  РФ за 2009 год прогнозируется на  уровне 13%.16

Анализ деятельности Банка России и используемых им инструментов денежно-кредитной политики и сопоставление данного инструментария с тем, который используется центральными банками в развитых странах с рыночной экономикой, показали, что Банк России за годы его функционирования существенно расширил набор инструментов, разнообразил формы их применения и совершенствовал модель денежно-кредитной политики.

  Административные методы регулирования  денежной массы не исчезли,  но отошли на второй план, уступив  место методам косвенного воздействия.  В ходе проводимой денежно-кредитной  политики была достигнута финансовая  стабилизация, выраженная в снижении  темпов инфляции и укреплении  рубля.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Проблемы кредитно-денежной политики.

 

Денежно-кредитная  политика неразрывно связана с моделью  экономического роста, с факторами  экономического роста. Если мы посмотрим  на нашу совсем недавнюю современную  экономическую историю (я беру десятилетие, которое тянется с 1998-го года, после  кризисного периода) – мы видим, что  у нас было фактически три модели роста. Они не изолированы во времени  и пространстве, а немножко накладывающиеся  друг на друга. Но, тем не менее, это  три сменяющие друг друга модели роста, когда основными были определенные группы факторов, о которых я сейчас скажу. И у каждой модели соответственно определенные параметры денежно-кредитной  политики. Сразу после 1998-го года это  экономический рост, основанный на чистом экспорте. То есть на том, что  устойчиво формируется положительная  стадия торгового баланса, которая  является источником как для доходов  компаний, дает им возможность для  развития, – так и для бюджета, который решает проблемы социальные, инвестиционные и любые другие. Возможность  для этого дала комбинация, не всегда складывающаяся, но в нашем случае сложившаяся, на мой взгляд, из трех важных условий.

Первое – это неплохие условия национальной конкурентоспособности, которые были связаны с недооценкой национальных активов, прежде всего основного национального актива, национальной валюты. Отсюда и недооценка стоимости труда, стоимости тех ресурсов, которые применяются в производстве. Что дало большой запас конкурентоспособности, и позволяло выигрывать его как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения импортов замещения. Но это возможно реализовывать только при двух дополнительных обстоятельствах.

Второе –  это низкий уровень загруженности  существующих производственных мощностей. Если у вас есть высокая степень  загрузки, то даже при низкой стоимости национальных ресурсов вы не сможете выиграть просто потому, что вы не сможете производить дополнительную продукцию на тех же мощностях. Вам нужно инвестировать в дополнительные. У нас сложилась как раз такая ситуация, когда необходимости в дополнительных инвестициях не было за счет дозагрузки недогруженных производственных мощностей. Используя недооцененные ресурсы национального производства, мы могли довольно быстро развиваться. 18

Третий фактор – это хорошие и улучшающиеся внешнеторговые условия, которые позволяли, с одной стороны, давать дополнительный фактор росту положительного сальдо торгового баланса. А с другой стороны, давали финансовый ресурс бюджетам. Достаточно такое нерегулярное, может  быть, даже уникальное сочетание этих трех факторов позволило быстро выйти  на неплохие темпы экономического роста. Но такой рост недолговечен, он нестабилен по той причине, что, во-первых, он слишком  сильно зависит от конъюнктуры внешних  рынков. Во-вторых, он связан с проблемой  дозагрузки производственных мощностей. Чем быстрее вы производите, тем быстрее вы исчерпываете этот фактор. Это означает, что национальная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы вовремя подкрепить этот первый фактор, который конечен (и весьма быстро конечен, это несколько лет), другим фактором.

 Следующий  этап – это использование другого  базового фактора – потребительского  спроса. За счет того, что на  первом этапе, был получен быстрый  рост доходов, и населения,  и компаний, и бюджета, можно  было предъявлять высокий потребительский  спрос, и этим способствовать  тому, что рост становился менее зависим от ситуации на внешних рынках, и в большей степени зависим от внутренней ситуации. Но как раз при этом сочетание этих факторов, когда продолжается с одной стороны рост, основанный на чистом экспорте, а с другой стороны начинается рост, дополнительно основанный на высоком потребительском спросе, – он чреват осложнениями, связанными с перегревом экономики, с высокой инфляционной опасностью. И в этот период происходит изменение действий денежных властей.

Третий период, третий этап и третий фактор – это  рост, основанный на инвестициях, инвестиционный рост. Потому что и действия первого, и действия второго фактора ограничены. Доходы не могут всегда или долгое время расти темпами, существенно  опережающими темпы национальной производительности труда. И здесь опять же появляется проблема ценовой нестабильности, нестабильности макроэкономической, высоких инфляционных рисков. Если в этой ситуации экономическая  политика через меры структурные, меры функциональные, меры, которые обеспечивают доверие инвесторов внутренних и  внешних, создают условия для  роста инвестиций – тогда экономический  рост получает третью опору и становится стабильным, долгосрочным.

