Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики. адачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.
В первой главе курсовой работы отражена сущность денежно-кредитной политики, а также инструменты, регулирующие ее. А так же виды кредитно-денежной политики.
Вторая глава посвящена инструментам, целям и направлениям денежно-кредитной политики в России. Так же во второй главе раскрываются проблемы денежно-кредитной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Кредитно-денежная политика и ее роль в экономике
1.1 Содержание и инструменты кредитно-денежной политики
1.2 Виды кредитно-денежной политики и ее влияние на экономику
Глава 2. Особенности современной кредитно-денежной политики в России
2.1Кредитно-денежная политика в России: цели, инструменты, направления
2.2 Проблемы кредитно-денежной политики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

KR_GOTOV_J_33__33.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

 

 

                            Министерство образования науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему

«КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ  В РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студ.гр.ФК-101

Бартенкова Е.А

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                        

д.э.н

Кусургашева Л.В

 

 

 

Кемерово 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.Кредитно-денежная политика и  ее роль в экономике

     1.1 Содержание и инструменты  кредитно-денежной политики

     1.2 Виды кредитно-денежной  политики и ее влияние на  экономику

 Глава 2. Особенности современной  кредитно-денежной политики в  России

     2.1Кредитно-денежная  политика в России: цели, инструменты,  направления

     2.2 Проблемы кредитно-денежной  политики в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из необходимых  условий устойчивого развития государства  является формирование четкой денежно-кредитной  политики государства, которая оказывает  огромное влияние как на само государство  в целом, так и на каждого его  гражданина в частности. То есть, чем  продуманнее будет денежно-кредитная  политика государства, тем лучше  будет жизнь его граждан, тем  мощнее оно будет выглядеть на международной арене. Каждый здравомыслящий человек хочет жить в мощном государстве  со стабильной экономикой и быть уверенным  в своем завтрашнем дне. По этой причине  изучение вопросов денежно-кредитной  политики государства является в  настоящее время достаточно актуальной задачей. В связи с вышеизложенным для написания данной курсовой работы и выбрана тема: «Денежно-кредитная политика государства и ее особенности в России». Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики. адачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.

 В первой  главе курсовой работы отражена сущность денежно-кредитной политики, а также инструменты, регулирующие ее. А так же виды кредитно-денежной политики.

Вторая глава посвящена инструментам, целям и направлениям денежно-кредитной политики в России. Так же во второй главе раскрываются проблемы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

 В заключении кратко обобщаются выводы, сделанные в ходе написания курсовой работы.

 

 

 

 

Глава I. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ.

 

    1. Содержание и  инструменты кредитно-денежной политики.

 

Денежно-кредитная  политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) — это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная  политика, основным проводником которой, как правило, является центральный  банк, направлена главным образом  на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности  банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Центральный  банк обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты и в этих целях  координирует свою политику с другими  государственными органами. Чаще всего  денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической  политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Вместе с  тем взаимоотношения банка и  правительства в проведении денежно-кредитной  политики обычно четко определены. Главное место здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношения  банка с бюджетом. Правительство  ограничено в своих действиях  и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Другой важный момент — единство денежно-кредитной  и валютной политики. Центральный  банк никогда не замыкается на поддержании  внутренней стабильности национальной денежной единицы уже потому, что  купля-продажа валюты прямо отражается на ликвидности банковской системы и связана с эмиссией.

Различают «узкую»  и «широкую» денежно-кредитную  политику. Под «узкой» политикой  имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью  инвестиций на валютном рынке, учетной  политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. «Широкая» политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие  на денежную массу в обращении. С  помощью прямых и косвенных методов  кредитного контроля регулируется ликвидность  банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

В современных  условиях регулирование ликвидности  банковской системы подразумевает  контроль за денежным обращением в самом сроком смысле и за ростом объема кредитования. Не случайно в некоторых странах в качестве широкого показателя денежной массы используется показатель ликвидности. С распространением монетаризма более эффективным стало считаться воздействие на денежную массу, а не на процентные ставки, хотя отделить эти процессы невозможно. Особую проблему составляет международный аспект денежно-кредитной политики, т.е. вопросы валютного курса, резервов, платежного баланса.

С другой стороны, денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетной  и налоговой политикой.

Центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке  и реже по традиции.1

Инструменты денежно-кредитной  политики

Инструментарий  денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование  различных инструментов сильно варьируется  в зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

Основные инструменты, которыми располагает  центральный •пс, включают:

1)  регулирование официальных  резервных требований;

2)  операции на открытом рынке;

3)  манипулирование учетной ставкой  процента.2

В настоящее  время обязательные резервы —  это наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банка, либо в виде депортов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований Представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным  объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Обязательные  резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они  как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный  банк оказывает влияние на уровень  прибыльности коммерческих банков, повышая  либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя  размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной  и темпами изменения денежной массы.

Вместе с  тем обязательные резервы во многом представляют собой административно-количественный инструмент, и по мере развития финансовых рынков его использование уменьшилось (в некоторых странах максимальный размер фиксируется в законе во избежание  злоупотреблений). В ряде случаев  резервные требования были полностью  отменены как малоэффективные или  их размер существенно снижен.

Операции  на открытом рынке — официальные  операции центрального банка по купле-продаже  ценных бумаг в банковской системе.

При покупке  центральным банком ценных бумаг  у коммерческих банков соответствующие  суммы поступают на их корреспондентские  счета, т.е. увеличивается величина свободных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, суммы их свободных резервов уменьшаются, а в банковской системе в целом  происходит сокращение кредитных ресурсов и повышение их стоимости, что  отражается на общей величине денежной массы.

 Операции центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку либо продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением  обратной сделки по заранее установленному курсу.

Гибкость  обратных операций, более мягкий эффект их воздействия придают популярность данному инструменту регулирования. Так, доля обратных операций центральных  банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%.

Третий инструмент денежной политики — это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционная функция Центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой  выдаются эти ссуды, называется учетной  ставкой процента. Изменяя эту  ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или  сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям. В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита  вообще и тем самым создаются  условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Учетная политика, будучи составной частью государственной  процентной политики, является одним  из наиболее важных инструментов денежно-кредитного регулирования, основные направления  которой разрабатываются и реализуются  центральным банком посредством  установления и пересмотра официальной (базовой) процентой ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Центральные банки устанавливают несколько  официальных учетных ставок в  зависимости от срока, надежности, «классности» и так далее, равно как и  несколько ставок по ломбардному  кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень  ставок по рефинансированию и редисконтированию, центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем центрального банка.

Центральный банк использует как косвенные, так и прямые методы регулирования  деятельности банков. Это осуществляется посредством установления как базовых  процентных ставок (по учетным операциям, по ломбардному и банковскому  кредиту), так и количественных ограничений  в отношении ценных бумаг, принимаемых  к переучету центральным банком и под залог которых он может  предоставлять кредит коммерческим банкам. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды кредитно-денежной политики  и ее влияние на экономику.

 

В зависимости  от экономической ситуации, которая  складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих»  денег. Политика «дешевых» денег  характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель — сделать  кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?

Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить  займы у центрального банка и  тем самым увеличить собственные  резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных  ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая  их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России