Все страны, которые испытывают период высоких  темпов экономического роста  испытывают одновременно и укрепление национальной валюты, удорожание всех национальных активов. Происходит дооценка национальных активов – как внутренним рынком, внутренними инвесторами, так и внешними инвесторами. Тут, конечно, важны усилия регулятора. Регулятор должен ориентироваться на несколько обстоятельств. 19

Первое –  на общий базовый тренд. Базовый  тренд связан с соотношением между  укреплением национальной валюты и  ростом производительности национального  труда. В целом считается, что  если укрепление несущественно превышает  или совсем не превышает темпы  роста производительности труда, то оно находится в области допустимых значений.

 Второе  – это состояние платежного  баланса. Если на этом фоне  платежный баланс растет достаточно  быстро, это укрепление может  быть чуть большим. Если платежный  баланс невысок или близок  к нулю, то это укрепление должно  быть чуть меньше или его  не должно быть вообще. Мы переживали  периоды, когда одновременно у  нас наблюдались высокий экономический  рост и высокое положительное  сальдо торгового баланса и  текущего счета платежного баланса.  Это означает, что у нас были  дополнительные основания для  того, чтобы темпы укрепления  национальной валюты были выше. И третье – это то, как это  можно использовать регулятор.  Регулятор (ЦБ) это может использовать  для целей контроля инфляции. Потому что попытка укрепить  национальную валюту, это снижение  всех характеристик, связанных  с динамикой цен. Опять-таки, если  мы находимся в этой ситуации, тогда, наверное, невозможно непроведение политики фиксированного курса. Поскольку фиксация курса означает определенные действия, связанные с избыточным накапливанием резервов регулятором – следовательно, с избыточной эмиссией рублей и с избыточными инфляционными рисками. С другой стороны, ЦБ не может проводить политику свободного плавания курса, потому что в этом случае – в случае быстрой дооценки национальных активов происходило бы, с одной стороны, очень быстрое укрепление рубля, заведомо существенно опережающее темпы роста производительности труда. С другой стороны – была бы высокая курсовая волатильность.

 Если  у нас высокое положительное  сальдо торгового баланса и  текущего счета платежного баланса,  и регулятор в рамках политики  управляемого плавания национальной  валюты приобретает валюту в  больших объемах, идет в свои  золотовалютные резервы, выступая  сбалансированно на внутреннем валютном рынке. Внутренний валютный рынок всегда естественным образом здесь  не сбалансирован, предложение валюты всегда больше, чем спрос на нее – в этой ситуации работает фактически только один  трансмиссионный канал курсовой политики, и только через приобретение резервов. Денежная власть, Центральный банк насыщает экономику ликвидностью. Ликвидности всегда больше нормы. Отсюда очень низкие ставки на рынке межбансковских кредитов, очень низкая цена коротких денег между банками. И возникает интересная ситуация – разрыв между ценой денег на межбанковском рынке и ценой 20денег для конечного заемщика. Цена денег для конечного заемщика высока, потому что риски в экономике пока еще высоки.

 Принципиально  изменилась ситуация с платежным  балансом. С точки зрения факторов  роста, мы выяснили, что происходит  движение в сторону инвестиционного  роста. И прошлый год дал  этому наглядные численные доказательства, когда годовые темпы роста  инвестиций в  основной капитал  составили 21%. Это очень высокие  темпы. Мы в течение трех  последних лет наблюдали ежегодные  темпы прироста прямых иностранных  инвестиций порядка 50%. На этом  фоне происходит существенное  изменение в области платежного  баланса. Начиная с третьего  квартала еще 2006-го года, у нас  фактически изменилась динамика.  Постоянно повышательная тенденция  к росту положительного сальдо  торгового баланса и счет на  текущих операциях платежного  баланса теперь имеет тенденцию  к некоторой стабилизации и  даже сокращению. Причем, это сокращение  происходит на фоне экстремально  высоких цен на основные товары  нашего экспорта. Если бы этого  не было, это сокращение было  бы еще более быстрыми темпами.  Тем не менее, уже за прошлый  год положительное сальдо торгового  баланса сократилось примерно  на 15 млрд. долларов или примерно  на 10%. Примерно такое же сокращение  в части текущего счета платежного  баланса. Причем, здесь ситуация дополнительно осложняется тем, что на сокращение текущего счета влияет ситуация со счетом дивидендов. Потому что чем больше приток капиталов, тем больше нужно платить дивидендов, и он становится макроэкономически значимым, этот счет. Возникает ситуация, при которой уже нет однозначно избыточной ликвидности. И нет всегда превышения предложения над спросом на внутреннем валютном рынке. Возникает ситуация, когда этого превышения нет, когда регулятор уже не должен покупать валюту для того, чтобы обеспечить баланс. И регулятор становится нейтральным в этом смысле с точки зрения поддержания платежного баланса.

Необходимо  отметить, что в соответствии с  Федеральным законом «О Банке  России» цели банка заключаются  в следующем:21

1.«защита и обеспечение устойчивости  рубля»;

2.«развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации»;

3.«обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования  платёжной системы».

 Но Фетисов  Г. Г. отмечал, что ЦБ РФ  реально преследует лишь первую  цель. Он проанализировал проект  центробанковского отчёта, направленного в Государственную Думу. В нём отмечалось, что основные цели и принципы денежно – кредитной политики Банка России определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции и поддержание стабильности государственной валюты. Между тем ясно, что развитие и укрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступления России в ВТО и в условиях резкой либерализации валютного регулирования. Сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно – кредитной системы и экономике в целом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России